Станины, цилиндры, картера, крепление, вентиляция.

Станины двигателей малой и средней мощности изготавливаются в виде коробчатой детали (очень жёсткой) называемой картером. Материал, чугун иногда сталь и алюминий.

Картер двигателя небольшой мощности – основная несущая деталь пример картер двигателя 3Д6 крепится к фундаменту на трёх точках две лапы у маховика и муфта лежащая на балке.

При несущем картере подшипники коленчатого вала лежат на подвесках, крепящихся к картеру снизу, над ними предусмотрены поперечные перегородки с рёбрами жёсткости. Такие подшипники называются коренными термин обобщающий рамовые подшипники тоже коренные.

Цилиндры и блок-картеры. В двигателях малой и средней мощности цилиндры выполняют в виде цельнолитой детали – блока из чугуна иногда из алюминиевого сплава. Блоки имеют вставные втулки цилиндров, в пространстве между ними и стенками блока циркулирует вода. Двигатели с блоком цилиндров широко распространены на флоте, но значительно чаще они отливаются из чугуна такой же марки, что и фундаментные рамы. Пример: НФД-48.

Блок картер двигателя НФД 48 имеет идущие по всей его длине лапы для установки на фундаментную раму. Нижняя часть снабжена с крышками для доступа к движущимися деталям.

В верхнюю часть вставлены втулки цилиндров. В пространстве между втулками цилиндров и блок картером (называемом зарубашечное пространство) циркулирует вода.

Блок-картер может являться основной несущей деталью остова и крепиться к непосредственно к судовому фундаменту. В этом случае коренные подшипники расположены на подвесных, а снизу блок-картер имеет лёгкий поддон. Несущий блок картер имеют преимущественно быстроходные двигатели.

 

Крепление деталей остова.

Болтовое и анкерное.

Болтовое – детали остова крепятся попарно: крышка цилиндра с блок-картером, блок-картер с фундаментной рамой.

Сила давления газов действующая на поршень и на крышку, передаётся через вал на рамовые (коренные) подшипники и через шпильки цилиндра – блоку-картеру.

От действия этой силы стенки блок-картера испытывают напряжение растяжения.

Поскольку прочность чугуна при растяжении значительно меньше, чем при сжатии, в большинстве случаев применяется крепление остова двигателя стальными анкерными связями, воспринимающими на себя растягивающие усилия.

Анкерные связи ставят по две в плоскостях, проходящих через середину длины каждого коренного подшипника. Их затягивают так, чтобы сила затяжки Р была раза в полтора больше чем сила Pz /4, которая будет действовать на каждую анкерную связь от максимального давления газов при работе двигателя.

Тогда при неработающем двигателе стенки блок-картера будeт испытывать напряжения сжатия от силы 4Р, а при работающем – от разности этой силы и силы Pz.

Анкерные связи стягивают три детали фундаментную раму, картер и блок. У двигателя 3Д 6 анкерные связи (анкера) ввёртываются в картер и крепят картер, блок и крышку (головку) цилиндра (ГБЦ).