Энергетика в природе и сущности человека. Часть 1
- Философия космизма
- Лучи их характеристика
- Двенадцать творческих иерархий
- Эзотерическое строение человека
- Эфирное тело
- Астральное тело
- Ментальное тело
- Высшие тела
- Семь принципов человека и проводники этих принципов
- Ченнелинг
- Энергийная антропология
Называя «эзотерическим» определенный класс знаний, представленных в нашей культуре, мы подразумеваем, во-первых, что эти знания не отражены в социальной структуре, то есть, что функцию их сохранения и развития осуществляют частные лица – отдельные энтузиасты или группы энтузиастов, – а не какие-то общественные институты; во-вторых, мы подразумеваем, что это знания о нетривиальных формах отношений человека с миром. Нас в данном случае интересует знание о принципах и методах духовного развития человека – интегрального развития его отношений с миром. Говоря далее об эзотерических знаниях, мы будем подразумевать именно знания такого типа.
Поскольку знания эти в нашей культуре не общеизвестны, человек, испытывающий потребность развиваться духовно, ощущает поначалу острый информационный голод. Однако когда ему удается получить к ним доступ, картина резко меняется. «Неофит» сталкивается с фактом существования множества традиционных и современных учений о духовном развитии, каждое из которых с большой убедительностью доказывает собственную истинность, и подчас с не меньшей убедительностью отрицает при этом истинность остальных учений. Такая теоретическая многоаспектность эзотерического знания (равно как и практическая многоаспектность существующих методов духовного развития) сбивает человека с толку, серьезно препятствуя процессу его действительного духовного роста.
Феномен теоретической многоаспектности эзотерического знания особенно начал давать о себе знать в ходе широкого освоения духовного наследия восточных культур, окончательно подорвавшего на Западе духовную монополию христианской идеологии. Поэтому начиная с конца прошлого века предпринимались неоднократные попытки так называемого «эзотерического синтеза», долженствующего упорядочить ставший очевидным хаос теорий и методов духовного развития, относящихся к различным культурным регионам. Теософия Блаватской, арканологические изыскания Шмакова, Агни Йога Рерихов – все это синтетические учения. Однако, осуществляемый ими культурологический синтез носил преимущественно формальный характер: синтезируя по тому или иному принципу формы традиционных региональных учений, они в целом некритически относились к их содержанию, принимая во внимание лишь общие положения и игнорируя значимость принципиальных содержательных различий. Результатом такого формального синтеза всякий раз становилось очередное учение, по существу продолжающее ряд учений, которые оно должно было синтезировать.
Таковы реалии эзотерики. Однако с этим приходится мириться, поскольку существуют области знания, о которых можно узнать только лишь из эзотерических источников – в научном мире они никак не представлены. К таким знаниям относится энергетическая концепция человека. В современном мире данная концепция приобрела самое широкое распространение в самых невероятных интерпретациях. Здесь и «закон притяжения», разрекламированный в нашумевшем фильме «Секрет», и различные духовные практики и методики личностного роста, и понятие об эгрегорах, и энергетический вампиризм и многое-многое другое.
В итоге получилась еще более запутанная картина. Мало того, что сама по себе эзотерика не дает четкого описания энергетической концепции, ее еще подвергли многочисленным искажениям, что создает немало трудностей в процессе отделения «зерен от плевр».
В настоящей статье мы даем основы энергетической концепциым искажениям, что создает немало трудностей в процессе отделения «зерен от плевр».
В настоящей статье мы даем основы энергетической концепции человека в том виде, как это понимает традиционная эзотерика, т.е. без примесей популярных ныне интерпретаций и без попыток упрощения исходного материала ради простоты понимания.