Встроенные стабилизаторы гибкости» Кейнса. Кривая Лаффера.

Кейнс выступает за проведение «активной» государственной политики, основанной на теории функциональных финансов, в соответствии с которой величина расходов и норма налогообложения подчиняются потребностям регулирования совокупного спроса, уровень которого обеспечивает полное использование капитала и трудовых ресурсов при сохранении стабильности цен.

Кейнс ведущее значение отводил недискреционной фискальной политике, действию «встроенных механизмов гибкости», которые способны амортизировать кризис. Недискреционная фискальная политика (политика автоматических (встроенных) стабилизаторов). Встроенные (автоматические) стабилизаторы — автоматически действующие нормы, которые вступают в действие без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Автоматический стабилизатор — любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Основными автоматическими стабилизаторами являются трансфертные платежи и налоговая система, прежде всего прогрессивные налоги.

Кейн к ним относил подоходные и социальные налоги, пособия по безработице.

Налоги ведут к потере, а государственные расходы - к увеличению потенциальной покупательной способности в экономике. Следовательно для обеспечения и поддержания стабильности необходимо при подъеме и движении экономики к инфляции увеличивать объемы налоговых утечек (сдерживать госрасходы) с целью сдерживания роста инвестиций, понижения реальных доходов потребителей и уменьшения потребительских расходов.

Встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между государственным бюджетом и национальным доходом, а ее функционирование основывается на существующей налоговой системе и данной структуре государственных расходов. Так, в реальной действительности налоговая система обеспечивает изъятие такого размера чистого налога, который варьируется пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). В связи с этим по мере изменений уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или 1 уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков.

«Встроенный» характер стабилизаторов обеспечивает определенную автоматическую гибкость экономической системы, поскольку, вызывая изменения в размерах государственного бюджета, воздействует на инфляцию и безработицу.

В то же время Кейнс допускал, что встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП, они могут только ограничить глубину экономических колебаний. Поэтому необходимую коррекцию инфляции или спада производства необходимо обеспечивать посредством дискреционных фискальных мероприятий со стороны конгресса, т.е. через его решения об изменении налоговых ставок, налоговой структуры и величины государственных расходов.

Кривая Лаффера. Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума.

Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет.