Вопрос 5 Медицина в системе культуры. Культура личности врача

Несмотря на сложность определения самого понятия культуры, ее реальное существование может быть представлено в единстве трех «ипостасей», модальностей. Прежде всего, культура представляет собой совокупность внутренних качеств человека- потребностей, способностей, умений, благодаря которым он формирует знания, ценностные установки, идеалы. Во-вторых, правомерно говорить о процессуально-деятельностном аспекте культуры,т.к. духовное содержание человека проявляется в различных способах его деятельности. В этом смысле культура выступает как общая «технология» человеческой деятельности. В-третьих, культура имеет свою предметную модальность, в которой также воплощается человеческая деятельность. Это могут быть произведения техники, науки, искусства, философии, ре­лигии, феномены политики и права. В каждом из трех аспектов медицина представляет собой особый вид деятельности человека, в которой реализуются, проявляются все грани культуры.

С позиций человеческих качеств медицина представляет собой сложную систему, в которой существенную роль играют такие элементы как, например, мировоззренческая культура врача, философская культура, экологическая культура, нравственная культура, эстетическая культура, художественная культура. Ограничения здесь невозможны в силу многогранности самой человеческой деятельности. В научной литературе рассматриваются проблемы культуры мышления врача, роль религии и искусства в медицине, культуры взаимоотношений и поведения.

В процессуально-деятельностном смысле медицина представляет, прежде всего, как профессиональная культура, набор специфических форм и методов деятельности врача.В сфере предметной модальности культура и медицина имеют общие связи в самых различных подсистемах: «предметы техники - ме­дицина», «предметы быта - медицина», «произведения искусства -медицина», «произведения философии - медицина», «феномены религии - медицина» и др.

Медицина - это прежде всего знание. Об этом же говорит происхождение слов «ведать», «сведения» и «ведун» (от санскритского «веды») и «знахарь», «знать», «знания» в славянском их значении.

Какова же роль врача в обществе? Об этом образно высказался «отец медицины» - Гиппократ: «Врач-философ подобен богу, ибо познает суть вещей». Известно, что художественная культура в целом и искусство, в час­тности, главным предметом своего познания провозглашает человека.

Медицина, как и искусство, не может ограничиться в своем познании человека чисто рациональными, логическими аспектами. Если духовный мир личности представляет собой единство рациональных и эмоциональных, художественно-образных компонентов, то врач обязан их «видеть», учитывать, уметь влиять на них.

История мировой культуры, медицины убеждает нас в том, что труд врача и деятельность художника всегда существовали рядом и зачастую воплощались в одной личности.

Эмпедокл (490—430 гг. до н.э.) занимался, помимо врачебной дея­тельности, философией, политикой, поэзией; он написал высокохудожественные поэмы «О природе» и «Очищение». До нас дошли 450
стихов Эмпедокла. Проблемы анатомии и физиологии он пытался
выразить в художественно-образной форме.

Аристотель (384—322 гг. до н.э.), великий философ и врач в своей «Метафизике», рассуждая о величии и важности искусства целителя, высказывает мысль, что врач, прежде чем лечить больного, должен изучить «специфику сущности» конкретного явления у того или иного больного. В работе «О душе» он обращается к душевному миру человека, его психологическому состоянию.

Авл Корнелий Цельс (1 век н.э.), изучая формы индивидуального подхода к больному, пишет свои многогранные труды «О медицине» и «Искусство». Авиценна (980-1037) писал стихи и стихами описывал симптомы болезни. Франсуа Рабле (1494-1553), врач и писатель с ми­ровым именем, вошел в историю мировой художественной культуры как автор знаменитой «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Писал стихи, занимался алхимией, астрономией итальянский врач Джироламо Фракасторо (1478-1553). Французский врач Франсуа Бернье (1625-1658) был писателем и путешественником. Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759—1805) - видный немецкий поэт, врач, философ и писатель, друг Гете. К числу крупнейших писателей, получивших медицинское образование и завоевавших мировую известность, относятся Луи Буссенар, Конан Дойль, Альберт Швейцер, А. Чехов, М. Булгаков, В. Даль. Писал свои рубай и лечил больных Омар Хайям, изучали медицину и писали оды Михайло Ломоносов и Гете.

В «Скучной истории» А.П. Чехов дает блестящее описание учебной лекции, прочитанной профессором медицины и завершает его следу­ющим выводом: «Никакой спорт, никакие развлечения и игры никог­да не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекции. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновенье не выдумки поэтов, а существует на самом деле. И я думаю, Геркулес после самого пикантного из своих подвигов не чувствовал такого сладострастного изнеможения, какое переживал я всякий раз после лек­ции» (Чехов А.П. Избранные сочинения. М., 1988. С. 172.).

Врачи прошлого отличались широким кругозором интересов, они добивались признания не только в своей области, но и были выдающимися астрономами (Евдокс Кинский, Джероламо Кардано, Н. Коперник), физиками (Уильям Кулен, Герман Гельмгольц, Роберт Майер). Среди врачей были известные химики (Бородин, он же известный композитор, Парацельс), путешественники (Миклухо-Маклай), поли­тические деятели (Жан-Поль Марат).

Английской врач Джон Локк (1632-1704) был видным философом. Жульен Офре Ламетри (1709—1751) — французский врач, был автором знаменитой философской работы «Человек-машина». Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) по специальности был врач-психиатр. Врач Герман Бургаве(1668-1738), на лекции которого присутствовал Петр I, был крупнейшим голландским ученым, увлекался химией, бо­таникой и философией. Мало кому известно, что отец Галилея (1564—1642) страстно мечтал, чтобы его сын стал врачом, и сам Галилей учился первоначально на медицинском факультете Пизанского университета. Н. Коперник (1473-1543), основатель гелиоцентрической системы, был математиком, врачом, переводчиком художественных произведений.

Врачи, отличаясь широким кругозором, открывали планеты, фор­мулировали законы сохранения энергии, изучали тайны античного пурпурного стекла (Петтенкофер). Они изучали химические элементы и писали высокохудожественные произведения, испытывали на себе убийственны» бациллы, яды, одевали на себя одежду умерших больных желтой лихорадкой ради единственной цели - выявить причину человеческого недуга. Ореол романтики, окутывающий медицину, притягивал к себе одаренных людей, не имеющих диплома врача, но стра­стно пожелавших посвятить себя борьбе с человеческими недугами. Химик Луи Пастер (1822—1895) поклялся над умершим от бешенства ребенком и окружил себя ретортами, бациллами, животными с ядови­той слюной для того чтобы извлечь опасный вирус. И.И. Мечников(1845—1916) не был врачом, он закончил естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета, однако, именно ему человечество признательно за открытие фагоцитов и фагоцитоза. Он бесстрашно выезжал в степи Манчжурии и появлялся среди чумных больных.

Таким образом, культура как способ человеческой жизнедеятельности, форма бытия характеризуется такими устремлениями и поступками, которые несут в себе идеалы гуманизма, свободы, разумности и
духовности. Только в лоне культуры человек может реализовать заложенные в нем сущностные качества, реализоваться как личность, исповедующая гуманистические ценности. Всеми своими гранями медицина и культура связаны друг с другом, решая общую задачу развития, качественного становления Человека. Деятельность врача предусматривает такой уровень личностных качеств, которые позволили бы методами и формами медицинской практики утверждать высшие человеческие идеалы Истины, Добра и Красоты.

Таким образом, мы уяснили философские методологические основы культуры, применительно к профессиональной деятельности военного врача и руководителя, выделили особенности культуры России и медицины, военной медицины.

Следует учитывать как общин философские положения культуры, так и многообразие, неповторимость, индивидуальность культуры личности специалиста, военного врача, курсанта.

Офицеру, военному врачу традиционно присущи высшие культурные, духовные ценности, целостность личности, патриотическая и гуманная направленность, готовность с честью выполнить свой воинский, гражданский и врачебный долг. В этом заключается критерий оценки личности, которым следует рукодствоваться молодым людям, избравшим профессию военного врача.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют определения культуры?

2. В чем заключается полисемантичность понятия культуры?

3. В чем заключается многофункциональная направленность культуры?

4. Какие структурные элементы культуры Вам известны?

5. В чем заключаются закономерности развития культуры?

6. В чем смысл основных значений понятия «культура общества»?

7. По каким основаниям осуществляется типология культуры общества?

8. Из каких элементов состоит материальная и духовная культура общества?

9. Какое место в системе культуры общества занимает наука?

10. Какую роль в системе культуры общества занимает религия?

11. Какие функции в обществе выполняет культура?

12. Какие этапы развития мировой культуры Вам известны?

13. В чем заключаются особенности культуры ранних цивилизаций и античности?

14. Какие характерные черты мировой культуры Средневековья и эпохи Возрождения Вам известны?

15. Чем отличается культура эпохи Просвещения и Нового времени от культуры Средневековья?

16. В чем заключаются основные достижения мировой культуры 20-начала 21 веков?

17. В чем состоят особенности типологической характеристики русской культуры?

18. В чем состоит природная динамика цивилизаций Л Мечникова?

19. Какие особенности характерны для ландшафно-пассионарной концепции планетарного культурного процесса Л.Н. Гумилева?

20. В чем заключаются особенности российского культурно-цивилизационного процесса?

21. Как соотносятся культура и цивилизация?

22. В чем заключается смысл диалектико-материалистической концепции культуры?

23. Чем отличается теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского от цивилизационной теории А. Тойнби?

24. В чем заключаются особенности концепции идеальных типов культуры М.Вебера и А.Вебера?

25. В чем специфика культурно-исторической динамики В.Шубарта?

26. В чем состоит новизна концепции «замкнутых культур» О. Шпенглера?

27. Что нового внес в теорию цивилизации концепцией динамики социокультурных систем П. Сорокин?

28. Из каких элементов состоит культура личности и деятельности врача?

 

 

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени С.М. Кирова

Кафедра общественных наук