Период частичных реформ

1953 г. – год смерти И.В. Сталина. Он создал грандиозную, хорошо отлаженную и вполне сложившуюся за 30 лет власти систему управления народным хозяйством, единственным центром которой был он сам. Созданная им система действовала как военная организация. Держалась не на экономическом интересе, а на страхе и подчинении.

В 1953-1958 гг. в центр внимания выдвинулись проблемы сельского хозяйства. В 1953 г. зерна было заготовлено меньше, чем требовалось для удовлетворения продовольственного спроса населения (31,1 млн. т. против 32,4 млн.). Возникли продовольственные трудности. Сентябрьский Пленум ЦК партии 1953 г. правильно указал на низкие заготовительные и закупочные цены как на причину отставания сельского хозяйства. Отмечалось, что производство 1 центнера картофеля во многих колхозах обходится в 40 рублей, а заготовительные органы платят за него колхозам 3 рубля за центнер. Политика в отношении сельского хозяйства была направлена на повышение рентабельности производства, но она не была последовательной. Цены на картофель и продукцию животноводства были повышены, но незначительно, а цены на зерно остались на прежнем уровне. Отказаться от традиционных методов финансирования промышленности за счет сельского хозяйства в 50 гг. не смогли. Сельское хозяйство оставалось убыточным.

Несколько улучшены были условия хозяйствования. В 1955 г. отменено централизованное планирование сельскохозяйственных площадей. Государство стало устанавливать колхозам лишь объем товарных поставок. В 1958 г. вместо заготовок и закупок была введена единая форма по ценам, дифференцированным по зонам страны; отменены обязательные поставки продуктов государству с личных подсобных хозяйств колхозников. Тогда же были упразднены материально-технические станции (МТС) и техника, содержащаяся на них, была продана колхозам. Колхозники получили паспорта. Но все это не меняло суть: колхозное производство оставалось нерентабельным, рассчитывать на него в решении зерновой проблемы нельзя.

Согласно решению февральского Пленума ЦК партии 1954 г. началось освоение целинных земель – главным образом в Казахстане, но также и в Сибири, Поволжье. На целину выехало 350 тысяч добровольцев, туда же было направлено 1/3 всех тракторов, поставленных сельскому хозяйству в 1954-1955 гг. В ходе освоения целины было распахано 42 млн. га , что позволило увеличить посевные площади и увеличить сбор зерновых. В 1958 г. собрали их 134,7 млн. тонн. Зерновая проблема была не снята, но временно отодвинута, хотя и экстенсивными методами развития сельскохозяйственного производства. В этот же период времени предпринимаются попытки отойти от прежней системы руководства народным хозяйством, отличавшейся крайней централизацией и многоступенчатостью. В 1953 г. 69% промышленной продукции поступало с предприятий союзного подчинения.

Отраслевое управление экономикой из центра препятствовало установлению непосредственных связей между предприятиями разных отраслей на местах, вызывало много излишних встречных перевозок, сковывало инициативу предприятий и сдерживало комплексное развитие экономических районов.

В 1957 г. Н.С.Хрущев ликвидировал все отраслевые министерства, за исключением четырех. В основу новой системы управления был положен территориальный признак. Сначала это были отраслевые совнархозы, а затем они были укрупнены до размеров регионов (Северо-западный, Верхневолжский и другие). В 1964 г. система совнархозов упразднена. Несколько освобожденная от пут централизма экономика обнаружила в 50-е гг. быстрый рост. По некоторым оценкам этот период – самый успешный в послевоенные годы. Производительность труда за 10 лет поднялась на 62 %, что свидетельствует об интенсивном использовании экономических ресурсов. Развитие НТР проявляется в появлении новых отраслей: ракетостроение, радиоэлектроника, химии органического синтеза, машиностроение (производство ЭВМ), производство бытовой техники. С середины 50-х гг. начинается преимущественное строительство крупных тепловых электростанций, менее капиталоемких, с меньшими сроками окупаемости капитальных вложений, чем у ГЭС. Развивается ядерная энергетика. Ускорилось развитие топливной промышленности, хотя уголь остается основным видом топлива (59% в 1960 г.). Широко развернулось жилищное строительство. Начался переход на 7-ми, а затем и 5-ти дневную рабочую неделю. Растет заработная плата и пенсии. Несмотря на эти отраслевые сдвиги, основные соотношения в промышленности в начале 1960 г. оставались прежними, а доля производства предметов потребления даже понизилась по сравнению с 1940 г. с 39% до 27,5%. Отрасли легкой и пищевой промышленности развивались медленно. Необходимо было перейти к использованию экономических методов в управлении народным хозяйством. Восстановить связь между итогами хозяйственной деятельности предприятий и их экономическим положением. Эта связь была разорвана в 30-е годы. Государству принадлежало все, что производили предприятия, в т.ч. и их доход. Средства для дальнейшего ведения производства отпускало им опять таки государство. Существовала группа «планово-убыточных» предприятий, которые получали от своих министерств средства, заработанные другими. В 30-е гг. этот принцип использовался для перераспределения накоплений всей промышленности в пользу приоритетных отраслей и объектов.

Экономическая реформа 1965 года наделила предприятия средствами для развития и совершенствования производства и привела в действие такие рычаги, как прибыль и премии. Начиная с 1966 г. предприятия оставляют у себя часть дохода и создают следующие фонды: 1) фонд развития производства, который используется для технического обновления; 2) фонд материального поощрения, из которого выплачиваются премии. Фонд заработной платы продолжает устанавливать государство; 3) фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. В среднем в фонды экономического стимулирования стало направляться 16-17 % прибыли. Все это должно было по замыслу привести в действие такой мощный фактор как экономический интерес. Реформа до конца доведена не была, так как повсюду сталкивалась с мощным сопротивлением, административными, волевыми решениями. События в Чехословакии в 1968 г. сыграли роль в свертывании реформы.

Вторым фронтом реформ было сельское хозяйство. В начале 60-х гг. оно находилось в состоянии глубокого спада. Неблагоприятные погодные условия временно вывели из строя значительную часть новоосвоенных земель, а вследствие засухи 1963 г. был собран самый низкий урожай зерновых – 107,5 млн. тонн. Спад отмечался во всех отраслях сельского хозяйства. Страна вторично за послевоенный период столкнулась с продовольственными трудностями.

В 1964 г. был смещен Н.С. Хрущев. В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК партии, на котором обсуждалось положение дел в сельском хозяйстве, и были сформулированы принципы аграрной политики. Основной – принцип сбалансированности закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию с издержками сельскохозяйственного производства (до 1995 г. только цены на лен покрывали колхозам их издержки), а также цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на горючее, сельскохозяйственную технику, запчасти, электроэнергию, отпускавшиеся колхозам государством (они до сих пор неоправданно росли). Для обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, закупочные цены на зерно, технические культуры и продукцию животноводства были повышены, и одновременно снижены цены на сельскохозяйственную технику, электроэнергию. Была изменена система планирования сельскохозяйственного производства. До 1965 г. план продажи сельскохозяйственной продукции государству устанавливался для сельскохозяйственных предприятий лишь на предстоящий год (на основе фактической урожайности за три последних года плюс % прироста). С 1965 г. стал действовать принцип твердого плана на 5 лет вперед с равной разбивкой по годам, что позволяло колхозам недовыполнение плана по одному году покрывать перевыполнением по другому. Была отменена система ограничений на личное подсобное хозяйство. Экономический эффект предпринятых мер просуществовал недолгое время. Уже в ХI пятилетке прирост национального дохода понизился с 41% (XIII пятилетке) до 28%, и продолжал снижаться далее: 21% (X пятилетке), 16,5 % (XI пятилетке). Экономика теряла темп. Снижалась производительность труда и фондоотдача.

Урок реформы 1965 г. однозначен: реформа невозможна на одном-двух участках, пусть даже важных (промышленность и сельское хозяйство). Она должна охватывать всю систему экономических отношений. В 1970 – 1971 гг. было объявлено, что страна находится на стадии развитого социализма.