Роль и статус президента

 

Центральные органы государственной власти, в принципе, строятся на основе разделения властей, при некотором преимуществе исполнительной власти по отношению к законодательной. Центральной фигурой в системе органов государственной власти является глава государства – президент. Президент Франции избирается непосредственно французским народом по 2-туровой системе абсолютного большинства (то есть для избрания необходимо более 50% голосов участвующих в голосовании; если никто из кандидатов не набирает данного количества, то через 2 недели проводится 2-й тур, где участвуют 2 лучших кандидата по результатам 1-го тура). Срок полномочий устанавливался в 7 лет и предполагалась неограниченная возможность его переизбрания в дальнейшем. B случае смерти или отставки президента должны были проводиться новые выборы.

24 сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведен референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет, и после одобрения большинством из участвующих в голосовании, новый закон о сроках полномочий вступил в силу.

В соответствии со ст. 19 конституции формально-юридические полномочия Президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра, а в случае необходимости и ответственных министров. Практически существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19 (например, без контрассигнации назначается премьер-министр).

Важнейшие полномочия президента заключаются в самостоятельном назначении премьер-министра и по представлению премьер-министра – министров; освобождении от должности премьер-министра и министров; промульгации законов и принятии законов по аналогии; праве законодательной инициативы; назначении всех высших чиновников в стране; осуществлении функций верховного главнокомандующего; назначении руководящего состава вооруженных сил; назначении дипломатических представителей за рубежом. Наиболее важным личным полномочием Президента считается роспуск «нижней» палаты парламента – Национального собрания. Это полномочие ограничено лишь тремя условиями: 1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения (ст. 16); 3) временным президентом республики, т.е. председателем Сената, замещающего вакантную должность главы государства до избрания нового президента. Роспуск всегда производится в благоприятный момент; вновь избранный Президент, если он получает «в наследство» враждебный ему парламент также использует это оружие. Свое право использовал Ф.Миттеран в 1981 г. и с меньшим успехом в 1988 г. Роспуск Национального собрания может применяться и как средство вывода страны из национального кризиса (в 1968 г. Ш. де Голль распустил Собрание). Однако использование этого права всегда связано с риском для Президента, и применение этого права во многом зависит от популярности среди населения главы государства.

Одним из полномочий Президента является принятие любых мер в случае, если республике, ее общественному строю угрожает опасность. Это полномочие вызывает особые нарекания у противников президентской власти, поскольку они видят в этом конституционную возможность в и чрезвычайной ситуации ввести личную диктатуру. Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Ст. 16 позволяет Президенту ввести настоящую единоличную диктатуру, во время осуществления которой он принимает все меры, которые, по его мнению, диктуются обстоятельствами. Важнейший инструмент в реализации политической функции государства, не имеющий аналогов во французской конституционной истории, эта статья стала «оружием политической борьбы». Правда, в статье оговариваются два условия, при одновременном совпадении которых такое положение может быть введено. Первое – должно наличествовать одно из четырех требований, а именно: серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательств. Второе – должно быть нарушено нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией. Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и глава государства не может ее вводить тогда, когда он этого хочет. Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий, а также весьма призрачный контроль за Президентом в это время делает право введения чрезвычайного положения наиболее грозным оружием в его арсенале. Сам момент введения такого положения не контролируется; глава государства лишь обязан получить «официальную консультацию» у премьер-министра, председателей парламентских палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. Парламент в это время не может быть распущен, и он вправе передать дело о государственной измене Президента в Высокую палату правосудия. При этом понятие государственной измены весьма расплывчато и во Франции не существует официального толкования этого термина.

Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников; лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров. Президент – глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. Это право было предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г. В области международных отношений Президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства. Президент информируется обо всех переговорах, ведущих к заключению соглашений, не требующих ратификации. Наиболее ярким примером роли Президента во внешнеполитической области явился выход Франции из военной организации НАТО в 1966 г., осуществленного по личной инициативе Ш. де Голля, без ведома парламента. В судебной области Президент – обладатель традиционного права главы государства – права помилования. Президент находится на вершине судебной власти, являясь «гарантом» ее независимости (ст. 64).

На практике Президент обладает большими правами, чем это следует по букве закона. Президент порою открыто вторгается в компетенцию премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции Президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий несколько сот человек. В состав аппарата входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб лично назначаются Президентом.