Вопрос 4. Категории диалектики и их роль в развитии естествознания и медицины.

Переходя к изучению четвертого вопроса семинарского занятия, необходимо иметь в виду, что из всего множества категорий, нас будут интересовать, прежде всего, так называемые «парные» категории диалектики. К таковым относятся: сущность и явление, особенное – всеобщее – единичное, часть и целое, причина и следствие, возможность и действительность, случайность и необходимость, содержание и форма.По каждой паре категорий Вы должны уметь дать их характеристику, показать на примерах проявление связей и отношений реальной действительности, в том числе в военной деятельности, через парные категории диалектики.

Более подробно изучите концепции детерминизма и индетерминизма по проблемам обусловленности всех явлений окружающего нас мира.

Заканчивая подготовку к ответу обратите внимание на специфику именно философских категорий. Принципы, законы диалектики выражаются через её основные понятия и категории.

Категории - это третий элемент диалектики. Это наиболее общие понятия, отражающие важнейшие стороны, свойства и наиболее существенные связи окружающей действительности.

Почему же принципы , законы, категории диалектики - система?

Принципы и законы не есть нечто отличное от категорий. Принципы выражаются только через понятия, категории. Но если категории - понятия, то законы науки - это суждения, где фиксируется связь этих понятий. Принципы могут формироваться на основе законов, носят нормативный, предписывающий характер. Некоторые понятия могут отражать закон. Родовое понятие есть сущность природы, есть закон.

В основе образования категорий лежат явления реального мира и общественно-историческая практика. С развитием практики развиваются и категории. Появление каждой из них - это скачок в истории человеческой мысли.

Поскольку категории рассматриваются как понятия , то возникает вопрос: "Чем отличаются категории от понятий?".Категории отличаются от понятий тем, что они связаны с законом, выражают их суть. Поэтому каждая категория - это понятие, но не каждое понятие это категория. Следовательно, определение категорий примет вид:

Категории - это наиболее общие, основные, узловые понятия, связанные с законами, отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов действительности.

Черты категорий: они всеобщи; объективны по содержанию; субъективны по форме, взаимосвязаны (т.к. мир связан);изменчивы, текучи и взаимопереходящи . Категории диалектики систематизируются на основании системы принципов диалектики, ибо операции синтеза и анализа взаимообусловлены.

На базе принципа существования выводится категория "бытие".

Принцип материального единства мира служит основанием выведением категорий материи, сознания, категории единства, отражает сосуществования взаимопроникновения, взаимодополнения явлений.

Принцип неисчерпаемости материи конкретизируется в категориях элемент, часть, отдельное, всеобщие, особенное, качество и количество (как характеристика отдельного).

Принцип всеобщей связи даёт возможность вывести содержание ряда категорий рассматривающих его суть: это взаимодействие, отношение, связь, закон, противоположность, борьба, тождество, противоречие.

Принцип развития имеет свои категории: это изменение, движение, развитие, процесс, регресс, скачок, мера, отрицание.

Принцип детерминизма - основание для выведение блока категорий: условие, причина, следствие, необходимость, случайность, форма.

Принцип системности конкретизирует содержание принципа детерминизма и содержит категории: целое, система, организация, структура, сущность.

Принцип функционирования выражается в категория: свойство, явление, действительность, бытие.

Категории, как и принципы, здесь расположены по субординации.

Система лишь вариант, она открыта для изменений и дополнений, уточнений. Кроме того, такая система позволяет формулировать и систему методологических выводов: подходов, приемов, методов.

Диалектика выражает своё содержание при помощи идей. Идеи формируются на основе информации, которую несут в себе принципы, законы, категории. Это такая форма мировоззрения, которая имеет связь с практической деятельностью людей. Она отражает сущность явлений действительности наиболее полно и глубоко.Идея определяет основные направления материализации сознания личности. В свете диалектики уместно говорить о клиническом мышлении врача, которое представляет собой специфику умственной деятельности врача, обеспечивающую эффективное использование данных науки и личного опыта, применительно к конкретному больному, оно является важнейшим инструментом диагностической деятельности. (Петленко В.П.).

Это мышление диалектичное. Ему присущи универсальные логические характеристики. Категории и принципы диалектики в мышлении врача выполняют роль своеобразных общих посылок. Они являются не только алгоритмами мышления, но и стратегическими ориентирами, ходами мышления клинициста. Фактуальное, позитивное мышление беспомощно, оно стерильно от философии. Нет и не может быть врачебной индукции. Клинического восхождения от абстрактного к конкретному. Диалектика в конкретной ситуации не заменит частных знаний. Воздействие философии реализуется через мировоззрение, культуру мышления врача, методы частных наук.

(См.: Долинин В.А., Петленко В.П., Попов А.С. Диалектика и логика клинического мышления. - Л.: 1982, - С. 12).

 

Вопросы для самоконтроля

1.Кого из древнегреческих философов считают основателем стихийной диалектики?

2.В чем принципиальное отличие материалистической диалектики от идеалистической?

3.Какая проблема находится в центре внимания диалектики?

4.Почему субъективная диалектика вторична по отношению к объективной?

5.В чем состоит важнейшая задача диалектики как логики

6.В чем отличия развития от движения?

7.По каким основаниям можно классифицировать многообразные связи действительности?

8.Как соотносятся между собой противоположности и противоречия?

9.Что является источником развития?

10.Что выражает собой философская категория «мера»?

11.Что такое диалектическое отрицание?

12.Какова сфера действия статистических закономерностей?

13.В чем объективный характер категорий диалектики?

14.В чем субъективный характер категорий диалектики?

15.Охарактеризуйте лапласовский детерминизм.

16.Какие Вы знаете типы детерминации?

17.Какие основные ступени проходит познание реализуя принцип причинности?

18.Чем отличается повод от причины?

19Чем отличается система от целого?

 

Вы должны быть готовы к письменному контролю знаний основных категорий и понятий изучаемой темы, а также к обсуждению доклада, выносимого на занятие.