Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

Наименование раздела дисциплины Содержание
Раздел 1 История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация
Содержание лекционного курса
1.1. История социологии: предмет и основные задачи курса. Специфика социологического подхода к изучению общественной жизни. История социологии как науки. Предмет истории социологии: основные подходы и трактовки. Теоретические и практические задачи, решаемые в рамках истории социологии. Цели и задачи курса. Основные понятия, используемые в изучении курса. Социологическое сознание современного человека. Познаваемость социальных процессов и роль истории социологии в изучении социума.
1.2. Периодизация истории социологии. Основные подходы к периодизации истории социологии. Отечественные и зарубежные трактовки (М. Элброу, В. А. Ядов, П. Штомпка и др.).
Темы практических/семинарских занятий
1.1. История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация 1. Этапы развития зарубежной социологии. 2. Предмет и основные категории истории социологии.
Раздел 2 Предсоциология: предыстория западной социологии
Содержание лекционного курса
2.1. Предсоциология Основные этапы истории западной социологии, периодизация. Различные трактовки периодизации истории становления социологии. Социологические идеи античного мира. Софисты: интеллектуальная аномия. Сократ: диалогическая форма социальной коммуникации. Творчество Платона: социальная статика, диалогический дискурс. Модель идеального государства. Аристотель – рационалист социального порядка. Цицерон: человек, закон и общество. Социологические идеи в период становления христианской цивилизации. А. Августин: христианская картина социальной истории. Ф. Аквинский о христианском социальном опыте. Социологические концепции нового времени в работах и деятельности: Н. Макиавелли, Дж. Вико, Т. Гоббса, Ж. Бодена, Дж. Локка, Д. Дидро, Ф. Вольтера, Ч. Беккариа, Ж. Ж. Руссо, Т. Мальтуса, Р. Оуэна, Г. В. Гегеля, К. А. де Сен-Симона и др.
Содержание лекционного курса
Раздел 3 Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии
3.1. Становление и развитие западной социологии. Рождение социологии. Социальные предпосылки возникновения социологической науки.
3.2. О. Конт основатель позитивной социологии Позитивный метод и принципы социологии О. Конта. Основные принципы социологии как науки. Социальная статика и динамика. Принципы социального порядка и законы существования устойчивых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени. Закон трех стадий. Нормы права как результат непосредственного социального опыта. Критика позитивной социологии О. Конта.
Темы практических/семинарских занятий
3.1. Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии 1. Огюст Конт: рождение социологии. 2. Метод и принципы позитивной социологии. Социальная статика и динамика. Закон трех стадий. 3. Критика позитивной социологии О. Конта.   Подготовить конспект одного из разделов работы О. Конта «Дух позитивной философии (слово о положительном мышлении)».
Содержание лекционного курса
Раздел 4 Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. Неопозитивизм
4.1. Социология Г. Спенсера. Органический подход Г. Спенсера. Общество как организм сходства и различия социальных систем с живыми организмами. Функции и системы жизнеобеспечения социального организма. Типология общественно-государственных форм. Социальная интеграция: динамика интегративных процессов.
4.2. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. Социологический подход Э. Дюркгейма. Надындивидуальность социологии. Социологический метод Э. Дюркгейма и его правила. Роль социальных фактов в изучении закономерностей социального развития. Социология морали. Социология религии. Суицидология. Критика социологических подходов Э. Дюркгейма.
4.3. Неопозитивизм Неопозитивизм в социологической науке. Принципы и критика неопозитивистского направления. Зарубежные и отечественные представители неопозитивизма.
Темы практических/семинарских занятий
4.1. Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. 1. Развитие и функционирование общества как живого организма. Сравнение «социального» и «животного» в обществе. Критика социологических взглядов Герберта спенсера современниками и последователями. 2. Социологический метод познания общественного и индивидуального Э. Дюркгейма. Правила изучения (выявления) социальных фактов. Э. Дюркгейм о разделении труда.
Содержание лекционного курса
Раздел 5 «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс)
5.1. «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс) Социализм и социология в XIX веке. Предшественники марксизма. Социальные идеи и утопии в истории общества. Условия возникновения и формирования новой общественно-политической концепции в Европе. Методологические принципы марксистского направления. Социальная история, социальная философия и экономическая социология в работах Маркса. Законы общественного развития. Материалистическая диалектика. Теория социальных общностей на примере классов и классовых антагонизмов. История общества в зеркале общественно-экономических формаций (ОЭФ). Смена ОЭФ – закономерный этап социально-экономического развития общества.
Темы практических/семинарских занятий
5.1. «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс) 1. Социализм и социология в XIX веке. К. А. де Сен-Симон и Роберт Оуэн представители утопического социализма. Анархизм Жозефа Прудона. 2. Социологические идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Социальная история и исторический детерминизм. Социальные классы и классовая борьба. Отчуждение. 3. Последователи марксистского учения отечественные и зарубежные представители. 4. Неомарксизм.
Содержание лекционного курса
Раздел 6 Понимающая социология М. Вебера
6.1. Понимающая социология М. Вебера Теория социального действия: типы социальных действий и их интерпретация. Рациональное и иррациональное в социальном поведении и мотивации. Социологические методы у М. Вебера. Социальные нормы и типы господства. Соотношение правовых (организационных) и моральных норм. Концепция легитимной власти в государстве. Понятие «идеального типа» как теоретическая модель распространенного социального явления. Социология религии М. Вебера. Политическая социология в работах Вебера. Почему социологию М. Вебера называют «понимающей социологией»? Продолжатели идей М. Вебера.
Темы практических/семинарских занятий
6.1. Понимающая социология М. Вебера 1. Социальное действие. Методы исследования общества, предлагаемые М. Вебером. 2. Социальные нормы и типы господства. Категория «идеального типа». 3. М. Вебер о бюрократии. Политическая социология. Критика интерпретативной социологии М. Вебера.
Содержание лекционного курса
Раздел 7 «Историческая социология» (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби)
7.1. «Историческая социология» Историческая социология: направление в социологической науке. Историческая макросоциология: культуры, цивилизации (О. Шпенглер). Историческая социология «осевого времени» в концепции К. Ясперса. Социология цивилизаций А. Тойнби. Социальное развитие локальных цивилизаций. Роль религии в существовании цивилизации. Социология присутствия «я» в мире «Цивилизации третьего поколения» (А. Тойнби): есть ли будущее? Гюстав Лебон: работы идеи и творчество. Определение понятий «цивилизация» и «история» в работах О. Шпенглера, К. Ясперса и А. Тойнби. Локальная культура в современном открытом обществе: степени свободы и объемы зависимости. Современные подходы в определении роли исторической социологии. О роли истории общества в формировании новых социальных практик. История и прогнозирование будущего.
Содержание лекционного курса
Раздел 8 Структурный функционализм Т. Парсонса
8.1. Структурный функционализм Т. Парсонса Теория социального действия: мотивация, структура, внешние и внутренние факторы. Структурно-функциональный подход в социологии. Динамичная самоорганизующаяся система: механизмы действия и свойства. Социальная система: структура, функции. Общая теория социальной системы. Социальные системы современного типа. Нормативное регулирование и социальный порядок. Критика структурного функционализма Т. Парсонса.
Темы практических/семинарских занятий
8.1. Структурный функционализм Т. Парсонса 1. Теория социального действия Т. Парсонса. Общество как самоорганизующаяся система: проблемы порядка. 2. Структурно-функциональный метод в социологии: принципы и механизмы исследования. Антипарсоновский кризис в социологии.
Содержание лекционного курса
Раздел 9 Психосоциологическое направление. Символический интеракционизм
9.1. Психосоциологическое направление. Зигмунд Фрейд: психоанализ социального поведения личности. Сущность психоаналитического метода. Бессознательные влечения как формы противодействия цивилизованной социальности. Двойственность социального контроля. Психоанализ и социология. Дж. Морено создатель концепции психодрамы как метода групповой психотерапии. Психосоциология коллективного бессознательного (К. Г. Юнг). Страсти и социальное поведении. Психосоциология садизма (Э. Фромм). О. Ранк: психосоциология неврозов. Критика психологического направления в социологии. Использование психо-социологических концепций в прикладной социологии.
9.2. Символический интеракционизм Символический интеракционизм в истории социологии. Дж. Г. Мид и сторонники направления. Р. Мертон: теория личностной аномии.
Содержание лекционного курса
Раздел 10 Американская социологическая школа. Этнометодология
10.1. Американская социологическая школа. Этнометодология Особенности и предпосылки становления американской социологии. Предмет и методы социологических исследований. О роли эмпирических исследований в становлении социологического направления. Этноцентризм. Отцы-основатели американской социологии. Американская социология в трудах и научных концепциях: У. Г. Самнера, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида, Т. Веблена, Р. Парка и др. Основные методологические ориентации Чикагской школы социологии. Э. Берджесс – представитель Чикагской школы. Индустриальная социология (Хоторнский эксперимент). «Позитивный» прагматизм американской социологии. Направления развития американской социологии. Этнометодология: история развития, классические и современные подходы и исследователи.
Темы практических/семинарских занятий
10.1. Американская социологическая школа. 1. Американская социология в работах и научных концепциях: У. Г. Самнера, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида и др. 2. Чикагская школа социологии основные направления и ведущие социологии. Социология Р. Парка. 3. Основные направления социологических исследований, практический характер. Заслуги американской социологии.
Содержание лекционного курса
Раздел 11 Феноменологическая социология
11.1. Феноменологическая социология Основания феноменологического познания реальности. Проблемы выделения и исследования социальных феноменов. Феноменология А. Щютца. Типизированное воспроизводство реальности. Социология повседневности. Ю. Хабермас – представитель Франкфуртской школы. Феноменология: особенности межсубъектных коммуникаций. Приоритеты в коммуникациях: проблемы насилия. Десимволизация мира и априорные основания в феноменологической социологии М. Шелера. Современные феноменологические концепции (Дж. Корбин, А. Страус). «Открытая интерпретация» и «обоснованная теория» в теории А. Страуса. Критика феноменологического подхода в социологии.
Темы практических/семинарских занятий
11.1. Феноменологическая социология 1. Понятие «социальный феномен». Исследование социальных феноменов (качественные методы социологических исследований). Основы интерпретивной социологии. 2. Феноменология А. Щютца и Ю. Хабермаса. Практика субъектно-субъектных коммуникаций. Изучение социального с помощью феноменов. Критика феноменологического подхода.
Содержание лекционного курса
Раздел 12 Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман)
12.1. Системный подход в социологии. Предпосылки формирования системного видения мира. Системный подход в науке: естественнонаучные и гуманитарные исследования. Общество как сложная саморазвивающаяся система. Социальные системы: функции, свойства, типология. Системный подход в социологии: история развития учения («органицизм», «позитивизм», «марксизм» и пр.).
12.2. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман) Никлас Луман – теоретик сложных социальных систем. Сложная самоорганизующаяся социальная система: признаки функциональной дифференциации. Глобальное общество: границы и перспективы развития. Внешнее и внутреннее по отношению к системе. Системный метод в социологии. Системное описание. Социология организаций Н. Лумана. Критика системного подхода в социологии.
Темы практических/семинарских занятий
12.1. Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман) 1. Системные парадигмы в социологической науке. 2. Теория сложных социальных систем Никласа Лумана. 3. Аутопоэзис Н. Лумана.
Содержание лекционного курса
Раздел 13 Социальный бихевиоризм в истории социологии
13.1. Социальный бихевиоризм в истории социологии Предшественники бихевиористского направления в социологии (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, У. Мак-Дугалл, Г. Тард, Ч. Кули, А. Смолл). Психологическое направление в изучении социологии. Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк − разработка понятия и схемы воздействия в бихевиоризме. Социальный бихевиоризм: теории и схемы. Ранний бихевиоризм в работах Э. Толмена, К. Халма, Дж. К. Хоманса, А. Бандура, Ч. Осгуда. Теория «оперантного замещения» Б. Скиннера. Необихевиоризм: механизмы контроля за социальным и политическим поведением, манипулирование общественным мнением. Социальный бихевиоризм П. А. Сорокина. Критические замечания бихевиористских концепций в социологии, их современное развитие.
Содержание лекционного курса
Раздел 14 Модернистский период в истории социологии. М. Фуко и Т. Лукман
14.1. Модернистский период в истории социологии Социологический анализ М. Фуко. Предпосылки междисциплинарного подхода в науке. «Археология» насилия и власти. Роль социальных институтов в формировании дисциплинарного общества. Система правосудия. Социология преступности. Социология проституции. Функционалистские концепции и феминизм. История общества. Проблемы объективного (достоверного) изучения социальной жизни. Томас Лукман: социология религиозной жизни. Социальное конструирование реальности. «Житейские формы» восприятия жизни. Социальная религиозность. Организационно-церковная религиозность. Роль института церкви в легитимации социально-одобряемой деятельности индивидов. Секуляризация общественной жизни. Религия и свобода: границы и возможности самореализации личности. Социология знания П. Бергера. Проблемы модернизации и социального развития современного общества. Общество и религия. Критика социологических воззрений. Социологические подходы Э. Гидденса.
Содержание лекционного курса
Раздел 15 Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии
15.1. Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии Элементы политической науки в работах Г. Моска, В. Парето, Ч. Миллса. Теория полей в учении Пьера Бурдье. «Социальное поле» и «поле политики». Теория габитуса. Социология политики. Схемы взаимодействия власти и общества. П. Бурдье: символическое взаимодействие. Символическое насилие. «Незнание» во благо общества. Постмодерновый этап в развитии мировой социологии. Социальные эксклюзии. Мультипарадигмальная социология. Социология качественного исследования Сетевое общество и вопросы его изучения (М. Кастельс). Метаморфозы социальных учений. Социальная сфера симулякров Ж. Бодрийяра. О перспективах социологии, по мнению П. Бурдье. Несоизмеримость социологических теорий (Т. Бранте). Современная социальная теория Э. Гидденса. Современные социологические школы и научные сообщества. Кризис современной западной социологии как отражение общенаучного конфликта. Социология социальных изменений П. Штомпки. Критика современного постмодернистского общества в работах М. Валлерстайна. «Конец знакомого мира» и социология XXI в.
Темы практических/семинарских занятий
15.1. Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии 1. Кризисы современной социологии. 2. Современные социологические концепции и направления. 3. Социология Пьера Бурдье   На занятии обсудить современные зарубежные социологические направления /под запись/.