Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Раздел 1 | История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация | |
Содержание лекционного курса | ||
1.1. | История социологии: предмет и основные задачи курса. | Специфика социологического подхода к изучению общественной жизни. История социологии как науки. Предмет истории социологии: основные подходы и трактовки. Теоретические и практические задачи, решаемые в рамках истории социологии. Цели и задачи курса. Основные понятия, используемые в изучении курса. Социологическое сознание современного человека. Познаваемость социальных процессов и роль истории социологии в изучении социума. |
1.2. | Периодизация истории социологии. | Основные подходы к периодизации истории социологии. Отечественные и зарубежные трактовки (М. Элброу, В. А. Ядов, П. Штомпка и др.). |
Темы практических/семинарских занятий | ||
1.1. | История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация | 1. Этапы развития зарубежной социологии. 2. Предмет и основные категории истории социологии. |
Раздел 2 | Предсоциология: предыстория западной социологии | |
Содержание лекционного курса | ||
2.1. | Предсоциология | Основные этапы истории западной социологии, периодизация. Различные трактовки периодизации истории становления социологии. Социологические идеи античного мира. Софисты: интеллектуальная аномия. Сократ: диалогическая форма социальной коммуникации. Творчество Платона: социальная статика, диалогический дискурс. Модель идеального государства. Аристотель – рационалист социального порядка. Цицерон: человек, закон и общество. Социологические идеи в период становления христианской цивилизации. А. Августин: христианская картина социальной истории. Ф. Аквинский о христианском социальном опыте. Социологические концепции нового времени в работах и деятельности: Н. Макиавелли, Дж. Вико, Т. Гоббса, Ж. Бодена, Дж. Локка, Д. Дидро, Ф. Вольтера, Ч. Беккариа, Ж. Ж. Руссо, Т. Мальтуса, Р. Оуэна, Г. В. Гегеля, К. А. де Сен-Симона и др. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 3 | Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии | |
3.1. | Становление и развитие западной социологии. | Рождение социологии. Социальные предпосылки возникновения социологической науки. |
3.2. | О. Конт основатель позитивной социологии | Позитивный метод и принципы социологии О. Конта. Основные принципы социологии как науки. Социальная статика и динамика. Принципы социального порядка и законы существования устойчивых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени. Закон трех стадий. Нормы права как результат непосредственного социального опыта. Критика позитивной социологии О. Конта. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
3.1. | Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии | 1. Огюст Конт: рождение социологии. 2. Метод и принципы позитивной социологии. Социальная статика и динамика. Закон трех стадий. 3. Критика позитивной социологии О. Конта. Подготовить конспект одного из разделов работы О. Конта «Дух позитивной философии (слово о положительном мышлении)». |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 4 | Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. Неопозитивизм | |
4.1. | Социология Г. Спенсера. | Органический подход Г. Спенсера. Общество как организм сходства и различия социальных систем с живыми организмами. Функции и системы жизнеобеспечения социального организма. Типология общественно-государственных форм. Социальная интеграция: динамика интегративных процессов. |
4.2. | Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. | Социологический подход Э. Дюркгейма. Надындивидуальность социологии. Социологический метод Э. Дюркгейма и его правила. Роль социальных фактов в изучении закономерностей социального развития. Социология морали. Социология религии. Суицидология. Критика социологических подходов Э. Дюркгейма. |
4.3. | Неопозитивизм | Неопозитивизм в социологической науке. Принципы и критика неопозитивистского направления. Зарубежные и отечественные представители неопозитивизма. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
4.1. | Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. | 1. Развитие и функционирование общества как живого организма. Сравнение «социального» и «животного» в обществе. Критика социологических взглядов Герберта спенсера современниками и последователями. 2. Социологический метод познания общественного и индивидуального Э. Дюркгейма. Правила изучения (выявления) социальных фактов. Э. Дюркгейм о разделении труда. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 5 | «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс) | |
5.1. | «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс) | Социализм и социология в XIX веке. Предшественники марксизма. Социальные идеи и утопии в истории общества. Условия возникновения и формирования новой общественно-политической концепции в Европе. Методологические принципы марксистского направления. Социальная история, социальная философия и экономическая социология в работах Маркса. Законы общественного развития. Материалистическая диалектика. Теория социальных общностей на примере классов и классовых антагонизмов. История общества в зеркале общественно-экономических формаций (ОЭФ). Смена ОЭФ – закономерный этап социально-экономического развития общества. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
5.1. | «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс) | 1. Социализм и социология в XIX веке. К. А. де Сен-Симон и Роберт Оуэн представители утопического социализма. Анархизм Жозефа Прудона. 2. Социологические идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Социальная история и исторический детерминизм. Социальные классы и классовая борьба. Отчуждение. 3. Последователи марксистского учения отечественные и зарубежные представители. 4. Неомарксизм. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 6 | Понимающая социология М. Вебера | |
6.1. | Понимающая социология М. Вебера | Теория социального действия: типы социальных действий и их интерпретация. Рациональное и иррациональное в социальном поведении и мотивации. Социологические методы у М. Вебера. Социальные нормы и типы господства. Соотношение правовых (организационных) и моральных норм. Концепция легитимной власти в государстве. Понятие «идеального типа» как теоретическая модель распространенного социального явления. Социология религии М. Вебера. Политическая социология в работах Вебера. Почему социологию М. Вебера называют «понимающей социологией»? Продолжатели идей М. Вебера. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
6.1. | Понимающая социология М. Вебера | 1. Социальное действие. Методы исследования общества, предлагаемые М. Вебером. 2. Социальные нормы и типы господства. Категория «идеального типа». 3. М. Вебер о бюрократии. Политическая социология. Критика интерпретативной социологии М. Вебера. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 7 | «Историческая социология» (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби) | |
7.1. | «Историческая социология» | Историческая социология: направление в социологической науке. Историческая макросоциология: культуры, цивилизации (О. Шпенглер). Историческая социология «осевого времени» в концепции К. Ясперса. Социология цивилизаций А. Тойнби. Социальное развитие локальных цивилизаций. Роль религии в существовании цивилизации. Социология присутствия «я» в мире «Цивилизации третьего поколения» (А. Тойнби): есть ли будущее? Гюстав Лебон: работы идеи и творчество. Определение понятий «цивилизация» и «история» в работах О. Шпенглера, К. Ясперса и А. Тойнби. Локальная культура в современном открытом обществе: степени свободы и объемы зависимости. Современные подходы в определении роли исторической социологии. О роли истории общества в формировании новых социальных практик. История и прогнозирование будущего. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 8 | Структурный функционализм Т. Парсонса | |
8.1. | Структурный функционализм Т. Парсонса | Теория социального действия: мотивация, структура, внешние и внутренние факторы. Структурно-функциональный подход в социологии. Динамичная самоорганизующаяся система: механизмы действия и свойства. Социальная система: структура, функции. Общая теория социальной системы. Социальные системы современного типа. Нормативное регулирование и социальный порядок. Критика структурного функционализма Т. Парсонса. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
8.1. | Структурный функционализм Т. Парсонса | 1. Теория социального действия Т. Парсонса. Общество как самоорганизующаяся система: проблемы порядка. 2. Структурно-функциональный метод в социологии: принципы и механизмы исследования. Антипарсоновский кризис в социологии. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 9 | Психосоциологическое направление. Символический интеракционизм | |
9.1. | Психосоциологическое направление. | Зигмунд Фрейд: психоанализ социального поведения личности. Сущность психоаналитического метода. Бессознательные влечения как формы противодействия цивилизованной социальности. Двойственность социального контроля. Психоанализ и социология. Дж. Морено создатель концепции психодрамы как метода групповой психотерапии. Психосоциология коллективного бессознательного (К. Г. Юнг). Страсти и социальное поведении. Психосоциология садизма (Э. Фромм). О. Ранк: психосоциология неврозов. Критика психологического направления в социологии. Использование психо-социологических концепций в прикладной социологии. |
9.2. | Символический интеракционизм | Символический интеракционизм в истории социологии. Дж. Г. Мид и сторонники направления. Р. Мертон: теория личностной аномии. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 10 | Американская социологическая школа. Этнометодология | |
10.1. | Американская социологическая школа. Этнометодология | Особенности и предпосылки становления американской социологии. Предмет и методы социологических исследований. О роли эмпирических исследований в становлении социологического направления. Этноцентризм. Отцы-основатели американской социологии. Американская социология в трудах и научных концепциях: У. Г. Самнера, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида, Т. Веблена, Р. Парка и др. Основные методологические ориентации Чикагской школы социологии. Э. Берджесс – представитель Чикагской школы. Индустриальная социология (Хоторнский эксперимент). «Позитивный» прагматизм американской социологии. Направления развития американской социологии. Этнометодология: история развития, классические и современные подходы и исследователи. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
10.1. | Американская социологическая школа. | 1. Американская социология в работах и научных концепциях: У. Г. Самнера, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида и др. 2. Чикагская школа социологии основные направления и ведущие социологии. Социология Р. Парка. 3. Основные направления социологических исследований, практический характер. Заслуги американской социологии. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 11 | Феноменологическая социология | |
11.1. | Феноменологическая социология | Основания феноменологического познания реальности. Проблемы выделения и исследования социальных феноменов. Феноменология А. Щютца. Типизированное воспроизводство реальности. Социология повседневности. Ю. Хабермас – представитель Франкфуртской школы. Феноменология: особенности межсубъектных коммуникаций. Приоритеты в коммуникациях: проблемы насилия. Десимволизация мира и априорные основания в феноменологической социологии М. Шелера. Современные феноменологические концепции (Дж. Корбин, А. Страус). «Открытая интерпретация» и «обоснованная теория» в теории А. Страуса. Критика феноменологического подхода в социологии. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
11.1. | Феноменологическая социология | 1. Понятие «социальный феномен». Исследование социальных феноменов (качественные методы социологических исследований). Основы интерпретивной социологии. 2. Феноменология А. Щютца и Ю. Хабермаса. Практика субъектно-субъектных коммуникаций. Изучение социального с помощью феноменов. Критика феноменологического подхода. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 12 | Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман) | |
12.1. | Системный подход в социологии. | Предпосылки формирования системного видения мира. Системный подход в науке: естественнонаучные и гуманитарные исследования. Общество как сложная саморазвивающаяся система. Социальные системы: функции, свойства, типология. Системный подход в социологии: история развития учения («органицизм», «позитивизм», «марксизм» и пр.). |
12.2. | Социология нового (глобального) общества (Н. Луман) | Никлас Луман – теоретик сложных социальных систем. Сложная самоорганизующаяся социальная система: признаки функциональной дифференциации. Глобальное общество: границы и перспективы развития. Внешнее и внутреннее по отношению к системе. Системный метод в социологии. Системное описание. Социология организаций Н. Лумана. Критика системного подхода в социологии. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
12.1. | Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман) | 1. Системные парадигмы в социологической науке. 2. Теория сложных социальных систем Никласа Лумана. 3. Аутопоэзис Н. Лумана. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 13 | Социальный бихевиоризм в истории социологии | |
13.1. | Социальный бихевиоризм в истории социологии | Предшественники бихевиористского направления в социологии (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, У. Мак-Дугалл, Г. Тард, Ч. Кули, А. Смолл). Психологическое направление в изучении социологии. Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк − разработка понятия и схемы воздействия в бихевиоризме. Социальный бихевиоризм: теории и схемы. Ранний бихевиоризм в работах Э. Толмена, К. Халма, Дж. К. Хоманса, А. Бандура, Ч. Осгуда. Теория «оперантного замещения» Б. Скиннера. Необихевиоризм: механизмы контроля за социальным и политическим поведением, манипулирование общественным мнением. Социальный бихевиоризм П. А. Сорокина. Критические замечания бихевиористских концепций в социологии, их современное развитие. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 14 | Модернистский период в истории социологии. М. Фуко и Т. Лукман | |
14.1. | Модернистский период в истории социологии | Социологический анализ М. Фуко. Предпосылки междисциплинарного подхода в науке. «Археология» насилия и власти. Роль социальных институтов в формировании дисциплинарного общества. Система правосудия. Социология преступности. Социология проституции. Функционалистские концепции и феминизм. История общества. Проблемы объективного (достоверного) изучения социальной жизни. Томас Лукман: социология религиозной жизни. Социальное конструирование реальности. «Житейские формы» восприятия жизни. Социальная религиозность. Организационно-церковная религиозность. Роль института церкви в легитимации социально-одобряемой деятельности индивидов. Секуляризация общественной жизни. Религия и свобода: границы и возможности самореализации личности. Социология знания П. Бергера. Проблемы модернизации и социального развития современного общества. Общество и религия. Критика социологических воззрений. Социологические подходы Э. Гидденса. |
Содержание лекционного курса | ||
Раздел 15 | Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии | |
15.1. | Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии | Элементы политической науки в работах Г. Моска, В. Парето, Ч. Миллса. Теория полей в учении Пьера Бурдье. «Социальное поле» и «поле политики». Теория габитуса. Социология политики. Схемы взаимодействия власти и общества. П. Бурдье: символическое взаимодействие. Символическое насилие. «Незнание» во благо общества. Постмодерновый этап в развитии мировой социологии. Социальные эксклюзии. Мультипарадигмальная социология. Социология качественного исследования Сетевое общество и вопросы его изучения (М. Кастельс). Метаморфозы социальных учений. Социальная сфера симулякров Ж. Бодрийяра. О перспективах социологии, по мнению П. Бурдье. Несоизмеримость социологических теорий (Т. Бранте). Современная социальная теория Э. Гидденса. Современные социологические школы и научные сообщества. Кризис современной западной социологии как отражение общенаучного конфликта. Социология социальных изменений П. Штомпки. Критика современного постмодернистского общества в работах М. Валлерстайна. «Конец знакомого мира» и социология XXI в. |
Темы практических/семинарских занятий | ||
15.1. | Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии | 1. Кризисы современной социологии. 2. Современные социологические концепции и направления. 3. Социология Пьера Бурдье На занятии обсудить современные зарубежные социологические направления /под запись/. |