Автор - доц., к.э.н. Владимир Васильевич Зябриков

 

 

Разграничение дисциплин


 
 

01 09 зоов


Общий менеджмент


 


 

 

1.

 

2.

 

3.


Литература

Зябриков В.В. Общий менеджмент. Курс лекций. 2-е изд. Санкт-Петербург: ОЦЭиМ, 2007. 241 с.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд./ Пер.с англ. М.: ОООйИ.Д.Вильямс», 2006. 672 с.

Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб.-практ.пособие/ Пер. с англ. Минск: Новое знание, 2003. 1039 с.


 


01.09 ?0 08


Общий менеджмент


 

Дополнительная литература

1. Дирлав Дез. Избранные концепции бизнеса. Теории, которые изменили мир/ Пер.с англ. - М: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. - 336 с.

2. Грей Крис. Организации. Теории, конфликты и менеджеры/ Пер. с англ. -X.: Изд-во Гуманитарный центр, 2008. -196 с.

 

 

01 09 2008 Общий менеджмент А

 

1.Основы менеджмента

 

 

«Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять». О.Конт (французский философ)

А

 

01 09 2008 Общий менеджмент

 

Годом рождения менеджмента как науки принято считать 1886 г., когда Г.Таун (1811-1924) выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист» и назвал менеджмент не только сферой профессиональной деятельности, но и самостоятельной сферой научного знания со своим предметом, литературой.

Основные термины:

• То manage - ухитриться, умело обращаться, управлять, заведовать, подготавливать, тщательно упорядочивать, владеть инструментом.

• Примеры:

«Я ухитрился (managed) успеть на автобус»

«Мне удалось избежать ссоры с ним».

 

 

01.09 2008 Общий менеджмент i

 

Схема происхождения термина менеджер

 

 

Мепадег (франц.) - ведение домашнего хозяйства

«Manus» (лат.) - рука (сравни руководить)

Maneggiare (итал.) - умение управлять лошадью, искусство выездки

 

01.09.2008 Общий менеджмент

• В государственном управлении используют глаголы to rule, to govern (англ.), означающие - править (на государственном уровне), регулировать, издавать постановление.

• Глагол to control (англ.) -контролировать, проверять, сдерживать, проверять расходование средств, употребляется при и управлении фирмой, и при управлении государством.

Основное onределение менеджмента:

Менеджмент - это наука управления поведением

• работника,

• рабочей группы (бригады),

• фирмы, а также

• логистическими и финансовыми процессами,

представляющая собой систему принципов и методов, способствующих правильному формулированию и оптимальному достижению целей фирмы.

01.09.2008 Общий менеджмент 10

Формула Ли Якокки : ЛЮДИ ? ПРОДУКТЫ ? ПРИБЫЛЬ

 

Система «5 Р»:


Professionals (профессионалы на ключевых должностях)

 

 

Product (качествен­ный продукт)

 

Profit (прибыль)

 

Progress (устойчивое развитие)


Project teams (сплоченные проектные команды)


01.09 2008


Общий менеджмент



 

Система «Мацусита дэнки»

1.Философия 2.Принципы 3.Мотивы 4.Результаты 5.Цель


 

 

1. Уваже­ние к человеку


2.Пожизнен-
ный найм,
«все в одной
лодке»___

3 Низкая дифферен­циация окладов

 

4. Участие в управлении

 

5. Система непрерывно­го обучения персонала

6.Понимание необходимости собственного труда для достижения личного успеха

 

 

7.Понимание роли

собственного труда в достижении успеха фирмы


8. Высо­кая

произво­дитель­ность труда

 

9. Нова­торство

 

 

10. Кон­ку ренто-способ-ность


«Слишком много бизнесменов хотят получать готовые ответы, - и сейчас в изобилии появляются книги о бизнесе, готовые доставить им такое удовольствие. Лично я не возьму на себя смелость написать такой «сборник кулинарных рецептов» - у меня для этого не хватает знаний».

Томас Э. Стюарт,

член редакционного совета

журнала «Fortune».

01.09.2008 Общий менеджмент 13

 

Менеджмент это -

 

1. Ремесло, сфера профессиональной деятельности

2 Искусство

з. Наука

4 Институт

5 Процесс управления

 

01.09 2008 Общий менеджмент 14

 

Причины появления менеджмента

• необходимость контролировать и дисциплинировать рабочих,

• необходимость решения функциональных проблем на крупных предприятиях,

• идентификация интересов менеджеров.


Схема процесса управления

 
 

 

Управляющее воздействие

 

Субъект   Объект
управления   управления

01.09 2008



 

 

«... когда люди делают что-либо, в результате они получают то, на что надеялись, плюс то, чего не ожидали (ненамеренное и возможно нежелательное последствие).

... Более того, по бо/ :-шому счету менеджеры всегда имеют дело с непреднамеренными последствиями предыдущих действий».

Крис Грей (2005)


01 09 2008


Общий менеджмент



 

Стадии процесса (элементы) менеджмента:


Планирование:

 

Ч

 

 

Контроль:
 

 

 

Менеджеры, имеющие степень MBA (Master of Business Administration), «могут быть сведущими в языке менеджмента, который повышает их уверенность в себе, а в некоторых случаях открывает карьерные перспективы. Благодаря языку они узнают то, что прекрасно приспособит их к рынку труда менеджеров, и не только. Они усвоят ориентацию, и тот способ, которым они изучали организации, будет этому способствовать».

Крис Грей (2005)

01.09.2008 Общий менеджмент 28

Социализация владельцев степени МВД предполагает: «Взгляд на организацию как на автономную область знания (не соприкасающуюся с философией, политикой и культурой) и как на структуру, которая поддается инжинирингоподобному контролю.

Взляд на людей, как на объекты манипуляций, и на ценности, как на организационный ресурс. Взгляд на изменения, как на не подлежащие сомнению, а требующие воплощения в жизнь». Крис Грей (2005)

 
 

01 09 2008 Общий менеджмент 29



2.Функциональный (functional): маркетинг, финансовый менеджмент, производственный менеджмент, менеджмент персонала, логистика, управление развитием.

• По горизонту планирования: тактический, стратегический

• По объекту управления:

управление текущей деятельностью, управление проектами

01.09 2008 Общий менеджмент 32

 

Годовые премии топ-менеджеров компаний РФ за 2006 г. (млн.$)

1. 0,4 - 5,0 Нефть и газ (Газпром,ТНК-ВР, Лукойл, Роснефть и т.д.)

2. 0,1 - 5,0 Металлургия (Северсталь, Норильский никель и т.д.)

з 0,2 - 3,0 Банки (ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк и т.д.)

4. 0,05 - 2,0 Телекоммуникации (МТС, Билайн, Мегафон и т.д.)

«АиФ», N 52, 2006. С.10.

01.09.2008 Общий менеджмент 33


«Менеджеры среднего звена печально знамениты тем, что убивают массу времени на электронную переписку с коллегами».

Р.Камрасс, М.Фарнкомб

 

01 09 2008 Сбщий менеджмент 34

Классификация менеджеров по роли в принятии решений

 

N Роль Функция Должность Аналог
Переговорщик Подготовка решений. Директор по Министр
    представление маркетингу иностранных
    организации   дел
Лидер Принятие решений, Генераль- Президент
    выработка стратегии нь й страны
      директор  
Распредели- Обеспечение Финансовый Премьер-
  тель ресурсов выполнения директор министр
    принятых решений   страны
Л Устраняющий Реакция на Администра- Министр
  нарушения отклонения тор внутренних
        дел

01.09.2008 Общий менеджмент 35

Система сбалансированных показателей (BSC)

 

  1.Финансы:  
2.Клиенты: ^[^^Стратегия~~2^> 3.Внутренние бизнес-процессы:
\^ 4.0бучение и рост:  
         

Эволюция отношений менеджер-лидер

1 Менеджер-контролер, не являющийся лидером.

2. Менеджер-харизматик, являющийся ярким лидером, нуждающийся в подчиненных - последователях

3. Менеджер-интеллектуал, лидер среди лидеров.

 

 

01 09 2008 Общий менеджмент 37

 

«Менеджменту пришел конец. Ради конкурентоспособности и роста на глобальных рынках компании должны уделять особое внимание инновациям и творчеству. Чтобы добиться этого, им требуются лидеры, думающие прежде всего о людях, а не мачо-менеджеры. Но слишком многие руководители будут считать себя контролерами, распорядителями или бухгалтерами».

Джон Эдер (р. 1934), британский эксперт.

01.09.2008 Общий менеджмент 38

 

 

Харизма и менеджмент

 

«Харизма» - божий дар, божья благодать.

« Харизма ... заключается в некой способности внушить подчиненным чувство преданности и тем самым заставить их подчиняться себе на психологическом уровне».

Крис Грей (2005)


«Харизматические люди - это магниты, к которым приближаются с тихим ужасом и одновременно с восхищением... Все «магниты» чувствуют будущее, знают ответы на все вопросы, в них ощущается знание и сила».

Клаус Волторн, 1995.

 

 

01.09 2008 Общий менеджмет 40

Личностные качества харизматичного лидера

1. Стратегическое видение будущего организации и методов его достижения, ясно формулируют правдоподобную реальную привлекательную цель.

2. Эмоциональный интеллект (умение сопереживать), выражающийся, в частности, в красноречии, использовании выразительных метафор, эмоциональных жестов, использование мотивирующей похвалы для последователей.

01 09 2008 Общий менеджмент 41

 

 

3. Безупречная репутация.

Харизматические лидеры вызывают доверие, желание подражать, в них чувствуется знание и сила.

4. Желание доминировать,

решительность, глубокая вера в себя, харизматики предполагают высокую работоспособность подчиненных

5. Внимательное отношение к
окружающему миру.



«.. .хорошие лидеры растят людей, плохие лидеры тормозят их; хорошие лидеры служат своим последователям, плохие лидеры порабощают их».

Адриан Кэдбери, бывший глава компании Cadbury Schwepps.

 

01.09 2008 Общий менеджмент 44

 

Заповеди лидерства (Самьюэл Уолтон, Wal-Mart Stores, Inc.)

1. Будь предан своим целям.

2. Делись тем, что заработал.

3. Заряжай коллег своей энергией.

4. Делись всем, что знаешь.

5. Цени труд своих сотрудников.


Определение термина «менеджер»:

Менеджер (manager) - это субъект менеджмента, специалист,

• самостоятельно принимающий решения по управлению объектами менеджмента,

• обеспечивающий реализацию этих решений,

• работающий в организации по найму и занимающий в ней должность, связанную с управлением.

 

01 09 2008 Общий менеджмент 19

 

«.. .настоящий менеджмент - это то, что делают парни, с крупноформатными таблицами, стратегиями, встречами и финансовыми сметами».

Крис Грей (2005)

 

01.09.2008 Общий менеджмент 20

 

Личностные качества успешного

менеджера

1. Инициативность - готовность и умение

принимать самостоятельные решения в условиях риска и неполной информации, энергичность.

2. Стратегическое видение, целеустремленность: оптимизм, воля к достижению цели, настойчивость, готовность к жертвам ради достижения цели.

3. Умение работать в команде.

01.09.2008 Общий менеджмент 21

4. Глубина экономического мышления.

5. Логика и системность мышления, компетентность:

 

• Умение объективно оценивать факты и выявлять связи между явлениями, умение выделять главное.

• Наблюдательность, умение предсказывать тенденции развития.

• Умение оперативно сравнивать варианты в цифровой и, главное, в графической форме.

 

01.09 2008 Общий менеджмент 22

6. Ответственность перед собственниками, работниками, партнерами, обществом (жители города, где расположено предприятие).

7. Организаторские способности:

 

• Умение привлекать к себе сотрудников, распределять работу между ними с учетом их индивидуальных качеств, jl

• Умение правильно планировать и соблюдать свой бюджет времени, за оперативными вопросами («текучкой») не упускать стратегические.

 

01.09 2008 Общий менеджмент 23

 

8. Психологическая устойчивость -

умение сохранять самообладание в экстремальных ситуациях, «держать удар», не впадать в состояние «грогги»

9. Честолюбие

10. Чувство юмора


Пирамида качеств менеджера


1-й уровень


Результативность


2-й уровень


Дано от природы: Способность Потребность работать с действовать людьми

Приобретено:

 

 

Знания   Навыки и умения
 

 


3-й уровень

Честолюбие

Инициативность

Интеллект -


 

Целеустремленность
Оптимизм    
Чувство юмора  

Самодостаточность

Фундаментальное обраюванне

Глубина экономического мышления

Умение планировать

I

Умение работать в команде


Интуиция

Настойчивость


Готовность к жертвам


Стратегическое видение

Умение использовать ресурсы


Психологическая устойчивость

Обучаемость


Слайд А.И.Стешова, ЗАО «Институт «Стройпроект»


01.09.2008


Общий менеджмент



 

Школы бизнеса

 

«В школах бизнеса студентов учат, что есть такая профессия «менеджер» и что они уже вполне готовы занять руководящие посты. Это жестокий розыгрыш, шутка. В школах учат лишь тому, как занять пост в компании, но <ц не как управлять ею».

Эдварде А. Рейнольде (1983)


01.09.2008


Общий менеджмент



 

Школа бизнеса представляет собой «перерабатывающий завод по подделке интеллектуальной собственности».

Томас Френк

 

 

6. Празднуй свой успех. 7 Выслушай каждого.

8. Делай больше, чем обещал.

9. Работай умнее, чем другие, ю. Сам прокладывай свой путь.

 

01.09.2008 Общий менеджмент 46

 

 

«Пока западные компании в 1970-х г. г. выпускали неэкономичные машины, используя дорогостоящий труд огромного количества недовольных своей жизнью работников, Toyota рвалась вперед, воплощая идеи Деминга. В начале 1980-х г. г. западные компании проснулись и начали «проповедовать» евангелие от Деминга. Но было уже поздно - Toyota давно всех опередила». Дез Дирлав, 2003

 

01.09 2008 Общий менеджмент 47

 

Принципы лидерства У.Э.Деминга

1 Лидер понимает, как работа его группы сочетается с целями компании

2 Лидер работает не только с текущей, но и с предшествующими и последующими стадиями процесса производства

з. Лидер пытается создать для всех такую атмосферу, чтобы работа доставляла радость

4. Лидер тренер и советчик, но не судья

5. Лидер использует цифры для того, чтобы с их помощью понять мотивы своих людей и себя самого

6. Лидер работает, чтобы улучшить систему, в которой трудится он и его сторонники

7. Лидер создает атмосферу доверия и понимает, что эта атмосфера требует от него идти на риск

 

01 09 2008 Общий менеджмент 49

 

 

8. Лидер не ждет совершенства, он терпелив э. Лидер слушает и учится, не наказывая того, кого слушает.

 

01.09.2008 Общий менеджмент 50

 

Сравнение типов лидерства

N Параметр сравнения Классическое (по Г.Форду) Современное (по Э.Демингу)
Характерис­тика Харизматик Профессионал
Источник власти Страх и стремление подражать Знание вызывающее доверие
Отношение к последовате­лям Добивается послушания и преданности, допускает «ухаживание» Сам слушает подчиненных, помогает им, пробуждает инициативу
Принятие решений Все решения принимает сам Выводит подчиненных на правильные решения

Национальные стили лидерства

 

N Страна Сущность лидерства
Франция Автократия
США Индивидуализм,скорость и напор
Германия Иерархия и согласие
Арабские страны Семейственность
Швеция Первый среди равных
Слайд асп.С.Еремина 01 09.2008 Общий менеджмент 52

Профессионал

Признаки профессионала:

• обладание знаниями, значимыми для организации,

• образование,

• финансовая самостоятельность,

• независимое поведение.

 

Примеры: врач, адвокат, консультант, профессор.

 

01.09.2008 Общий менеджмент 53

 

 

«Работник, обладающий знаниями, относится к себе как к профессионалу. Так и прежде относились к себе адвокаты, учителя, проповедники, врачи и государственные служащие ...Такой работник не менее отчетливо знает: организация в той же степени зависит от него, что и он от нее».

П.Друкер «Аде of Discontinuity)).

«Работник, обладающий знаниями, в обществе, умеющем ценить знание, одновременно и капиталист, и наемник. Вместе такие специалисты представляют собой наемный образованный средний класс современного общества, коллективно владеют средствами производства через пенсионные фонды, инвестиционные трасты и тому подобные институты».

П.Друкер «Аде of Discontinuity*.

01 09 2008 Общий менеджмент 55

 

Четыре роли бизнесмена:

ПРОФЕССИОНАЛ—МЕНЕДЖЕР— ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — ПОРТФЕЛЬНЫЙ ИНВЕСТОР

01.09.2008 Общий менеджмент 56

 

Десять правил Спарка для менеджера

1 Всегда стремись выглядеть ужасно важным.

2 Старайся делать так, чтобы вас видели в окружении важных персон.

з. Разговаривай с руководством, но касайся лишь очевидных и доказанных фактов.

4. Не вступай в спор, но если необходимо, задай несущественный вопрос и стой с ухмылкой на лице, пока твой собеседник пытается понять, о чем, в сущности, идет речь, а затем сразу же смени тему разговора.

5. Слушай внимательно, когда другие спорят. Ухватись за небольшой промах одного из спорящих и покажи, какой ты умный.

 

01.09.2008 Общий менеджмент 58

6. Если подчиненный задаст тебе вопрос по существу, посмотри на него так, как будто он сошел с ума. Когда он стушуется, задай ему тот же вопрос.

7. Добейся хорошего назначения, но держись в тени.

8 Покинув офис, двигайся быстро. Это сведет к минимуму количество вопросов со стороны начальства и подчиненных.

 

 

01 09 2008 Общий менеджмент 59

 

 

э. Всегда держи дверь своего офиса закрытой. Это заставляет посетителей оказаться в положении просителей, а заодно вынуждает думать, что у вас важное совещание или конференция.

ю. Все приказы отдавай устно. Никогда ничего не записывай, чтобы потом нельзя было доказать, что это твой приказ.

Виды деятельности:_______________

• Хозяйственная(операционная) деятельность - это деятельность, связанная с преобразованием ресурсов (материальных и информационных) в продукцию - (товары, работы и услуги), предназначенную для реализации на рынке.

• Коммерческая деятельность - торговля, продажа продукции с целью получения прибыли.

01 09 2008 Общий менеджмент 61

 

Предпринимательская деятельность -

(entrepreneurship) это

1 .хозяйственная деятельность,

2.направленная на систематическое

извлечение прибыли,

3. самостоятельных физических и/или юридических лиц,

4. принимающих на себя связанный с этой деятельностью риск.

 

01.09.2008 Общий менеджмент 62

 

Схема видов деятельности

Предпринимательская деятельность

(экон.)

• особый вид экономической деятельности лиц, склонных к повышенному риску и реализующих предпринимательские идеи на основе самозанятости и/или стратегического управления собственным капиталом.

• Предприниматель - физическое или юридическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность.

 

01 09 2008 Общий менеджмент 64

 

Портфельный инвестор

• Портфельный инвестор решает проблему вложения собственных временно свободных средств в уставные капиталы организаций разных рыночных сегментов с целью надежного получении «нормальной» прибыли.

 

 

01.09.2008 Общий менеджмент 65

 

 

Ему требуется чутье, чтобы разбираться в предпринимателях, и знать, кому из них доверить свои средства. Тем не менее, он должен заранее смириться с мыслью, что часть своих денег он потеряет.

Мотивы предпринимателей

1. Получение максимальной прибыли в краткосрочном или долгосрочном периоде.

2. Получение нормальной (приемлемой) прибыли.

3. Рост стоимости предприятия

4. Удовлетворение предпринимательского азарта, жажды успеха, получение «психического дохода» (Г.Саймон)

01.09.2008 Общий менеджмент 67

 

Функции предпринимателей:

1. Инновационная:

• выдвижение новых предпринимательских идей,

• поиск новых источников сырья,

• создание и внедрение новых технологий,

• создание и внедрение новой продукции,

• создание новых коммерческих организаций.

01 09 2008 Общий менеджмент 68

 

2. Системообразующая:

• воплощение предпринимательской идеи в жизнь в условиях неопределенности и на свой риск путем объединения вокруг нее сотрудников,

• мобилизация и соединение факторов производства в единую экономическую систему.


3. Оптимизирующая:

• подбор оптимальных сочетаний факторов производства и, соответственно цены на продукцию. Это приводит к перемещению экономических ресурсов из областей низкой эффективности в области более высокой эффективности,

• выбор типа системы мотивации менеджмента и персонала и т.д.

01.09.2008 Общий менеджмент 70

 

4. Стратегического управления:

• выбор направления стратегического развития,

• контроль реализации выбранной стратегии и при необходимости коррекция стратегии (в частности реинжиниринг и реструктуризация фирмы),

• реализация остаточных прав управления (за рамками Устава и договоров) и т.д.

 

 

01.09 2008 Общий менеджмент 71

Личные качества успешного предпринимателя

1. Глубина экономического мышления

2. Стратегическое видение, способность находить нужную стратегию

3. Готовность к взвешенному риску

4. Поиск новых деловых возможностей, чутье на выявление потребностей клиентов

5. Логика и системность мышления

01.09 2008 Общий менеджмент 72

6. Независимость и уверенность в себе

7. Способность убеждать, умение оказывать на людей влияние, использовать связи

8. Ответственность

9. Дар вдохновлять людей на достижение целей, умение координировать их работу

10. Деловое чутье на нужных людей.

 

01.09.2008 Общий менеджмент 73

 

 

4. Внутренняя среда менеджмента

 

 

«Фирма может извлекать ренты не потому, что обладает лучшими ресурсами, а скорее вследствие наличия у нее отличительной способности, позволяющей лучше использовать эти ресурсы». Э.Пенроуз (1959)


01.09.2008


Общий менеджмент



 
 

Схема «3S» («ЗС») Сайруса Гибсона


«Бриллиант» Гарольда Ливитта


 
 

Элементы управления: Люди

2. Информация

3. Задачи Структура Контроль

Окружающая среда

 

Факторы производства Труд (Персонал) Информация

 

Менеджмент

 

Земля. Капитал.


 


01.09.2008


Общий менеджмент



 


 

 

1.

2. 3. 4.

 

 

5.


Внутренняя среда менеджмента

Внутренняя среда фирмы включает факторы, которые она может полностью контролировать, среди которых:

Миссия, цели, задачи и стратегии

Технологии

Люди (менеджмент и персонал)

Организационная (корпоративная) культура

Структуры организации и бизнес-


процессы


01 09.2008


Общий менеджмент



2.Технологии\

 
 

Внутренняя среда организации

1. Миссия, видение, цели и стратегии.

Миссия - основная общая цель организации олицетворяющая смысл ее существования.

Видение - это идеальный образ фирмы в достаточно далеком будущем. Цели должны учитывать, что фирма -это социальный институт.

 

 

01.09.2008 Общий менеджмент 79

• «Если руководитель пришел на собрание и сказал: "У меня было видЕние, завтра начинаем реструктуризацию", - то, вероятно, у него "крыша потекла".

• Если он сказал: "С сегодняшнего дня мы работаем, основываясь на вИдении", - то это новый научный подход».

Мария Евневич

Журнал "Петербург на Невском", №4(75), 2003 г.

 

01.09 2008 Общий менеджмент 80

 

2. Технологии

«Нельзя управлять стратегиями третьего поколения через организации второго поколения с руководителями первого... Реальная проблема - в самих руководителях. Они опираются на старую модель».

Самантра Гхошал (Лондонская школа бизнеса).

з. Люди.

Задача руководителя создать на фирме условия, помогающие людям проявить их лучшие качества. «В конце концов работа менеджера сводится к получению необыкновенных результатов от обыкновенных людей».

Самантра Гхошал (Лондонская школа бизнеса).

 

01.09 2008 Общий менеджмент 82

 

 

4. Культура.

«Успешными компаниями движут внутренние амбиции, а не курс акций. Амбиции и ценности - вот что ими движет. Вам нужно создать напряженность между реальностью и желаниями».

Самантра Гхошал (Лондонская школа бизнеса).

 

01.09.2008 Общий менеджмент 83

 

 

«Культура... - это просто то, как все устроено, и такая культура спонтанна и неуправляема. Это все равно культура, но она не обязательно соответствует желаниям менеджеров. Культура как корневая метафора - это то, чем является сама организация, а не то, что она имеет». Крис Грей (2005)




Т - time bound (определенный во времени).

 

01 09 2008 Общий менеджмент 88

 

Магический треугольник проекта

S - specific

М -measurable

А - aligned and achievable

 

 

Задание (количество и качг ггво)

Ресурсы ^ ^ Время

R - relevant and Т - time bound

01.09.2008 realiStlC Общий менеджмент 89

 

Законы Паркинсона о проектах

 

Все три условия проекта (задание, ресурсы, время) не могут быть выполнены одновременно

Работа заполняет все отведенное ей время; значимость и сложность ее растут прямо пропорционально времени, затраченному на ее выполнение.

 

 

©-

01.09.2008 Общий менеджмент 90

• Число людей в рабочей группе имеет тенденцию возрастать независимо от объема работы, которую надо выполнить.

• Расходы стремятся сравняться с доходами.

 

 

©_

01 09.2008 Общий менеджмент 91

 

 

• Аксиома Дехая

Простую работу откладывают, считая, что всегда найдется время сделать ее позже

• Закон Нагга

Чем сложнее и грандиознее план, тем больше шансов, что он провалится.

• А.Блох. Чем тщательнее составлен проект, тем больше неразбериха, если что-то не так.

©-

01 09.2008 Общий менеджмент 92

 

 

Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер (род. 1947 г.) предложил рассматривать фирму не как отдельную единицу, а как «ценностную цепочку» отдельных действий - разработка -производство - продвижение на рынок и т.д.

 

 

Цепочка создания собственности

 

Вспомогательные виды деятельности:

Управление Человеческими ресурсами ;

 

  ■т ■ ........................................ Управление финансами  
       
  ; — — —j Развитие технологий  
   
    Операци-    
Маркетинг Снабжение онная C6j>it Сервис
  \ деятель- /  
    ность /  
                 

Основные виды деятельности.

Общий менеджмент

01.09 2008

 

5.Внешняя среда менеджмента

 

 

«Конкурентное преимущество выражается в превосходстве над конкурентами по количеству клиентов и возможности противодейсп ювать влиянию конкурентных сил».

А.А.Томпсон ,

А.Дж.Стрикленд (2003)


01 09 2008


Общий менеджмент



 

Внешняя среда. Принципы PEST

♦ Р - political

♦ Е - economic *S - social

♦Т - technology

Политические факторы

• Р - внутренняя и внешняя политическая обстановка, политическая стабильность, государственная собственность, антимонопольная политика, политические партии, внешнеторговые правила и законодательство.

 

 

01 09 2008 Общий менеджмент 97

 

Экономические факторы

• Е - состояние экономики страны: размер ВВП и темп роста ВВП, уровень инфляции, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса, уровень безработицы,уровень конкуренции, инвестиционная активность государства, доступность и стоимость сырья, наличие инфраструктуры (электроэнергия, транспорт, связь и т.д.).

 

01.09 2008 Общий менеджмент 98

 

Социокультурные факторы

• S - менталитет, отношения с местным населением, стиль жизни, отношение населения к потреблению и накоплению, труду и отдыху, образованию и здоровью, демография и миграция населения, экологические требования.

Технологические факторы

• T - научно-технический прогресс, технический уклад, темп появления новых товаров и патентов в отрасли, связь наука-промышленность, уровень расходов на науку и ее государственная поддержка.


01.09.2008


Общий менеджмент



 

Пять конкурентных сил М.Портера (теория отраслевой организации)

 

5. Товары-субституты


Фирма

2.Покупатели

 

3.Конкурен-  
ты данного  
сегмента  
рынка  

 

4.Потенциальные

конкуренты -новички соседних сегментов рынка


1.Поставщики


Играет роль высота входного барьера


 

М.Портер «Конкурентное преимущество» (1980 г.)


01 09 2008


Общий менеджмент



• По М.Портеру занятие и удержание выгодной рыночной позиции есть главный источник создания ценности, а ограничение доступа конкурентов за счет высоких входных барьеров - источник монопольной ренты.

• Модель «структура-поведение-результат» Структура отрасли => Поведение фирм => Экономические результаты


В последние годы предлагают 6 и 7 факторы:

5 Партнеры - компании, чьи продукты дополняют ваши. Пример, синергия продукции Intel и Microsoft

7 Государство - влияние

государственного регулирования (законов и органов исполнительной власти).

 

 

01 09 2008 Общий менеджмент 103

 

 

«Конфликт между трудом и капиталом - всего лишь иллюзия. Настоящий конфликт - это конфликт между производителем и потребителем».

Стэнли Джевонс (1835-1882), британский экономист.

I

 

01 09 2008 Общий менеджмент 104

 

Стэйкхолдерская модель корпорации/"-^

Определение термина «стейкхолдер»

• Стейкхолдер - «любая группа или индивидуум, которые могут влиять на достижение фирмой своих целей либо испытать на себе влияние последствий ее действий».

Р.Фримен (1984)

 

 

01 09 2008 Общий менеджмент 106


Типичные интересы групп влияния

 

N Группы влияния Типичные интересы
Собственники  
Менеджеры  
Работники  

 

Закон необходимого разнообразия

 

Управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего (сложность внутренней среды) по крайней мере не меньше, чем разнообразие ситуации (сложность внешней среды).

I

 

01.09 2008 Общий менеджмент 110

 

6.Конкурентоспособность фирмы

«В долгосрочной перспективе конкурентоспособность основывается на способности создавать с более низкими издержками и быстрее, чем конкуренты, ключевые компетенции, на основе которых рождаются непредвиденные ранее продукты».

К.К.Прахалад, Г.Хамел (2003)

01.09 2008 Общий менеджмент 111

Конкурентное преимущество

- способность фирмы создавать более высокую ценность для своих покупателей и клиентов, предлагая более высокое качество продукции, лучший сервис или более низкую цену, чем это делают конкуренты, ведущая к более высокому уровню прибыли

 

 

01.09.2008 Общий менеджмент 112

 

Свойства конкурентных преимуществ 1. Относительность. Конкурентные преимущества фирмы всегда относительны состава конкурентов на арены конкуренции (отраслевой или географической), послольку предполагают сравнение результатов фирмы с результатами конкретных конкурентов.

 

01 09.2008 Общий менеджмент 113

 

2. Уникальность - использование
редких ресурсов и организационных
способностей, которые одновременно
не могут быть реализованы никакой
другой фирмой-конкурентом.

3. Устойчивость. Копирование
конкурентных преимуществ должно
быть затруднено.

Модель «Маккинси 7S»

Консультационная фирма Маккинси профинансировала внутренний проект «Совершенство» поиска наиболее успешных за последние 20 лет фирм и выявления их факторов успеха. Так появилась модель факторов успеха (конкурентных преимуществ) «Маккинси 7S».

 

01 09.2008 Общий менеджмент 115

 

Авторы модели «Маккинси 7S»:

• Том Питере - консультант фирмы Маккинси, теоретик менеджмента,

• Роберт Уотерман - консультант фирмы Маккинси,

г- .. **

 

01 09.2008 Общий менеджмент 116

• Энтони Атос- профессор бизнес-школы, специалист по организационной культуре,

• Ричард Паскаль - профессор бизнес-школы, занимавшийся сравнительным анализом американских и японских фирм.

• Том Питере и Роберт Уотерман - авторы самой популярной книги по менеджменту «В поисках совершенства» (1982 г.) (6 млн.экз).

• Ричард Паскаль и Энтони Атос - авторы книги «Искусство японских управляющих: пособие для американских менеджеров».

По их мнению к успеху приводит страсть, лидерство, совместные ценности и ориентация на клиента.


01 09 2008


Общий менеджмент



 

 

Тем не менее, через 5 лет после выхода книги 2/3 «совершенных» фирм вступили в полосу трудностей, а одна (People Express) даже обанкротилась.

v

А


01.09 2008


Общий менеджмент



Факторы успеха модели Маккинси «7S»:

Совокупность навыков

Стратегия

 

 
  Совместные
  ценности

 

Структура   Системы   Штат   Стиль
    и процедуры       управления

«Впервые благодаря «7S», появилась возможность проводить осмысленные сравнения компаний из совершенно разных секторов, внутри различных национальных культур и исторического контекста...'

Истина состоит в том, что никто никогда не управлял бизнесом по этой модели. «7S» - это изложение в сжатом виде основных проблем, не дающих покоя руководителям».

Дез Дирлав (2003).

01.09.2008 Общий менеджмент 121

 

Ключевые компетенции (К.К.Прахалад, Г.Хамел)

 

невоспроизводимые конкурентами способности, навыки, умения, имеющие определяющее значение при выборе стратегии и решающим образом обеспечивающие рыночный успех фирмы.

 

01 09 2008 Общий менеджмент 122

 

Ключевые компетенции:

вносят наибольший вклад в ценность

продукции для конечного потребителя,

позволяют фирме выходить на соседние сегменты рынка.




 

«Если структура не следует за стратегией, то результатом является экономическая неэффективность».

А.Чандлер (1962 г.)

Структура (structura, лат.) - строение, расположение порядок, h-

 

 

01 09.2008 Общий менеджмент 125

 

 

3 «твердых» (легкоформализуемых)«8»:

1. Strategy (Стратегия),

2. Structure (Структура),

3. Systems (Системы и процедуры).


4 «мягких» (трудноформализуемых) «S»:

1. Staff (Сотрудники, штат),

2. Skills (Способности, навыки),

3. Styles (Стили управления),

4. Shared values (Совместные ценности).


01.09.2008


Общий менеджмент



 

«Счастливый атом «Маккинси 7S»


 
 

Авторы: Т.Питерс, Р.Уотерман, П.Уотерман (1980)


01 09 2008


Общий менеджмент



       
   
 

 

 

12 факторов успеха российской фирмы


 




Эшридская модель миссии

 

  КРЕДО:  
СТРАТЕГИИ: -4 Миссия Д СОВМЕСТНЫЕ ЦЕННОСТИ:
  СТИЛЬ 11 НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ:  
             

01.09.2008 Общий менеджмент 130

Классификация конкурентных стратегий:

 

Но отношению к продукту Стратегия концентрации -(фокусирования) - усилия фирмы сосредотачиваются на одном продукте, снижении удельной себестоимости и увеличении объема его продаж для выигрыша соревнования в ценовой конкуренции Стратегия дифференциации - направлена на придание продукции специфических черт, отличающих их от продукции фирм-конкурентов для увеличения объема их продаж при неценовой конкуренции
По отношению к выбору сегментов рынка Стратегия специализации (узкой специализации) -сосредоточение всей деятельности фирмы на производстве продуктов для одного сегмента рынка Стратегия диверсификации - выпуск продуктов для независимых сегментов рынка с целью повышения устойчивости фирмы, то есть увеличения вероятности ее выживания при условии «провала» того или иною рыночного сегмента

01.09.2008 Общий менеджмент 131

 

Типы конкурентных стратегий

ПРОДУКТ

 

 

 

 

  Концентрация (низкие издержки) Дифференциа -ЦИЯ (особые свойства, качество)
Специализация (фокусирование) Сфокусированная стратегия низких Сфокусирован­ная
издержек Стратегия оптимальных издержек егия еренциации
Диверсифика­ция (рассредоточение) иищи    
Несфокусирован­ная стратегия низких издержек л ■имижмвнл Стратегия широкой дифференциации ----------- гаг—
         

Недостатки подхода М.Портера:

 

• По словам профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта фирма должна иметь широкую ориентацию, а не специализироваться на отдельных продуктах («маркетинговая близорукость»)

 

 

01.09 2008 Общий менеджмент 133

 

• Японские фирмы превзошли однобокость классификации М.Портера ориентируясь одновременно и на низкую цену, и на высокое качество (стратегия оптимальных издержек)

 

 

01 09 2008 Общий менеджмент 134

 

Этапы проектирования фирмы

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1. Формирование миссии, видения, стратегических целей (позитивные формулировки, «Что делать?»).

2. Анализ условий внешней среды (PEST-анализ) («В каких условиях придется работать?»).

 

01 09 2008 Общий менеджмент 135

з Выбор корпоративной стратегии («Как делать?») на основе SWOT-анализа реализующей содержащиеся в миссии принципы и ориентиры с учетом видения будущего.

4. Формирование бизнес-стратегий для отдельных стратегических бизнес-единиц СБЕ («В чем особенности каждого бизнеса, входящего в корпоративный портфель?»).

 

01.09.2008 Общий менеджмент 136

5. Формирование функциональных и операционных стратегий (по отдельным направлениям: маркетинг, финансы, производство, персонал, развитие) («Какие ресурсы необходимо привлекать?»).

6. Выбор типа корпоративной и организационных культур (задание ограничений «Чего не делать?»).

 

 

01.09.2008 Общий менеджмент 137

 

 

7. Выбор типа бизнес-структуры, организационной, финансовой и информационной структур. Проектирование бизнес-процессов («В какой форме реализовывать стратегию?»).

е. Выбор инструмента стратегического контроля («Как обеспечить устойчивость процесса реализации стратегии?»).

01 09.2008 Общий менеджмент 138

ОПЕРАТИВНЫЕ УПРАВЛЕНИЕ

1 Делегирование полномочий («Что делать самому, а что передать подчиненным?»).

2. Внутрифирменная политика («На какие принципы опираться? Какие гарантии предоставить персоналу?»).

3. Процедуры внутрифирменного планирования («Каковы текущие ориентиры?»).

 

01.09.2008 Общий менеджмент 139

4. Организационная структура, финансовая структура, система коммуникаций и непрерывного обучения персонала («Как согласовать действия сотрудников?»).

5. Система мотивации менеджмента и персонала («Как согласовать цели собственников, с одной стороны, и цели менеджеров и сотрудников, с другой?»).

 

01.09.2008 Общий менеджмент 140

6. Система внутрифирменного документооборота («Как закрепить сформированные процедуры производства и управления?»).

7. Система оперативного контроля («Как анализировать эффективность и корректировать сформированные структуры?»).

 

01.09.2008 Общий менеджмент 141

 

Максимы Макиавелли: (гимн интриганству и бесчестию)

 

1. Цель оправдывает средства.

«Человек, желающий исповедовать добро во всех случаях жизни неминуемо погибнет среди людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, желающий сохранить власть, должен научиться пользоваться этим умением по мере надобности».

01 09.2008 Общий менеджмент 145

2. «Тот, кто хочет пользоваться постоянным успехом, должен изменять свое поведение в соответствии с веяниями времени». Маскируйте свои намерения, будьте импульсивным и непостоянным.

3. Будьте решительным и добейтесь власти как можно скорее. Постоянно тренируйтесь воевать и прорабатывайте возможные сценарии будущих битв

 

01 09 2008 Общий менеджмент 146

4. Изучайте то, что действительно было сделано, а не то, что собирались сделать

5. Сохраняйте независимость и наблюдайте за своими друзьями. Пробуждайте в людях преданность своей персоне и покупайте ее

 

 

01.09.2008 Общий менеджмент 147

6. Гоните от себя льстецов. Позволяйте только мудрым говорить вам правду, да и то, когда вы их об этом просите. Выслушивайте их, но поступайте по своему разумению

7. Не отнимайте у людей имущества и чести. Никогда не наживайте себе врагов, если можете избежать этого.

Источник: Н.Макиавелли «Государь»

(в адаптации Джорджа Булла (George Buell) Уоркская

школа бизнеса, Великобритания «О вреде

доброты»),

01.09.2008 Общий менеджмент 148

 

Принципы менеджмента Эмерсона

 

1. Четко сформулированные идеалы и цели.

г. Здравый смысл. Следует опираться на собственный опыт. Надо не исключать возможность ошибок, а принимать меры к систематическому их поиску и исправлению.

 

01 09 2008 Общий менеджмент 149

 

з. Компетентная консультация.

Эксперт, не входя в штат фирмы, может, оказать ей ценную помощь в решении нестандартных проблем. Необходимо создавать постоянную группу консультантов-профессионалов и совершенствовать процесс управления на основе их рекомендаций. Эмерсон ввел понятие «консалтинг».

 

01 09 2008 Общий менеджмент 150

4. Дисциплина и регламенты.

Дисциплина - соблюдение соглашений (договоров, регламентов и т.д.) между персоналом и администрацией. Идеал дисциплины - «дух пчелиного улья»: ни одна из пчел не подчинена другой и все же усердно выполняет свое специальное задание и уверена в том, что любая другая пчела так же усердно работает на благо улья. «Кооперация - не принцип, но ее отсутствие - это уже преступление».

01 09 2008 Общий менеджмент 151

 

 

5. Честное ведение дела.

Менеджеры должны обладать тремя основными качествами: сочувствием, воображением и, в первую очередь, справедливостью. Не выгодно наживаться за счет персонала, необходимо к нему относиться справедливо. Важнее вето -добиваться соответствия между результатами труда и зарплатой.

 

01.09 2008 Общий менеджмент 152

 

б. Прямой, адекватный и непрерывный учет.

Только знание о ценах на материалы, нормативах их использования, ставках зарплаты позволяет определить подлинную результативность труда.

 

01.09 2008 Общий менеджмент 153

7. Диспетчеризация-согласование во времени выполнения различных операций. Необходимо составлять расписание, иметь развитое календарное планирование.

а Гоафическая форма итоговой информации.

Итоговую информацию нужно представлять, не только в форме таблиц, но в виде графиков и диаграмм.

 

 

01.09.2008 Общий менеджмент 154

 

 

9 Стандартные условия.

Необходимо нормировать труд -устанавливать рациональные стандарты труда и отдыха на научной основе, а не планировать «от достигнутого». Нужно отказаться от непрод* манной и неэффективной практики прошлого.

 

01 09 2008 Общий менеджмент 155

 

 

ю. Стандартизация операций.

Нужно избегать напряженного труда за счет рациональной стандартизации. «Работать напряженно - значит прилагать к делу максимальные усилия, работать эффективно - значит прилагать минимальные усилия».

 

01 09.2008 Общий менеджмент 156

it Практические письменные инструкции. Инструкции должны иметь письменный вид, поскольку устные инструкции по-разному трактуются менеджером и работником.

12. Вознаграждение за эффективный труд. Необходимо поощрять оптимальную комбинацию интеллектуальных и мускульных усилий при сохранении высокой производительности работника в будущем, а не мощный кратковременный рывок.

01 09.2008 Общий менеджмент 157

 

Принципы менеджмента Файоля

1. Разделение труда.

Необходима горизонтальная и вертикальная специализация -разделение труда (в том числе, разделение труда управленческого и исполнительского), которая в разумных пределах присутствует и в мире животных, и в человеческих сообществах.

 

 

01 09 2008 Общий менеджмент 158

 

z Принцип соответствия власти и ответственности. Источниками власти менеджера служат должностные полномочия, полученные по Уставу организации или в порядке делегирования полномочий от вышестоящего руководителя (официальная власть), и его личностный авторитет (личная власть), основанная на интеллекте, жизненном опыте, цельности характера, лидерских качествах.

01 09.2008 Общий менеджмент 159

Условия возникновения ответственности

 

Ответственность = Обязанности * Полномочия * Ресурсы

 

 

01.09.2008 Общий менеджмент 160

з. Дисциплина - повиновение, основанное не на страхе, а на уважении и доверии к руководителям. Важен личный пример начальника - как пример для подражания. Наиболее действенными средствами установления и поддержания дисциплины являются:

- хорошие начальники на всех постах,

- насколько возможно более ясные и справедливые соглашения,

- рассудительно применяемые карательные санкции.

01.09.2008 Общий менеджмент 161

 

 

4. Единоначалие - каждый работник должен иметь только одного руководителя. Древнеримская пословица: «раб, у которого три хозяина, - уже не раб, а свободный человек». Топ-менеджер не должен отдавать команду работнику «через голову» его непосредственного руководителя, поскольку последний при этом оказывается не у дел, что вызывает у него недовольство и раздражение.

 

01.09.2008 Общий менеджмент 162

5 Единство руководства. Деятельность, направленная на реализацию одной и той же цели, должна организовываться одним и тем же руководителем в соответствии с единым планом. «Тело с двумя головами и в социальной, и в биологической сфере - монстр, с трудом выживающий» (А.Файоль).

 

 

01.09.2008 Общий менеджмент 163

 

 

б Подчинение частных интересов общим.

«В бизнесе интерес одного подчиненного или группы подчиненных не должен противоречить целям предприятия». Этот принцип - довод против невежества, честолюбия и эгоизма, лени, которые ослабляют [1]Ф централизацию и порождают «вечную борьбу».

 

01 09 2008 Общий менеджмент 164

 

7. Справедливое вознаграждение персонала. Цель вознаграждения персонала -обеспечить удовлетворение интересов сотрудников с учетом интересов работодателей. Успех предприятия определяется энергичностью, образованностью и добросовестностью персонала и отсутствием текучести кадров, а потому предприниматель должен заботиться о подчиненных и на работе, и с известной деликатностью - за пределами предприятия.

 

01.09.2008 Общий менеджмент 165

в. Централизация. Централизация -

увеличение роли руководства и снижение роли подчиненных, напротив, децентрализация - на повышение значения и роли подчиненных. Фирма представляет собой не бездушный механизм, а скорее живой организм, а потому для каждой фирмы необходимо определить разумную степень концентрации власти в центре.

 

01 09.2008 Общий менеджмент 166

 

9. Скалярная цепь - это «властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней», т. е. четкая иерархия, должностная структура и каналы передачи информации.

ю. Порядок. На предприятии должен быть обеспечен порядок: • материальный - «каждая вещь на своем месте»,

 

 

01.09.2008 Общий менеджмент 167

11. Справедливость. Лояльность и

преданность персонала обеспечивается уважительным и справедливым отношением к подчиненным менеджеров, которые должны быть опытными и добродушными.

 

Справедливость = благожелательность + правосудие

 

 

01 09 2008 Общий менеджмент 169

 

12. Стабильность персонала. Излишняя текучесть кадров одновременно является причиной и следствием плохого управления, поскольку новым работникам требуется значительное время для ознакомления с работой и привыкания к новой обстановке. Р этот период производительность труда новичков ниже средней.

 

01.092008 Общий менеджмент 170

 

73. Инициатива. Каждый работник должен проявлять усердие во всех начинаниях. «Менеджер должен пожертвовать определенной толикой тщеславия и предоставить своим работникам эту возможность получения удовлетворения от работы».