ЗАГАДКА УСТОЙЧИВОСТИ ВЕЛОСИПЕДА

И в самом деле, почему велосипед устойчив? Далеко не праздный вопрос. На этот счет есть несколько любопытных теорий. Первая приписывает все велосипедисту. Именно человек, как бы балансируя, удерживает равновесие. Она объясняет, почему на велосипеде, у которого не поворачивается руль, нельзя ехать, или неподвижный велосипед падает, или, наконец, чем выше его скорость движения, тем легче держать равновесие. Без всякого сомнения, "человеческий фактор" - один из основных факторов устойчивости велосипеда во время движения.

Вторая теория объясняет устойчивость велосипеда за счет гироскопического действия сил колес. Центр тяжести велосипеда находится между точками опоры его колес. Если он оказывается сбоку, то силы тяжести тянут транспортное средство вниз и оно падает. Но движущийся велосипед имеет крутящиеся колеса, на которые в это время действуют гироскопические силы (эффект волчка), и они не дают велосипедисту упасть даже при его наклоне, например на вираже. И все-таки эта теория не может до конца дать ответ на вопрос - почему велосипед устойчив? Когда провели опыты, компенсировав или убрав гироскопические силы, оказалось, что ездить на велосипеде можно.

На самом деле, дело состоит во взаимосвязи устойчивости велосипеда с геометрией его рулевого управления. У всех велосипедов, если продлить линию направления наклона вилки переднего колеса, точка ее касания с землей всегда находится впереди той, которая имеется на самом деле у колеса. Именно такая конструкция и создает силу, которая при наклоне велосипеда стремится вернуть его в вертикальное положение.