ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Имени С.М. Кирова
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника академии
по учебной и научной работе
полковник медицинской службы
Б. Котив
«____» ____________ 2013 г.
Кафедра общественных наук
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изучения дисциплины «ФИЛОСОФИЯ»
по специальности 060101 «Лечебное дело»
по военной специальности «Лечебное дело в авиации»
Обсужден и одобрен на заседании кафедры
протокол № 31 от «16»июля 2013 г .
I. Распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий
Семестры | Всего учебных часов по расписанию | В том числе по видам учебных занятий | Время, отводимое на самостоятельную работу | Отчетность за семестр | |||||||||||
Лекции | Семинары | Лабораторные занятия | Практические занятия | Групповые упражнения | Групповые занятия | Тактические (тактико-спец.) занятия и учения | КШУ, военные (военно-спец.) игры | Курсовые работы ( задачи) | Контрольные работы | Самостоят. занятия под руководством преподавателя | Другие виды учебных занятий | ||||
III | |||||||||||||||
IV | |||||||||||||||
IV | экзамен | ||||||||||||||
Итого: | экзамен |
II. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ ПП | Виды учебных занятий | Кол-во часов | Раздел дисциплины, тема и учебные вопросы занятия | Материальное обеспечение занятия | Задания на самостоятельную работу | ||||||||
литература | Время (в часах) | ||||||||||||
СЕМЕСТР 3 | |||||||||||||
Лекция № 1 | ВВЕДЕНИЕ. Занятие 1. Философия как наука и учебная дисциплина. Вопросы: 1. Мифология, религия, наука. 2. Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия и медицина. | Схемы № 1-15 | № 1. с. 10-31 № 2. С.7-39 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЛОГИКИ | |||||||||||||
Лекция № 2 | ТЕМА 1. Занятие 1.Логика как философская наука. Вопросы: 1. Логика как наука о законах и формах мышления. 2. Формы мышления. 3. Законы формальной логики, теория доказательства. | Схемы № 1-24 | № 1. с. 7-15 №4. С.40-66 № 4. С.137-165 | ||||||||||
Семинар № 1 | ТЕМА 1. Занятие 2. Логика как философская наука. Вопросы: 1. Философия и ее роль в обществе. 2. Предмет и значение логики во врачебной деятельности, в изучении медицины. 3. Формы логического мышления, их применение в медицине | Схемы № 1-24 | № 4. С.9-42 № 4 с.180-247 № 4 С.277-332 | ||||||||||
Семинар № 2 | ТЕМА 1. Занятие 3. Законы формальной логики. Доказательство и опровержение 1. Основные законы логики, их применение в медицинской деятельности военного врача и в изучении медицины. 2. Доказательство, его применение в военной и медицинской практике. 3. Опровержение как основной вид доказательства для борьбы с ложными мыслями (софизмами) и показа логических ошибок. | Схемы № 25-39 | №4. с.333-386 № 4. С. 466-493 № 4. С. 508-513 | ||||||||||
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ | |||||||||||||
Лекция № 3 | ТЕМА 2. Занятие 1. Возникновение философии и ее культурно-исторические типы. Вопросы: 1. Зарождение философии и ее типология. 2. Философия и медицина Древних цивилизаций. 3. Античная и Средневековая философия и медицина. | Схемы № 1- 23 | №1. с.10-63 № 3. С. 13-69 | ||||||||||
Лекция № 4 | ТЕМА 2. Занятие 2. Философия и медицина эпох Возрождения и Нового времени. Вопросы: 1. Философия и медицина эпохи Возрождения. 2. Философия и медицина эпохи Нового времени. 3. Русская философия и медицина. | Схемы № 29-35 | № 1. с.64-138, 164-202 № 2. С.71-128 № 2. С.149-191 | ||||||||||
Семинар № 3 | ТЕМА 2. Занятие 3. Философия и медицина Древних цивилизаций, Античности и Средневековья. Вопросы: 1. Возникновение философии: от мифа к логосу. 2. Философия и медицина Древней Индии и Китая. 3. Античная философия и медицина. 4. Средневековая философия и медицина. | Схемы №16-28 | № 1. с.10-138 № 2. С.7-39 № 2. С. 43-125 № 3. С.13-69 | ||||||||||
Семинар № 4 | ТЕМА 2. Занятие 4.Философия и медицина эпох Возрождения, Нового и Новейшего времен.
Вопросы:
| Схемы № 29-35 | №1. 164-138 №2. с.71-128 №2. с. 149-191 | ||||||||||
Семинар № 5 | ТЕМА 2. Занятие 5. Русская философия и медицина. Вопросы: 1. Философская культура Средневековой Руси. 2. Философская мысль в России в XVIII веке. 3. Философская мысль в России в XIX веке. 4. Религиозная философия в России. 5. Марксистско-ленинская философия в России. 6. Русская философия, естествознание и медицина в ХХ - начале XXI веков . | Схема № 32 | № 1.164-202 № 2. с.129-1618 | ||||||||||
РАЗДЕЛ III. УЧЕНИЕ О БЫТИИ, СОЗНАНИИ И ПОЗНАНИИ | |||||||||||||
Лекция № 5 | ТЕМА 3. Занятие 1. Философия бытия. Научные картины мира. Вопросы: 1. Философское понимание бытия. Материя и формы ее существования. 2. Философские и научные картины мира 3. | Схемы № 36-37 | №1. с.248-261 №2. с.339-405 №3. с.235-258 | ||||||||||
Лекция № 6 | ТЕМА 4. Занятие 1. Проблема сознания в философии и медицине. Вопросы: 1. Проблема сознания в философии и медицине. 2. Сущность, структура, источники и функции сознания. | Схемы № 57-61 | №1. с.312-328 №2. с.431-451 №3. с.259-284 | ||||||||||
Семинар № 6 | ТЕМЫ 3,4. Занятие 2. Философия бытия и сознания. Вопросы: 1. Бытие, его структура, формы и способы существования. 2. Материя и сознание как предельные основы бытия. Развитие бытия. 3. Картина мира и мировоззрение человека. 4. Философская, религиозная и научная картины мира. 5. Медицинская реальность как философская проблема. | Схемы № 36-37,49-56 | №1. с.248-281,312-328 №2. с.431-451 №3. с.259-284 | ||||||||||
Лекция № 7 | ТЕМА 5. Занятие 1. Концепции развития. Диалектика как система. Вопросы: 1. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. 2. Диалектика как система принципов, законов и категорий. | Схемы № 39-48 | №1. с.282-301 | ||||||||||
Семинар № 7 | ТЕМА 5. Занятие 2. Диалектика как методология мышления и врачебной деятельности. Вопросы: 1. Исторические этапы развития диалектики. 2. Система принципов диалектики. Эволюционные теории в истории философии и медицины. 3. Законы диалектики и их методологическое значение для деятельности врача. 4. Категории диалектики и их роль в развитии естествознания и медицины. | Схемы № 39-48 | №1. с.202-301 | ||||||||||
Лекция № 8 | ТЕМА 6. Занятие 1. Философские проблемы познания. Научное познание. Типы научной рациональности. Вопросы: 1. Проблема познаваемости мира. Соотношение объективного и субъективного, чувственного и рационального в познании. 2. Специфика научного познания. Его уровни, формы и методы. 3. Философские концепции истины. | Схемы № 62-70 | №1.. с.329-350 | ||||||||||
Семинар № 8 | ТЕМА 6. Занятие 2. Философия познания. Вопросы: 1. Философские концепции познания. 2. Познание как процесс. 3. Методы и формы научного познания. 4. Проблема истины и ее критериев в философии и медицине. | Схемы № 62-70 | №1 с.329-350 № 2.С.452-472 | ||||||||||
Семинар № 9 | ТЕМА 6. Занятие 3. Философия науки. Типы рациональности. Вопросы: 1. Предмет философии науки. 2. Наука как социальный институт. 3. Возникновение науки и основные стадии ее развития. 4. Научные традиции и научные эволюции. Типы научной рациональности. | Схемы № 62-70 | № 2. С.240-253 № 2. С. 538-571 № 3. 424-452 | ||||||||||
РАЗДЕЛ IV. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ. | |||||||||||||
Лекция № 9 | ТЕМА 7. Занятие 1. Философия человека. Вопросы: 1. Философские концепции человека. 2. Философская антропология о природе человека. 3. Проблемы медицинской антропологии. | Схемы № 71-82 | №1. с.490-553 № 2. С.572-589 № 3. С.335-356 | ||||||||||
Семинар № 10 | ТЕМА 7. Занятие 2. Проблема человека и личности в философии и медицине. Вопросы: 1. Развитие взглядов на человека в философии и медицине. 2. Проблемы философской и медицинской антропологии. 3. Понятие личности. Факторы формирования личности. 4. Личность врача, особенности ее формирования и развития. | Схемы № 71-82 | №1. с.490-553 № 2. С.572-589 № 3. С.335-356 | ||||||||||
Лекция № 10 | ТЕМА 8. Занятие 1. Философские проблемы медицины. Вопросы: 1. Философия как универсальная методология общенаучного и медицинского познания. 2. Методологические основания теории основных и переходных состояний человека в медицине. 3. Детерминизм как методологическая основа теории этиопатогенеза. | Схемы № 40-48 | №2. С.452-471 № 3. с.505-623 | ||||||||||
Семинар № 11 | ТЕМА 8. Занятие 2. Актуальные философско-методологические проблемы теоретической, клинической медицины и здоровья. Вопросы: 1. Методологическое значение категорий «состояние» и «мера» для теоретического анализа основных и переходных состояний человеческого организма. 2. Проблема причинности в медицине. Методологическое значение категорий «причины», «следствия», причинных факторов и условий для теоретического анализа проблем этиологии, патогенеза, полиэтилогичности нозологических форм. 3. Философско-методологический анализ исторических и гносеологических аспектов теоретических концепций здоровья в медицине. 4. Здоровье в системе детерминационных связей. Факторы, детерминирующее здоровье человека. Валеология и санология. Основной вопрос медицины. Понятие здорового образа жизни. 5. Социальные и медицинские последствия войн и военных конфликтов. | Схемы № 41-48 | №1. с.282-301 № 2. С.452-471 №3. С.505-623 | ||||||||||
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ | |||||||||||||
Семинар №12 | ТЕМА 9. Занятие 1. Общество как предмет философского анализа. Вопросы. 1. Понятие общества и его сущностные признаки. Методологические подходы к анализу общества. 2. Философский анализ основных сфер общества: материально-производственной, социальной, политической и духовной. 3. Структура общества в социально-классовом и стратификационном измерении. 4. Теоретические концепции общества. Проблемы информационного и экологического общества. | Схемы № 109-110, 132-131 | № 1. С.416-452, 470-487 №2. с.485-497 №3. с.357-401 | ||||||||||
. Семестр 4 | |||||||||||||
Лекция №11 | ТЕМА 9. Занятие 2. Философия общества и его истории. Вопросы: 1. Понятие общества и его основные концепции. Основные сферы жизни общества. 2. История как предмет философского анализа. 3. Теологические, философские, натуралистические и культурологические концепции истории. | Схемы 95-110 | №1.С.416-487 №.2.С.485-497 | ||||||||||
Семинар № 13 | ТЕМА 9. Занятие 3. Философия истории Вопросы: 1. Сущность и основная проблематика философии истории. 2. Теологические, философские, натуралистические и культурологические концепции истории. 3. Формационный и цивилизационный подходы периодизации истории. 4. Субъекты и движущие силы истории. Исторический прогресс и его критерии. | Схемы № 109-110, 132-131 | №1. С.453-469 № 2. С.504-513 | ||||||||||
Лекция № 12 |
ТЕМА 10. Занятие 1. Духовная жизнь общества и деятельность человека.
| Схемы № 83-93 | № 2. с.316-343 | ||||||||||
Семинар № 14 | ТЕМА 10. Занятие 2. Практическое и духовное освоение мира. Философия глобальных проблем современности. Вопросы: 1. Духовность общества как социальный феномен. 2. Деятельность – основа духовной жизни общества. 3. Формы духовно-практического освоения мира. 4. Глобальные проблемы современности: причины, признаки, классификация, содержание. | Схемы № 83-94 № 135-139 | № 2. С.473-484 № 2. С.504-513 № 3.С .381-401 № 3. С.453-482 | ||||||||||
Семинар № 15 | ТЕМА 11. Занятие 1. Философия культуры и цивилизации. Вопросы: 1. Культура: сущность, содержание, структура, типология и функции. 2. Особенности культуры Запада, Востока и России. 3. Понятие, структура и основные концепции цивилизации. 4. Типология цивилизаций. Содержание, признаки и перспективы планетарной и русской цивилизации. 5. Медицина в системе культуры. | Схемы № 120-131 | №2. с.514-537 № 3. С.402-423 | ||||||||||
Лекция № 13 | ТЕМА 12. Занятие 1. Философские проблемы насилия, войны и армии. Вопросы: 1. Насилие как философская и глобальная проблема современности. 2. Философия войны. 3. Философия армии. | Схемы № 111-119 | № 3. С.12-60, 125-182. | ||||||||||
Семинар № 16 | ТЕМА 12. Занятие 2. Проблема насилия, войны и армии в философии и общественно-политической практике. Вопросы: 1. Проблема насилия в общественной теории и практике. 2. Методологические проблемы войны. 3. Основное содержание социально-философского учения об армии. | Схемы № 111-119 | № 3. С.12-60, 125-181 | ||||||||||
РАЗДЕЛ VI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ: СИНТЕЗ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ | |||||||||||||
Лекция № 14 | ТЕМА 13. Занятие 1.Современные философские направления Вопросы: 1. Сциентизм в западной философии (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм). 2. Антисциентизм в современной западной философии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм). 3. Тенденции развития современной западной философии . | Схема № 35 | № 1. С.203-245 № 2 С.192-336 | ||||||||||
Семинар № 17 | ТЕМА 13. Занятие 2. Современная философия: основные течения и проблемы. Вопросы: 1. Общие черты и особенности западной философии XX-XXI века. 2. Философия жизни и экзистенциализм. 3. Позитивизм и неопозитивизм. 4. Феноменология. | Схема № 35 | № 1. С.203-245 № 2 С.192-336 | ||||||||||
ЭКЗАМЕН | |||||||||||||
ВСЕГО по дисциплине | |||||||||||||
III. ЛИТЕРАТУРА
return false">ссылка скрыта1. Философия: учебник для бакалавров/ Лавриненко В.Н.,Иконникова И.Г., Ратников В.П., Юдин В.В.. – 5-е изд., перераб. и дополн. – М.: Изд-во «Юрайт: ИД Юрайт», 2015.
2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов/ Авт.кол.:Фролов И.Т. и др. – М.:«Республика», 2008.
3. Хрусталев Ю.М. Философия. - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008.
4. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник. – М.: «Владос», 2010.
5.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: «Прогресс», 2012.
6. Основы философии. Альбом структурно-логических схем /Сост. Андреев С.И., Боровков М.И., Прокудин Ю.А. – СПб: «Береста», 2009.
7. Антология русской философии в 3-х т. – СПБ.:Изд-во «Сенсор», 2009.
8. Боровков М.И., Радиков И.В. Философия военной сферы: Монография. – СПб.: «Береста», 2007.
9. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. – М.: «Инфра» , 2009.
10. Основы логики. Альбом структурно-логических схем по учебной дисциплине /Сост. Боровков М.И., Иошкин В.К. – СПб.:«Береста» 2009.
11. Прокудин Ю.А. Диалектика бытия. – СПб.: ВМедА, 2011.
12. Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А.А.Ивина. – М.: «Гардарики», 2009.
13. Хрестоматия по западной философии. Античность. Средние века. Возрождение. – М.:Изд-во «АСТ», 2008.
14. Хрестоматия по философии. – М.: «Проспект», 2008.