Финансовая политика государства, ее цели, задачи, значение. Основные направления финансовой политика Российской Федерации.
Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях.
Главные цели правительства РФ можно сформулировать, исходя из общих стратегических задач всего несколькими пунктами:
поступательное движение к достижению социальной стабильности;
повышение уровня жизни и доходов населения;
обеспечение баланса товарных и денежных потоков, спроса и предложения на внутреннем рынке;
взвешенная политика в вопросах регулирования банковского сектора;
поддержка отечественного производителя системой налоговых и таможенных льгот.
Совокупность задач государственного регулирования финансовой сферы, как правило, поэтапно меняется по мере его развития, но основополагающие принципы остаются неизменными. К ним можно отнести:
наиболее рациональное в данный период распределение и использование финансовых ресурсов;
проведение политики экономического и социального стимулирования;
отработку эффективных тактических схем структуризации экономики;
обеспечение государственных органов, реализующих финансовую политику, квалифицированными кадрами, а также необходимой нормативной и технической базой.
В конечном итоге задачей органов управления в финансовом секторе во все времена является максимальная отдача обращающихся в государстве денег, направленная на повышение благосостояния населения страны.
Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства.
Существуют следующие направления финансовой политики: бюджетная; налоговая; кредитно-денежная; социальная; инвестиционная; таможенная и валютная.
Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и контроль деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка (регламентация эмиссии и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставки рефинансирования и т.п. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи, предназначенной отдельным социальным группам населения и др. Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами.