IV. Целевая установка и организационно-методические указания

Военно-медицинская академия

Имени С.М. КИРОВА

Кафедра общественных наук

 

Философия и Биоэтика

Учебно-методическое пособие по дисциплинам курсантам факультетов подготовки военных врачей

 

Санкт-Петербург

Рецензенты:

Нестеров А.И.– кандидат философских наук, доцент;

Бурова М.Л.- кандидат философских наук, доцент.

 

 

В учебно-методическом пособии представлены учебная программа и тематический план по дисциплинам «философия» и «биоэтика», разработанные на основе требований Государственного образовательного стандарта третьего поколения профессорско-преподавательским составом кафедры общественных наук Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова. Пособие содержит методические рекомендации курсантам по изучению дисциплины, написанию рефератов, организации самостоятельной работы, по подготовке к экзаменам и зачётам. Важное место в пособии отведено заданиям на семинарские занятия с раскрытием основных понятий по изучаемым темам, а также с учебным материалом и методическими рекомендациями по подготовке к темам занятий. В данном издании предложены средства итогового контроля уровня знаний в виде вопросов, тестовых заданий, а также примерного списка экзаменационных вопросов по дисциплине. Пособие завершается описанием критериев оценки знаний, компетенций курсантов в период проведения семинаров и экзаменов, а также списком учебной литературы по дисциплинам «философия» и «биоэтика».

Пособие предназначено для курсантов Военно-медицинской академии.

Авторами пособия являются заведующий кафедрой общественных наук кандидат философских наук, доцент Андреев С.И., профессор кафедры общественных наук доктор философских наук, профессор Боровков М.И., доцент кафедры общественных наук кандидат философских наук, доцент Прокудин Ю.А. Авторы выражают благодарность за участие в работе по составлению пособия кандидату философских наук доценту Курсакову В.И., кандидату философских наук, доценту Погорелову В.И., кандидату философских наук доценту Тонкогласу В.П.

 

 

Андреев С.И., Боровков М.И., Прокудин Ю.А. Философия и биоэтика. Учебно-методическое пособие по дисциплинам курсантам факультетов подготовки военных врачей.- СПб: Военно-медицинская академия, 2014г.- с.


Оглавление

Учебная дисциплина «Философия»

 

1. Учебная программа по дисциплине «Философия»

2. Тематический план изучения дисциплины «Философия»

3. Методические рекомендации курсантам по изучению дисциплины:

3.1. Психолого-педагогические рекомендации курсантам по усвоению содержания лекций по гуманитарным дисциплинам.

3.2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям п о учебной дисциплине «Философия».

3.3. Методические рекомендации по написанию и оформлению рефератов.

3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов ФПВ.

3.5. Методические рекомендации по работе с книгой.

3.6. Методические рекомендации по подготовке к экзамену (зачету)

4. Задания курсантам по подготовке к семинарам:

- подробный план семинара,

- список обязательной и дополнительной литературы к семинару,

- темы рефератов, выступлений и сообщений,

- основные категории и понятия по теме семинара,

- учебный материал по вопросам семинара с методическими рекомендациями,

- вопросы для самоконтроля, тесты, задачи

5. Средства итогового контроля уровня знаний:

- методические рекомендации по проведению тестирования,

- комплекты тестовых заданий

6. Список экзаменационных вопросов по дисциплине.

7. Критерии оценки знаний, компетенций курсантов в период проведения семинаров и экзамена по дисциплине «Философия»

8. Перечень учебной литературы по дисциплине «Философия»

 

Учебная дисциплина «Биоэтика»

 

1. Учебная программа по дисциплине «Биоэтика»

2. Тематический план по дисциплине «Биоэтика»

3. Задания курсантам по подготовке к семинарам:

- подробный план семинара,

- список обязательной и дополнительной литературы к семинару,

- темы рефератов, выступлений и сообщений,

- основные категории и понятия по теме семинара,

- учебный материал по вопросам семинара с методическими рекомендациями,

- вопросы для самоконтроля, тесты, ситуационные задачи.

4. Нормативные документы по биоэтике.

5. Тестовые задания для проверки уровня знаний по дисциплине «Биоэтика»

6. Вопросы к зачету по дисциплине «Биоэтика»

7. Критерии оценки знаний обучаемых по учебной дисциплине «Биоэтика»

8. Перечень литературы по дисциплине «Биоэтика»


ПРОГРАММА по дисциплине ФИЛОСОФИЯ Рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист»


I. Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель – формирование у курсантов представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем войны и армии, связанной с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Задачи:

- развитие у курсантов навыков критического восприятия любых источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения научной дискуссии, полемики, диалога.

- способствовать созданию у курсантов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения; умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- дать курсантам основные сведения о специфике дофилософских и философского мировоззрений, показать особенности философского знания, его структуру, функции, основные проблемы, основные взаимосвязи с частными науками.

- познакомить студентов с основным содержанием и принципами современных философских школ и направлений, их пониманием при-роды мира и человека, структуры человеческой психики и сознания, роли науки и общества в бытии современного человека, становлении его личности, возвышении его культурного и духовного потенциала;

- помочь будущим врачам сформировать свою собственную философскую позицию по важнейшим проблемам современной медицины, а также умение самостоятельно осмысливать сложнейшие ситуации в современной общественной жизни.

- сформировать знания о причинах сущности и содержании войн, их социальном характере, роли и месте военной организации общества в обеспечении национальной безопасности

II. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

- специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям не предусматриваются;

return false">ссылка скрыта

- является предшествующей для таких дисциплин, как: психология и педагогика; правоведение; Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; психиатрия; профессиональные дисциплины.

III. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций:

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способности и готовности к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

способности и готовности использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7)

способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

1. способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

2. способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения философский и математический аппарат (ПК-2);

3. способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы философии и доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний в целях совершенствования профессиональной деятельности;

в научно-исследовательской деятельности:

1. способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

2. способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32)

IV. Целевая установка и организационно-методические указания

В результате изучения дисциплины курсант должен

ЗНАТЬ:

- методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию;

- основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса;

- представление о медицинских системах и медицинских школах

- морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения;

- принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений.

- предмет, место и роль философии в культуре (медицине);

- исторические типы, этапы и направления в философии, структуру философского знания, вклад естествоиспытателей, ученых-медиков в развитие философии;

- философию бытия и диалектику, ее принципы, всеобщие законы, категории и их проявление в медицинской практике;

- философскую, религиозную и научную картины мира, структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию, возможности и границы познания, диалектику знания и веры, роль научной рациональности в развитии общества;

- природу человека, взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношение человека к природе, сущность, структуру, содержание и условия формирования личности, проблему сознания, клинического мышления, свободы и ответственности, смысла жизни и деятельности, базисные ценности философских знаний и их роль в формировании мировоззрения военных врачей;

- методологию философского анализа общества и его истории, многообразия культур, цивилизаций и форм социального опыта;

- феномен культуры, положение человека как творца и творения культуры, особенности культуры России, Запада и Востока;

- проблемы и перспективы современной цивилизации, философию глобальных проблем современности, место и роль экологической медицины в их разрешении;

- причины возникновения, сущность и содержание войн (вооруженных конфликтов), их социальный характер, типы и возможности их предотвращения, основные направления урегулирования военных конфликтов;

- роль и место военной организации общества в обеспечении национальной безопасности государства;

- основы философско-социологического анализа военной деятельности;

- философские и социальные проблемы медицины, здоровья и отечественного здравоохранения;

- предмет, структуру формальной логики, законы и формы логического мышления, логику и семиотику медицинского диагноза.

УМЕТЬ:

- творчески применять основные положения философских знаний, современные методы научного познания в повседневной практической деятельности в армии и на флоте в качестве военного врача;

- анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов окружающей среды, качество медицинской помощи;

- анализировать социальные процессы, объективно оценивать военно-политическую обстановку и находить эффективные приемы и способы организации воинской деятельности;

- логически строго излагать свои мысли и вести дискуссию, вырабатывать активную государственно-патриотическую позицию, пропагандировать здоровый образ и стиль жизни среди военнослужащих и членов их семей;

- ориентироваться в проблемах и вопросах отечественной и мировой философии;

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденция, факторов и явлений.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками философского анализа проблем общества и военно-медицинской теории и практики;

- способами и приемами философской методологии изучения естественно научных и военно-медицинских проблем, решения нестандартных задач;

- методикой экстраполяции философских знаний, умений на все компоненты военно-медицинской деятельности в условиях быстроменяющейся военно-политической обстановки и военной реформы;

- навыками ведения публичной дискуссии по мировоззренческим проблемам в профессиональной сфере;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками ведения исследовательской работы по философским и медицинским проблемам;

- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссии и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.