Анализ отклонений от намеченных целей. Контроль как способ наблюдения за ходом процесса.
Анализ отклонений – это анализ деятельности на основании
отклонений. Используется для поддержки и стимулирования действий
руководства на наиболее ранних стадиях.
Для оценки деятельности предприятия за определенный период необходимо проводить анализ основных статей затрат: основных материалов, прямых трудовых затрат, общепроизводственных расходов. Методика оценки отклонений и их анализа включает следующие этапы:1) выявление отклонений — сравнение фактических данных с нормативными с целью определения эффективности произведенных затрат. Выявляются статьи затрат, по которым имеет место превышение;2) анализ отклонений — выявленные отклонения распределяются на благоприятные и неблагоприятные отклонения. При анализе неблагоприятных отклонений проводится анализ отклонений, которые превышают определенный лимит, устанавливаемый руководством предприятия;3) выявление причин отклонения с целью принятия соответствующих решений для устранения факторов, отрицательно воздействующих на деятельность предприятия;4) запись отклонений в учетных регистрах.
Контроль – процесс обеспечения достижения целей организации. Он необходим для предупреждения и разрешения проблем. Это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках.
Контроль – это систематическое отслеживание хода выполнения поставленных задач с одновременной корректировкой (регулированием) работы.
Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации, упредить кризисную ситуацию.
В функцию контроля входят:
— сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений;
— разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.
Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности (финансовые и производственные показатели), проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы, так и каждого отдельного подразделения.
Формы контроля:
— финансовый,
— качества продукции,
— ценообразования,
— административный.
Структура (процесс) контроля состоит из этапов:
— установление стандартов (первый этап процедуры контроля, тесно связан с функцией планирования и целеполаганием, так как стандарты – есть конкретные цели, имеющие показатель результативности контроля или точное определение того, что должно быть получено для того, чтобы достичь целей; может содержать количественную и качественную характеристику);
— измерение достигнутого за определенный период, сравнение достигнутого с ожидаемым (на этом этапе дается оценка отклонений и их опасности; используется принцип и метод исключения отклонений; изучается масштаб допустимых отклонений, измерение результатов, передача информации, оценка информации о результатах);
— осуществление действий по коррекции отдельных отклонений от целей и плана (это этап выбора линии поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение, пересмотреть стандарт).
Области контроля: хозяйственная деятельность – материальные ресурсы, трудовые или человеческие ресурсы, качество выпускаемой продукции.