Состояние экономики России накануне реформ. Цели и направления реформирования российской экономики

В начале 90-х гг. экономика СССР вступила в полосу экономического кризиса. Общий кризис экономики включал в себя сразу несколько кризисов в различных сегментах народного хозяйства: кризис на потребительском и оптовых рынках, финансовый, производственный (рост числа убыточных предприятий и уменьшение объемов производства), топливный, транспортный. Приметами кризиса были галопирующая инфляция (к концу 1991 г. до 25 % в неделю), рост внутреннего и внешнего долга, обесценение рубля, распространение натурального обмена (бартера).

Особенно острая ситуация сложилась на потребительском рынке. Прилавки магазинов были пустыми, торговля проводилась по талонам и визитным карточкам, которые к тому же повсеместно не обеспечивались продуктами. Назовем основные причины кризиса потребительского рынка были разноплановые.

Во-первых, дестабилизацию потребительского рынка вызвал огромный «денежный навес». О его масштабах свидетельствуют следующие данные: в 1990 году общая сумма вкладов населения в сберкассах превысила половину национального дохода Советского Союза, а общие сбережения граждан страны на книжках и в «кубышках» в пять раз превысили товарные запасы в магазинах. «Денежный навес» образовался в результате малоконтролируемого роста заработной платы (после получения предприятиями права самостоятельности), роста масштабов теневой экономики, принятия дополнительных экономически необеспеченных социальных программ. При этом рост денежных доходов не был подкреплен соответствующим увеличением производства товаров народного потребления.

Во-вторых, сельхозпроизводители перестали продавать государству зерно и другие продукты питания по официальным, невыгодным для них ценам. В результате к ноябрю 1991 года союзное правительство закупило менее 20 % урожая зерновых культур.

В-третьих, на продовольственном рынке и в целом на состоянии экономики сказались разрыв экономических связей между СССР и странами «восточного блока», противостояние между союзным центром и республиками, дефицит союзного бюджета, сокращение импортных закупок продуктов питания.

В-четвертых, внутренний рынок оказался «оголенным» в связи с либерализацией внешней торговли. Так, в годы перестройки ряд предприятий и организаций получили право самостоятельно выходить со своей продукцией на внешний рынок. В дальнейшем в связи с «парадом» суверенитетов республик вывоз товаров из СССР принял невиданные размеры. В 1991 году граждане и кооперативы вывезли из СССР товаров народного потребления на сумму в 180 млрд. долларов, причем без возврата денег в государственную казну. Уже в то время начался процесс первоначального накопления капитала у предприимчивых граждан СССР и России.

В числе других причин ухудшения дел в экономике отметим: резкое сокращение золотовалютных резервов СССР (1991 г. – 289,5 тонн против 2.500 тонн в 1985 году); сокращение добычи нефти (1985 г. – 1172 млн., 1991 г. – 511 млн. баррелей) и снижение объемов ее экспорта; падение цен на нефть на мировом рынке. Исчерпанность иностранных кредитов и доверия иностранных инвесторов к политике М.С. Горбачева.

Помимо трудностей последних лет перестройки имелись и более глубинные факторы кризиса советской экономической системы. Среди них: исчерпанность экстенсивных факторов развития, возможности наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных, трудовых и иных ресурсов; подрыв трудовой мотивации работников; диспропорциональность развития народного хозяйства; милитаризация экономики; недостаточная восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса, монополизм производителей и др. Положение дел в экономике усугублялось и тем, что России пришлось нести дополнительную тяжесть затрат на оборону, космические исследования, социальную сферу, содержание дипломатического корпуса, границы СССР, так как многие республики Советского Союза в 1990 – 1991 годах перестали делать отчисления в союзную казну.

К началу 90-х гг. сложились некоторые предпосылки для перехода к новой экономической модели. Так, с 1989 года все предприятия СССР были переведены на хозрасчет и самофинансирование. С принятием законов «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации», «Об аренде» было легализовано (правда, с многочисленными оговорками) мелкое частное предпринимательство. Развивались арендные отношения на селе. Появились ростки новой финансовой и банковской систем, рынка ценных бумаг. В 1990 году был принят закон «Об акционерных коммерческих банках». В 1990 году появился закон «О ценных бумагах». В конце 80-х годов начал складываться валютный рынок. В 1990 г. была ликвидирована монополия государства на землю и признано многообразие форм земельной собственности, в том числе право граждан иметь землю в частной собственности. Началось возрождение крестьянских фермерских хозяйств.

Начался процесс первоначального накопления капитала, который сосредотачивался преимущественно у людей, занятых торгово-посреднической деятельностью, у биржевиков, дельцов «теневой» экономики, преуспевающих кооператоров, банкиров. Этим людям уже трудно было работать в рамках командно-плановой экономики. Кроме того, в условиях многолетнего и постоянного дефицита, низкой зарплаты население было психологически подготовлено к радикальным экономическим переменам. У определенной части общества возникло желание жить не хуже, чем живут люди на Западе.

В 1989-1990 гг. в СССР было подготовлено и представлено на обсуждение несколько крупных экономических программ перехода к новой модели развития. Наибольшую известность приобрели программа Л.И. Абалкина, предусматривавшая поэтапный вариант перехода к рыночной экономике, «Программа 500 дней» С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского - программа «шоковой терапии». Предлагались также программы развития «двухуровневой» экономики, сочетающей плановую и рыночную модели.

После событий августа 1991 года процесс дезинтеграции экономики СССР усилился. Нарастали экономические трудности. Требовались решительные и быстрые меры. Осенью 1991 года Президент РСФСР Б.Н. Ельцин объявил о разработке руководством республики пакета экономических реформ.

Предполагалось, что реформирование пойдет по ряду направлений. Первое направление – экономическая стабилизация. Для этого намечался ряд антикризисных мер: проведение жесткой денежно-финансовой и кредитной политики; разовое «размораживание» (отпуск) цен; изменение системы сбора налогов; укрепление рубля; преодоление товарного дефицита; структурная перестройка промышленности и сельского хозяйства. Второе направление институциональные преобразования – приватизация, создание смешанной экономики с мощным частным сектором, развитие банковской системы, акционерных обществ и т.п. Намечались приватизация ряда гигантов индустрии и их акционирование. В сельском хозяйстве главной задачей ставилась приватизация инфраструктуры аграрного сектора, реорганизация колхозов и совхозов, развитие фермерства.

Целью реформ было продекларировано повышение уровня жизни народа. Однако негласной целью реформ было возвращение России на путь развития цивилизованных стран, то есть стран с развитой рыночной экономикой и конкурентной средой, на путь капиталистического развития. Для быстрого вхождения страны в мировую экономику предусматривалось прямое участие России в международных финансовых и торговых организациях, преобразование валютной и внешнеторговой систем в соответствии с международными стандартами; сотрудничество с МВФ, Европейским банком реконструкции и развития. Предполагалось активное участие данных международных структур в реформировании российской экономики.

Для проведения нового экономического курса было сформировано правительство, которое возглавил Б.Н. Ельцин. Первым вице-премьером был назначен Е.Т. Гайдар. Советником правительства Ельцина – Гайдара стал представитель чикагской школы экономистов Дж. Сакс. Он предложил «лечить» российскую экономику методом «шоковой терапии», а для оздоровления финансово-денежной системы применить монетаристскую теорию.