Артемида

Будучи не менее могущественной в своей сфере и в своих владениях, богиня Артемида олицетворяет совсем другой аспект фемининного начала. Она — сестра Аполлона и, согласно мифу, родилась на день раньше брата. Греческая Артемида была, по существу, сельским божеством; она любила охотиться и мало походила на многих названных в ее честь женщин Эфеса. Поскольку одним из ее символов является медведь, Артемиду часто путают с Каллисто. Профессор Карл Кереньи, один из ведущих знатоков греческой истории и мифологии, утверждает, что изначально ее изображали в виде львицы. В то время как ее брата всегда связывают с Солнцем, Артемида ассоциируется с Луной. Однако ее нередко изображают с факелом в руке (скорее солнечная эмблема, чем лунная), что свидетельствует о наложении другого архетипа.

История рождения Артемиды и ее брата-близнеца Аполлона имеет как исторический, так и психологический смысл. Лето, дочь Коя и Фебы, подверглась домогательствам Зевса и забеременела от него. Проведав об измене мужа, Гера пришла в ярость и заявила, что Лето сможет разрешиться от бремени лишь на той земле, куда никогда не падали лучи солнца. Чтобы соблюсти это условие, Посейдон создал над островом Ортигия купол из волн, прикрепив этот остров к морскому дну четырьмя столбами. Чтобы насколько возможно задержать роды, Гера девять дней и ночей нарочно занимала богиню родов Иллитию различными поручениями, и все это время Лето страдала от нестерпимой боли. В конце концов на Олимп за Иллитией была послана Ирида, и Лето смогла разрешиться от бремени вначале Артемидой, а затем Аполлоном.

В память о муках, которые пришлось перетерпеть ее матери, Артемида стала покровительницей деторождения. Это может показаться странной должностью для сельской спортивной богини-девственницы, однако следует помнить, что не все повитухи и няни имеют мужа и семью. В те времена во многих отдаленных деревнях повитуха была единственным человеком, способным оказать хоть какую-то медицинскую помощь (и в наши дни нередко именно такие женщины помогают роженицам до того, как прибудут представители официальной медицины).

Вскоре после рождения Артемида попросила у отца вечную девственность, лук и стрелы (как у Аполлона), должность подательницы света, а также шафрановую тунику для охоты, — и Зевс с радостью предоставил все это дочери. Артемида свято чтила животных, а на людей обращала мало внимания и сурово карала тех, кто досаждал ей или нарушал правила, установленные в ее владениях. Ее шафрановая охотничья туника служит одним из свидетельств солнечного происхождения богини, а обстоятельство, что она родилась прежде брата, указывает на то, что ее культ появился раньше. Среди вариантов перевода ее имени — «надежная и разумная» и «исцеляющая от недугов». И еще она обладала прекрасным певческим голосом.

То, что Артемида была искусной лучницей, указывает на еще одно женское искусство, забытое в наши дни. В эзотерическом смысле архетип охотницы подразумевает не погоню за животными, а скорее охоту на души или Самость — «добычу» на духовном пути. Тогда лук и стрелы обладают глубоким метафизическим значением, символизируя такие противоположности, как Инъ/Ян urvl анимус/анима. Лишь в том случае, если каждая из этих противоположностей натянута до предела, может быть достигнута «цель» — индивидуация.

Артемида служит примером интровертивного выражения анимуса через атлетическое проявление женственности. Между тем данный архетип, может также иметь более широкие коннотации, и мы легко узнаем Артемиду не только в спортсменках и других физически активных женщинах, но и в тех, кто посвятил жизнь защите и изучению животных, пожертвовав ради них своими личными желаниями и потребностями. Женщины-Артемиды не терпят никаких глупостей со стороны мужчин, о чем свидетельствует история об Актеоне, поплатившемся жизнью за то, что осмелился помешать купанию богини.