Задания

1. Используя указанные источники, проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения» и заполните таблицу, вписав в первый столбец соответствующие определения из источников.

 

«Процесс обучения» На чем сделан акцент Что общего В чем различие
Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1988      
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996    
Харламов И.Ф. Педагогика.– М., 1999.    
Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999    

 

2. Изучите принципы обучения, пользуясь различными источниками. Охарактеризуйте пять любых принципов, заполняя таблицу.

 

Принцип обучения Сущность принципа Некоторые правила принципа
     

 

3. К какому принципу обучения относятся правила: «От лёгкого к трудному»; «От известного к неизвестному»; «От простого к сложному»?

А. Научности.

Б. Наглядности.

В. Прочности результатов обучения.

Г. Доступности.

 

4. К какому принципу относится правило: «В конце раздела, курса обязательно проводите обобщение и систематизацию изученного»?

А. Воспитывающего обучения.

Б. Систематичности и последовательности.

В. Научности.

Г. Связи теории с практикой

 

5. К какому принципу относится правило: «Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение учащимися пройденного материала»?

А. Прочности результатов обучения.

Б. Связи обучения с жизнью.

В. Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

Г. Наглядности.

 

6. Докажите, пользуясь конкретными примерами, что принципы обучения основываются на его закономерностях.

 

7. Что такое метод обучения? Выберите правильный ответ.

1) Взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения;

2) Способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования;

3) Систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий учащимся развивать умственные способности и интересы;

4) Упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения;

5) Часть теории обучения.

 

8. В чем заключается различие между понятиями «принцип обучения» и «метод обучения»? Заполните таблицу.

 

Понятие Общие черты Различия
Принцип обучения    
Метод обучения  

 

9. Сопоставьте различные подходы к классификации методов обучения (Е.Я.Голант, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов, М.А.Данилов, Б.П.Есипов и др.) и дайте их краткую характеристику. Заполните таблицу:

 

Автор Основание классификации Группы методов Методы, относящиеся к каждой группе
       

 

10. Может ли метод обучения выступать в роли средства обучения и наоборот? Ответ обоснуйте.

 

11. Что такое форма организации обучения?

1) Согласованное взаимодействие учителя и учащегося, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;

2) Система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения;

3) Внешняя сторона организации учебного процесса;

4) Способ организации учебной работы учителя и учащихся.

 

12. Проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.

 

Определение понятия «форма организации обучения» Что общего В чем расходятся
«…Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев)    
«…Форма организации обучения предполагает… упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала» (И.М.Чередов)  
«Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (П.И.Подласый)  
«Форма организации образовательного процесса – это способ, характер взаимодействия педагога и учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени» (В.И.Загвязинский)  

 

13. В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения» и «метод обучения»? Заполните таблицу.

Понятие Общие черты Различия
Форма организации обучения    
Метод обучения  

 

14. Проанализируйте различные формы обучения и заполните таблицу.

 

Форма обучения Достоинства Недостатки
Мангеймская система    
Дальтон-план    
План Трампа    
Бригадная форма    

 

15. Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания. Заполните таблицу.

 

Закономерности воспитания Принципы воспитания
1. Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства ……………………………………… ……………………………………… ……………………………………… ………………………………………
2. ……………………………………. ……………………………………. …………………………………….. …………………………………….. Принцип гуманистической направленности воспитания; Принцип опоры на положительное в человеке; Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании
3. Эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, мотивами деятельности и характером ее педагогического руководства …………………………………….. …………………………………….. ……………………………………. …………………………………….
4. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Принцип целостного подхода в воспитании; Принцип ориентированности педагогической деятельности на формирование в единстве сознания и опыта деятельности; Принцип эстетизации детской жизни

 

16. Что такое самовоспитание?

17. Сравните эти высказывания.

А) В результате немецкого воспитания получается всегда немец, из французского – француз, из английского – англичанин, и только из русского сплошь и рядом выходит не русский, а часто если не космополит по убеждениям, то человек совсем равнодушный и безучастный к своей стране и народности (Царевский А.А. Значение русской словесности в национальном русском образовании. – Казань, 1893. – С. 42).

Б) Русские школы переделывают структуру русской души на манер иностранный, учат патриотизму на примере римских патриотов, чести – на образах французского рыцарства, семейной домовитости – на рассказах о германцах и швейцарцах (Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 2001. – С. 56).

Проанализируйте обозначенные подходы к национальному своеобразию воспитания личности. Выскажите ваше мнение по этому поводу. Оформите ваши мысли в форме мини сочинения.