Вопрос 1. Философская культура Средневековой Руси

Готовясь к ответу на первый вопрос семинара, следует обратить внимание на то, что корни русской философии уходят к истокам возникновения Русского государства. Становление российской государственности происходило на фоне раскола в христианстве. Идеологически Россия примкнула к православию и поэтому отгородилась от Западной Европы, где ведущую роль играл католицизм. Россия долгие годы развивалась обособленно от других стран Европы, что наложило отпечаток и на развитие философской мысли.

Философские воззрения в древней Руси в период до 1Х- Х веков формировались прежде всего в Новгороде. В качестве источников выступает Велесова книга – первый известный письменный источник – перевод с азбуки велесовицы на современный русский язык священных текстов новгородских волхвов 1Х в. В книге отражена история и верования многих европейских ( в том числе славянских) и азиатских народов от завершения Х1 в. до н.э. до 1Х в. н.э.

Религиозно-философские и мифологические воззрения древних славян (1-Х вв. н.э.) водились к следующему:

- мифы о Вселенной, человеке, сверхъестественных силах и явлениях;

- Явь – светлая сила, управляющая миром, одновременно – сам этот светлый мир, «весь белый свет»;

- Новь – темная сила, управляющая миром, одновременно – загробный мир, «тот свет»:всеобщий справедливый закон существования мираю установленный Даждьбогом;

- языческое многобожие.

- Правь – одно из основных понятий древнеславянской «жизненной философии»;

Философские воззрения периода Киевской Руси (1Х- начала Х111 вв.) реконструированы на основе следующих источников: Библии и других письменных трактатов христианства, летописей и сказаний, житии святых,- грамот и уложений князей, сохранившегося язычества и устного эпоса.

К основным философским воззрениям относятся библейские представления о создании Богом «этого мира» за 6 дней, трактовки фигуры Христа как богочеловека, основателя христианства и спасителя человечества (верующих), видения мира, существующего на «двух уровнях»:земного мира («белый свет») и мира загробного («тот свет»).

Человек представлялся как тварь (творение) божия, раб божий. Бедные, слабые, больные считались наибольшими праведниками, пользующимися особой поддержкой Бога. Князь выступал в образе наместника Бога на Земле. История людей считалась развивающейся прямолинейно: от божественного творения к греховности людей, концу света и спасению в Боге. Познание божественного возможно только через откровение или озарение. Нравственность по представлениям того времени имела божественное происхождение, а безнравственность – земное. Одновременно имело место сохранение язычества. Самостоятельного оригинального философского творчества в рассматриваемое время не существовало.

К наиболее известным представителям отечественной философии периода Киевской Руси относятся: Илларион Киевский, Феодосий Печерский, Нестор Летописец, Владимир Мономах, Климент Смолятич, Даниил Заточник и др.

Важнейшим событием Киевского периода государственности и культуры явилась христианизация Руси в 988 году, положившая начало формированию новой духовной культуры, православной по содержанию. Древнерусская богословская и философская мысль формировалась под влиянием византийской философии (античной культуры). Особенностью отечественной мысли и русской образованности явилось то, что она использовала свой собственный письменный язык. Первым русским философом считают киевского митрополита Иллариона. В труде «Слове о законе и благодати» Илларион построил богословско-историческую концепцию, обосновавшую включенность «русской земли» в общемировой процесс как процесс торжества божественного «света», т.е. Христа - называемого «благодатью», «истиной», над «тьмой» язычества. Илларион оставил нам первый образец осмысления общественной жизни конца Х-начала XI веков, поставил вопрос о месте русского народа в мировой исто­рии, обосновал общечеловеческую значимость духовных ценностей христианства.

В этот же период написан Святославом «Изборник», содержащий трактаты об основных категориях и понятиях, толкование богослов­ских текстов, анализ темы Софии как символа благоустроенности и гармонии бытия. Образцом практической философии является «По­учение» князя Владимира Мономаха (начало 12 в.). В нем дан этичес­кий кодекс поведения мирян, отражены правовые и политические проблемы того времени.

Главным итогом развития древнерусской философской мысли ока­залась выработка принципиально новых, в сравнении с дохристианс­кими, представлений о мире как творении Бога, человеческой исто­рии как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души Значительное влияние в период образования Московской Руси имел исихазм — богословское учение, основанное византийским богосло­вом и философом Г. Паламой. В данном учении нашли отражение философские проблемы отношения знака и значения, познаваемости Бога и мира. Исихазм (от греч. hesychia — покой) прочно вошел в рус­скую философскую традицию, что нашло отражение в трудах многих выдающихся мыслителей XIV— XVI веков.

К началу XVI в. высшее духовенство раскалывается на иосифлян исповедующих традиции древнекиевского религиозного рационализ­ма, и нестяжателей, ориентировавшихся на учение византийских иси-хастов. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким (1440—1515) утвер­ждали, что книги священного писания являются мерилом истины и единственным средством обоснования любых теоретических положе­ний. Нестяжатели, идейным лидером которых был Нил Сорский (ум. в 1508 г.), считали недостаточной слепую веру и связанную с ней стро­жайшую обрядность для достижения истины и духовного совершен­ства. Они проповедовали аскетизм, внутреннее сосредоточение, мо­литву как единственно правильный путь к слиянию души человека с мировым началом. Нил Сорский и его последователи культивировали представление о человеке как «образе и подобии» Бога, властелине тварного мира, наместнике Бога на земле, призванном своим трудом поддерживать гармонию и порядок универсума.

Конец XV-начало XVI века принесли в Московскую Русь новую философскую традицию, связанную с «новгородо-московской ересью». «Политическая философия» еретиков утверждала особый образ государя, советующегося со своими подчиненными, приближенными, однако больше полагающегося на «тайное искусство» управлять. На­род выступает как объект абсолютной опеки, повинующийся грозно­му царю, укрепляющему законность, любящему народ, следящему за порядком. В русской философии XVI века имело место сочетание и разделение философии «внешней», т.е. античной («языческой») и внутренней - христианской.

Наиболее заметными врачами-философами России XV—XVII вв. являются Г. Дрогобыч (Котермак) (1450-1494), Г. Скорина (1490-1551) и П.В. Постников (1676-?).Г. Дрогобыч придерживался в ме­дицине и философии идеалистических взглядов в соответствии с господствовавшей в то время традицией. Из дошедших до наших времени трудов Г. Дрогобыча, известно, что он занимался вопросами астрологии, чумы и смерти. Г. Скорина выступал за углубленное изуче­ние природы, верил в возможности и беспредельность человеческого разума, всемерно содействовал просвещению народа, высказывал прогрессивные идеи. П.В. Постников является первым доктором ме­дицины и философии России. Сферой его научного интереса была экспериментальная физиология. Постников критически оценивал идеалистические концепции Аристотеля, построенные на основе метафизики.

. Русскую философию XVII века можно рассматривать как форму русской ренессансной философии, еще сохраняющей отпечаток формы средневековой, но уже содержащей потенциал той формы философии, которая была порождена западноевропейской культурой ранних буржуазных революций XVI-XVII вв. Русский народ, как известно, принял христианство в 988 г. Он получил первое представление о философии только тогда, когда на Церковнославянский язык стали переводиться сочинения отцов церкви. При помощи подобных сочинений некоторые представители русского духовенства предпринимали попытки продолжать бого­словские и философские труды византийцев. К ним можно отнести митрополита Петра Могилу в XVII веке.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Исторические условия возникновения философской мысли в России?

2. Как повлияла изолированность Руси от Западной Европы на развитие философских воззрений?

3. Основные этапы развития философской мысли на Руси?

4. Назовите основных мыслителей, внесших наиболее весомый вклад в развитие русской философии периода Киевской Руси?

5. Специфические черты русской философской мысли?