Вопрос 1. Философские проблемы познания

Приступая к рассмотрению первого вопроса, необходимо иметь в виду что термин «философская теория познания» в переводе на греческий называется эпистемологией (научное знание), или почти то же самое, гносеологией (теория познания).

Процесс научного познания включает в себя ряд элементов: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.

Познающий субъект – не пассивное созерцающее существо, механически отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании свою свободу.

В своей сущности познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Проанализируйте положение о том, что отображаемое первично, а его отображение, т.е. образ – вторичен, это идеальная копия реальных предметов, процессов; что образ субъективен по форме, но объективен по происхождению и содержанию.

Раскройте сущность агностицизма, коренную противоположность, материализма и идеализма в решении гносеологических проблем, недостатки теории познания метафизического материализма.

Проанализируйте связь познания, творчества и практики, рационального и иррационального, материального и идеального в познавательной деятельности. В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и доказательств.

Далее необходимо рассмотреть чувственное и рациональное познание их единство и роль в деятельности офицера. Раскройте специфику сенсуализма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Л. Фейербах, Дж. Беркли, Д.Юм) и рационализма (Р. Декарт, Г.Лейбниц, Г. Гегель). Уясните формы чувственного и логического познания.

Специфика познания военного дела обусловлена особенностями военной практики, которые накладывают отпечаток на субъект и объект познания, на содержание познавательного процесса.