Оценка относительных показателей доходности корпорации

 

Показатели рентабельности – это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности, поэтому известны две группы относительных показателей доходности:

1) рентабельность инвестиций (капитала);

2) рентабельность продаж.

Роль дохода в условиях рынка существенно возросла, поскольку получение дохода является основной целью хозяйствующих субъектов. Рост дохода создает финансовую базу для самофинансирования, являющегося обязательным условием успешной хозяйственной деятельности предприятия. Он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников.

Как было отмечено ранее, доходность хозяйствующих субъектов характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютные показатели доходности характеризуются суммой доходов от основной и неосновной деятельности предприятий, являющихся основой для дальнейшего расчета величины итоговой прибыли за период, определяющей конечные финансовые результаты деятельности предприятия.

Относительные показатели доходности, используемые для более реальной оценки получаемого дохода, характеризуют степень доходности работы предприятия и рассчитываются в процентах. К ним относятся различные уровни относительных показателей доходности, определяющих рентабельность авансированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов, рентабельность реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к товарообороту.

Цель анализа относительных показателей доходности (рентабельности) работы предприятия заключается в осуществлении комплекса расчетов, которые проводятся по следующим направлениям:

- дают общую оценку изменения показателей прибыли и рентабельности с использованием приема сравнения;

- рассчитывают влияние отдельных факторов на изменение показателей рентабельности с использованием приема цепных подстановок;

- разрабатывают мероприятия по повышению показателей рентабельности на предприятии по данным сводки факторного анализа.

Основными задачами анализа относительных показателей доходности работы предприятия в современных условиях хозяйствования являются:

- аналитическая оценка динамики абсолютных показателей доходности;

- изучение составных элементов образования итоговой прибыли;

- выявление резервов роста итоговой прибыли;

- исследование различных уровней доходности и факторов, влияющих на их величину.

Результативность деятельности предприятия в финансовом смысле характеризуется показателями прибыли и рентабельности. Абсолютные и относительные показатели доходности предприятий в современных условиях хозяйствования формируется посредством образования, размещения и использования финансовых результатов деятельности предприятия: денежных средств, поступающих за реализованную продукцию, товары, работы и услуги, кредитов банка и займов, временно привлеченных средств, задолженности поставщикам и другим кредиторам, временно свободных средств специальных фондов.

Наиболее распространенным и приемлемым финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия, является показатель рентабельности собственного капитала и показатели рентабельности продаж: валовая рентабельность реализованной продукции, операционная рентабельность реализованной продукции и чистая рентабельность реализованной продукции, характеризующие итоговые результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий за определенный период.

Для более реальной оценки получаемого дохода используют относительные показатели доходности, к которым относятся различные показатели рентабельности, выражающие уровень доходности и характеризующие эффективность деятельности предприятия. В росте показателей доходности заинтересованы как хозяйствующие организации, так и государство. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ абсолютных и относительных показателей доходности.

К относительным показателям доходности относятся показатели рентабельности, характеризующие эффективность деятельности предприятия, которая в условиях рыночной экономики определяет его способность к финансовому выживанию, привлечению источников финансирования и их доходное использование. Так как коэффициенты доходности измеряют прибыльность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансовых результатов деятельности предприятия.

Различают три группы показателей доходности (рентабельности):

1) рентабельность продукции;

2) рентабельность общих активов и их отдельных элементов;

3) рентабельность, рассчитываемая на базе чистого притока денежных средств.

Оценку относительных показателей доходности работы предприятия проводят по следующим направлениям:

- дают общую оценку изменения показателей рентабельности в динамике, используя прием сравнения;

- рассчитывают влияние отдельных факторов на изменение показателей рентабельности с использованием приема цепных подстановок;

- разрабатывают мероприятия и предложения по повышению показателей рентабельности на предприятии на основе их расчетных значений.

Для анализа относительных показателей доходности, характеризующих степень рентабельности (прибыльности) работы коммунального предприятия по данным его финансовой и статистической отчетности, рассмотрены следующие группы рентабельности:

1) рентабельность (доходность) продукции, так называемая доходность объема продаж, для расчета которой в качестве базы сравнения берется объем продаж, определяется отношением величины валовой прибыли к сумме дохода от реализации продукции и показывает долю валовой прибыли на 1 тенге реализованной продукции;

2) рентабельность производственной деятельности (доходность от основной деятельности), определяется отношением величины валовой прибыли к сумме затрат на производство реализованной продукции (себестоимости) и характеризует уровень доходности от основной деятельности - оказанных теплоуслуг коммунального предприятия за анализируемый период;

3) рентабельность производственных фондов или общая доходность производства определяется как отношение величины валовой или итоговой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных активов (производственных запасов) по балансу;

4) рентабельность (доходность) всего (авансированного) капитала предприятия определяется отношением итоговой или валовой прибыли к стоимости имущества по балансу коммунального предприятия;

5) рентабельность собственного капитала рассчитывается отношением итоговой (валовой) прибыли к величине собственного капитала предприятия за период;

6) рентабельность основных средств и прочих долгосрочных активов – фондорентабельность, определяется отношением итоговой или валовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств по балансу предприятия.

Поиск и мобилизация факторов повышения доходов находится в известном смысле в компетенции руководства предприятия, а также его маркетинговой службы, роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по расчетным (достигнутым) относительным показателям доходности в отношении действующих и новых производств. Вторая задача – снижение расходов – подразумевает, в первую очередь, поиск резервов обоснованного снижения себестоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Расчетные показатели рентабельности, характеризуя финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия, являются и основными характеристиками оценки финансового состояния предприятия, поскольку отражают степень прибыльности продукции, общих активов и их отдельных элементов, собственного и всего капитала по данным его финансовой отчетности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.