Природно-ресурсный потенциал территории и его оценка

 

В современный период проблемы взаимодействия природы и человека становятся все острее. Основой социально-экономического развития регионов России в настоящий момент является экстенсивное использование разнообразных природных ресурсов. В связи с этим возрастает антропогенный прессинг на окружающую среду, ухудшается экология, снижаются параметры уровня и качества жизни. Все это предопределяет актуальность проблемы поиска путей по минимизации негативного воздействия на качество среды обитания и активизирует необходимость оптимизации государственного регулирования и управления экологической ситуацией в ресурсных секторах экономики.

Природно-ресурсный потенциал - совокупность природных ресурсов, объектов природы, средообразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические, антропогенные и другие), присущих конкретной территории, которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности.

Природопользование - хозяйственная и иная (включая военную) деятельность, осуществляемая с использованием природных ресурсов, а также воздействие этой деятельности на окружающую среду. Комплексное природопользование - такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) конкретного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная или иная деятельность в целом оказывает минимально возможное воздействие на окружающую среду. Комплексное природопользование обеспечивает возрастающие потребности общества за счет ресурсосбережения, рационального использования природных ресурсов, восстановления (воспроизводства) в интересах здоровья населения и социально-экономического развития качеств окружающей среды, изменившихся в результате антропогенной деятельности.

Комплексное управление природопользованием - скоординированное взаимодействие органов государственной власти и специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, направленное на:

- формирование и практическую реализацию единых межведомственных принципов в природопользовании;

- закрепление экосистемных подходов при использовании отдельных видов природных ресурсов из природноресурсного потенциала региона;

- выявление и соблюдение экологических приоритетов с целью создания условий для устойчивого, экологически безопасного социально-экономического развития.

Экологическая система (экосистема) - единая, устойчивая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся в пределах определенного (локального) участка биосферы совокупность живых и неживых экологических компонентов, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации. Окружающая природная среда - совокупность экологических компонентов (земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы), природных и антропогенных ландшафтов и пространства, обеспечивающая условия жизнедеятельности человека и существования живых организмов.

Основу природно-ресурсного потенциала территории составляют природные ресурсы и природные условия. Природные ресурсы (естественные ресурсы) — эле­менты природы, часть всей совокупности природных ус­ловий и важнейшие компоненты природной среды, кото­рые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.

Природные ресурсы являются главным объектом экономики природопользования, в процессе которого они подверга­ются эксплуатации и последующей переработке. С хозяй­ственным использованием природных ресурсов сопряже­на деятельность, направленная на сохранение качества природной среды (решение проблем охраны природы).

В России всегда уделялось большое внимание повышению доходности недр, леса, других природных ресурсов, Средства от использования природных ресурсов составляли значительную часть поступлении в государственную казну. В советский период развитие работ по экономической оценке природных ресурсов и платному природопользованию практически было прервано, и разработки ученых в этом направлении носили теоретический характер.

Природные ресурсы обладают трудовой стоимостью в той мере, в какой к ним приложен человеческий труд, чтобы подготовить их к включению в производственный процесс. Природные ресурсы имеют (или приобретают) и потребительную стоимость, поскольку при данном уровне техники могут быть использованы для развития производства. Считалось, что стоимостная оценка неприемлема для некоторых видов природных ресурсов, имеющихся в неограниченном количестве, таких как воздух, вода в океане и т.д. Установление доли природных ресурсов в общественном производстве наряду с производственными фондами и живым трудом определяло необходимость дать им оценку, найти их общую величину.

Осознание необходимости экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов и одновременно с этим практические работы по этой проблеме начались во многих странах мира несколько десятилетий назад. Отставание нашей страны в решении этих проблем очевидно, так как только с развитием рыночных отношений возникла реальная необходимость стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала. Это тем более важно, так как современный экономический уровень страны в основном зависит от использования, в том числе и продажи природного сырья. Экономическая оценка должна стать основой современных методов управления природными ресурсами в условиях рыночной экономики и государственного регулирования их рационального использования.

В настоящее время работы по стоимостной оценке природных ресурсов, в современном ее понимании, находятся в самой начальной стадии. Значительный интерес к вопросам экономической оценки природных ресурсов и оценки ущерба от загрязнения был проявлен в связи с введением платного природопользования. Этому способствовало принятие ряда природно-ресурсных законов: «О плате за землю» (1991 г.), «О недрах» (1992 г.), «Об охране окружающей природной среды» (2001 г.) и других правовых актах, которыми было положено начало перехода на рыночные отношения в сфере природопользования. Закон РФ «Об охране окружающей среды» определил необходимость ведения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки.

Однако сложность практического применения экономических оценок, отсутствие должной информационной базы не привели к их реальному использованию. Введенные платы за пользование природными ресурсами и отчисления на их охрану и воспроизводство практически «строились» без учета экономических оценок. Однако проработки в этом направлении продолжали вестись различными ведомствами и научными организациями.