Качество управленческого решения.
Управленческие решения – это основной продукт профессиональной деятельности руководителя. Под качеством управленческого решения понимается совокупность свойств, обеспечивающих успешное его выполнение и получение необходимого эффекта. К решениям предъявляется ряд требований, которые можно назвать « признаками хорошего решения».
1Решение должно иметь ясную цель. Если её нет, то принятие рациональных решений практически невозможно. Цель управления является ведущим элементом в управленческой деятельности, в принятии и реализации решений.
2.Обоснованность решения не должна вызывать сомнения у исполнителей. Они должны представлять - почему нужно делать так, а не иначе, насколько новое решение соответствует интересам организации и его, исполнителя, лично.
3.Своевременность. Решения должны приниматься в срок. Хорошее решение может быть ошибочным в силу несвоевременности его принятия: запаздывания либо неоправданного «забегания вперед».
4.Непротиворечивость. Управленческое решение должно быть точным, исключать разночтения. Это помогает исполнителям лучше понять свою задачу и предпринять правильное действие по ее решению.
5.Конкретность. Решение должно иметь адресата и сроки исполнения, т.е. ориентацию на конкретных исполнителей и конкретные даты исполнения решений, обладать достаточной полнотой, четкостью, быть понятным исполнителю. Решение должно отвечать на вопросы: как, когда и где действовать.
6.Реализуемость (выполнимость). Решение должно разрабатываться и приниматься с учетом объективных возможностей организации, ее потенциала, т.е. материальной возможности, ресурсы организации должны быть достаточны для эффективной реализации выбранной альтернативы.
7.Правомочность. Решения должны опираться на требования правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителей, а так же учитывать права и обязанности руководства и подчиненных.
8.Решение должно сочетать жесткость и гибкость. Если решение принято – оно должно выполняться, и именно руководитель должен проявлять жесткость, твердость в ходе его реализации. В случае ошибочности решения руководителю необходимо вовремя распознать и признать ошибочность принятого решения, проявить гибкость в ходе его корректив.
9.Компромиссность. Почти все управленческие решения основаны на компромиссе между положительными и отрицательными результатами. При достижении цели « повысить качество продукции» увеличивается её себестоимость, а используя вариант, дающий меньшие затраты, приходится тратить значительно больше времени.
Решение должно быть эффективным, наиболее полно обеспечивать достижение поставленных организацией целей, и экономичным, обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.
Управленческое решение может считаться качественным, если оно отвечает названным требования. Качество управленческого решения повысится, если оно станет своим решение для людей, которым предстоит воплотить его в жизнь.