Ее цвета

Диодор Сицилийский, описывая свои путешествия по Северной Африке и Ближнему Востоку в I столетии до н. э., поведал нам немало интереснейших историй. Одна из них — об амазонках (так греки называли поклонявшиеся Богине племена Северной Африки, Анатолии и черноморского побережья). Диадора особенно заинтересовал социальный статус женщин у амазонок, и его комментарии по этому поводу заслужили высокую оценку современных феминисток. Например, Диодор поведал, что эфиопские женщины носили оружие, практиковали общинный брак и совместно воспитывали своих детей,что позволяет преодолеть предвзятость (и собственничество!) в материнстве. В тех регионах Ливии, где поклонялись богине Нейт, амазонки были известны своими военными успехами даже во времена римлян. Вот что рассказывает о них Диодор:

Вся власть у них принадлежит женщинам, и они выполняют все общественные функции. Мужчины занимаются домашними делами — как наши женщины — и делают то, что велят им жены. Им не позволено служить в войске, заниматься государственным управлением или общественной деятельностью, ибо это могло бы придать им духу, чтобы восстать против женщин. Детей сразу после рождения передают мужчинам, и те вскармливают их молоком и другими продуктами, соответствующими их возрасту.

И еще Диодор рассказывает о ливийских воительницах, чьи армии завоевывали соседние территории. Приходя на новые земли, они немедленно возводили святилища и храмы своей Богине, имени которой Диодор не

называет, но, вероятно, это была Нейт. Согласно одной легенде, для того, чтобы проще было натягивать лук, амазонки-воительницы отрезали себе правую грудь. Некоторые исследователи даже полагают, что само их название происходит от греческого а-мазос, что означает «безгрудая». Однако ни греческие, ни иные описания этих народов не подтверждают слухов о подобных увечьях. Поэтому было также выдвинуто предположение, что источником этих слухов послужил образ андрогина, чья правая сторона мужская, а левая — женская. Подтверждением этой гипотезы могут служить некоторые изображения слияния Артемиды (которую также почитали амазонки) с ее братом-близнецом Аполлоном.

Согласно Гаю Транквиллию Светонию (70-122), амазонки некогда владели значительными территориями в Азии и вокруг Черного моря, которое еще в I веке было известно как Море Амазонок. Ливия, занимавшая в древности весь север Африки за исключением Египта, также принадлежала амазонкам. Считалось, что амазонки первыми приручили коней — возможно, именно это в свое время обусловило их военные успехи.

В мифологии амазонок Богиня часто представлена в образе кобылы — версия Деметры с головой лошади или, возможно, вариант критской Лейкиппы, или «Белой Лошади», чьи жрецы подвергались кастрации и носили женские одежды. Кроме того, не исключена связь между амазонками и скифами, ибо некоторые олицетворения Великой Богини — в частности, Дева, или Артемида, — известны в обеих этих культурах.

На роль, которую играли амазонки в истории Древней Греции, несомненно, указывает тот факт, что девятым подвигом Геракла был поход за великолепным поясом Ипполиты (или Меланиппы), царицы амазонок Каппадокии. Ипполита получила этот пояс от самого Марса как знак ее независимости. У этой легенды есть ряд интересных магических и психологических значений. Во-первых, это был девятый подвиг Геракла, а девятка — одно из священных чисел Богини. Во-вторых, пояс также является атрибутом богини Любви Афродиты, олицетворяющим различные аспекты фемининного начала. В-третьих, пояс — это символ связывания, и возможно, что инициация Геракла включала в себя развязывание уз, связывающих аниму, оказавшуюся в плену у его чрезмерно развитого анимуса.

Однако на чисто историческом уровне убийство Геркулесом воитель- ниц-амазонок и их царицы, несомненно, символизирует завоевание земель амазонок патриархальными народами. Подобные легенды есть также в мифологиях других народов — например, кельтское предание о победе героя Передура над девятью ведьмами из Глочестера, которые, кстати, были одеты в боевое облачение. Возможно, эта легенда тоже рассказывает о поражении амазонок и подобных матриархальных культур.

В древних легендах .есть ряд упоминаний об островах, населенных исключительно женщинами, которые посещали близлежащие поселения мужчин лишь ради зачатия. Согласно преданию, колонии такого рода существовали на Таурусе, Лемносе и Лесбосе и греки сторонились этих островов, ибо ходили слухи, что мужчин, ступивших на их землю, обычно приносят в жертву Богине.

Однако женщины-воительницы неизменно присутствовали в любой цивилизации, племени или культуре, где существовало равенство полов. Не исключено, что их всех — и валькирий, и фризийских женщин-воинов, и кельтских цариц, скачущих верхом во главе своих армий, — греки называли «амазонками». В особенности это касается кельтов, ибо их женщины славились как искусные всадницы, и резные известняковые изображения богинь-лошадей Эпоны, Рианнон и Махи (и это далеко не все) до сих пор можно найти среди холмов Британии. Доктор Филиппа Бери предположила; что амазонки были «вынуждены защищать матриархат в период его упадка» — несмотря на то что воинственность совсем не сочеталась с миролюбивым пасторальным укладом прежних матриархальных обществ, чуждых любым формам насилия.