ЗАДАНИЕ
на семинар №1
по дисциплине «Биоэтика»
тема: «Медицина, этика, право и религия: их взаимосвязь»
для курсантов 2 курса ФПВ
Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:
1. Понятия мораль, нравственность и этика: их соотношение. Натуралистическая и религиозная теории происхождения морали:
-определение объема и содержания понятий «мораль», «нравственность», «этика»;
-историческое изменение предмета этики;
-натуралистическая, религиозная, биологизаторская и уфологическая теории происхождении морали. Мифы и реальность;
-современная структура этики: метаэтика, история этических учений, нравственность как культурно-исторический феномен, нормативная этика, моральные ценности и нравственное воспитание, прикладная этика, этика и человековедение;
-основные категории этики: добро и зло, свобода, необходимость, ответственность, совесть и долг;
-междисциплинарные связи этики и возникновение новых сфер этического исследования.
2. Специфика правового регулирования поведения человека. Сущность либеральной трактовки права. Право и этика в медицине:
-право как форма духовной жизни общества;
- «совпадение-несовпадение» морали и общества;
- особенности правовой и моральной регуляции;
-исторические типы правового и нравственного регулирования в медицине;
-необходимость законодательной базы в современной медицине и ее нравственного обоснования.
3. Основные этапы развития медицинской этики. Медицинская этика, деонтология, биомедицинская этика, биоэтика:
-зарождение морали врачевания в эпоху первобытнообщинного строя;
-формирование основ медицинской этики в период рабовладения( Египет, Индия, Ближний Восток, Греция. Рим);
-модель Гиппократа и принцип «не навреди»;
-особенности нравственности врачей эпохи феодализма;
-деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга» в последующие периоды;
-современная трактовка медицинской этики и биоэтики.
4. Соотношение либеральной и консервативной биоэтики. Их мировоззренческие основания. Биоэтика как институт современного общества:
-историко-натуралистические корни консервативной биоэтики;
-свобода выбора и либеральная этика;
-биоэтика как социальный регулятор;
-структура биоэтики как института современного общества.
Литература для подготовки к семинару:
а) обязательная:
1.Гоглова О., Ерофеев С., Гоглова Ю. Биомедицинская этика : Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.- СПб.: Питер, 2013.
2.Иванюшкин А.Я. биомедицинская этика- М.: Авторская академия, 2010.
3.Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: учебное пособие- М.: МЕДпресс-онформ, 2008.
4.Хрусталев Ю.М. Биоэтика- М.:ОАО «издательство медицина», 2011.
б) дополнительная:
1.Аристотель. Никомахова этика/сочинения: В 4-х т.Т.У.- М.: Мысль,1983.
2.Зеленова И.Л. Этика: Учебное пособие- М.,2008.
3.Иванов В.Г. История этики древнего мира -СПБ.: Издательство «Лань»,1997.
4.Иванов В.Г.История этики средних веков- Л.: Издательство ЛГУ,1984.
5.Карташова О.В., Лапатин П.В. Биоэтика учебник .–М.,2009.
6.Монтень М .Опыты: В 3 кню Кн.3-я – СПБ.: Кристалл.1998.
7.Щвейцер А.Благоговение перед жизнью. -М.,1992.
Темы рефератов, выступлений и сообщений:
1. Понятия морали, нравственности и этики: их соотношение.
2. Возникновение морали и ее историческое значение.
3. Медицинская этика. История развития, цели и задачи.
4. Деонтология. Понятие, определение, история формирования.
5. Возникновение биоэтики как науки: цели и задачи.
6. Современные тенденции в биомедицинской этике.
7. Биоэтика как институт современного общества.
8. Право и этика в медицине.
Методические рекомендации курсантам по подготовке к семинару:
- изучить вопросы, выносимые на обсуждение на семинарском занятии;
-материалы подготовки к семинару рекомендуется отрабатывать в конспекте лекций по дисциплине «биоэтика»;
-к семинару необходимо подготовить проблемные вопросы, а также научные сообщения;
-в процессе подготовки к семинару следует использовать и интернет – ресурсы;
-отводимое время на выступления – 10 минут, на научные сообщения и доклады – до 15 минут.
Основные категории и понятия:
Медици́на — система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни
Э́тика — философское исследование морали и нравственности .
Биоэ́тика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений
Нравственность— термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики
Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий
Свобо́да — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами
Необходимость — характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней.
Ответственность — личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Долг — это обязательство, а также денежные средства или другие активы, которые кредитор передаёт заёмщику (дебитору) с условием их возврата в будущем и выплаты вознаграждения
Деонтология — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.
Гиппократ(460-377 до н.э.)— знаменитый античный врач и мыслитель. Реформатор древнегреческой медицины, почитаемый как «отец медицины». Он основоположник индивидуального подхода к больному. Его по праву считают основателем профессиональной медицинской школы, в которой он соединил ее медицинские цели и задачи с принципами гуманной философии и медицинской этики. С его именем связано представление о высоком моральном облике врача и моральности его профессионального поведения — клятва Гиппократа. Ее главный принцип — «не навреди»
Девиантный (франц. deviation — отклонение) — отклоняющийся от принятых в обществе моральных норм поведения.
Идеал (греч. idea — идея) — понятие морального сознания, образец высшего нравственного совершенства или высшая цель человеческих устремлений в своей жизнедеятельности. По Канту, идеал — недостижимый первообраз, который никогда не станет действительностью.
Бентам И. (1748-1832)— английский философ, ученый и юрист. Его по праву считают родоначальником этического учения «Деонтология». В нем он рассматривал задачи морали в целом как средство достижения пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья. Впоследствии ее стали рассматривать как этику долженствования, особенно в медицине.
Сократ (470-399 до н. э.)— знаменитый древнегреческий философ — отец моральной философии (этики).