Проблемы военной экономики России и экономическая политика правительства в 1914 - 1917 годы.

 

Экономика России не была готова к решению задач военного времени. Русская промышленность оказалась не в состоянии справиться с задачей производства вооружений для армии в необходимых количествах. Об этом свидетельствуют следующие цифры. В 1914 г. потребности фронта в винтовках составила 5 млн. штук, а в 1915 - 8 млн. штук, а производительность отечественных оружейных заводов составляла 525 тыс. винтовок в год. Русские заводы давали в год 300 млн. патронов при потребности в начале войны в 2,4 млрд., а в 1917 г. - в 4,2 млрд.

Острой проблемой военной эпохи России был транспорт. От него зависело продовольственное, топливное и материально-техническое снабжение. В результате отступления сеть дорого сократилась на 11 тыс. вёрст, а 33% оставшихся перешло в ведение военных властей вместе с 1/3 подвижного состава. На тыловые дороги легло обслуживание не только нужд хозяйства, но и огромных перевозок для фронта. Это определило ряд трудностей в работе тыла, который располагал вагонным парком, вдвое меньше, чем до войны. Недостаток паровозов и вагонов пытались возместить более интенсивным их использованием: в 1916 г. в день грузилось 91,5 тыс. вагонов против 58 тыс. в 1913 г. Однако это привело к выводу из строя большого количества подвижного состава. Сокращение подвижного состава в тылу привело на первом году войны к продовольственному кризису. Занятые военными перевозками железные дороги были не в состоянии доставить хлеб нового урожая в потребительские центры.

Война изменила направление грузопотоков. Три магистрали работали с наибольшим напряжением: Сибирская железная дорога, дорога от Архангельска к центру и дороги южного направления. По причине закрытия европейских границ (через них до войны велась европейская торговля), ввоз основных масс товаров из-за границы стал осуществляться через Владивосток и всю Сибирь или через Архангельск. С юга поступало в 1915 г. 94% всего топлива, 74% чугуна и 63% стали.

Неудачи русской армии весной и летом 1915 г. , бессилие довоенных государственных органов в регулировании хозяйственной деятельности в стране заставили самодержавие согласиться на создание регулирующих органов - ВПК и Земгора (Всероссийский земский и городской союз). Ответ 2 (начало): Чтобы не упустить руководство из своих рук в противовес этим органам правительство создало высшие государственные органы регулирования народного хозяйства - Особые совещания по обороне, топливу, перевозкам, продовольствию, узаконенные в августе 1915 г.

Эти совещания были созданы по английскому образцу и были наделены исключительной властью. Они назначали "предельные цены" на топливо и распределяли его, могли закрывать предприятия, не выполняющие военные заказы, заменять их директоров и т.д.

Председателями "Особых совещаний" были соответствующие министры - военный, торговли и промышленности, путей сообщения, земледелия. При "совещаниях" были созданы рабочие органы, осуществляющие вмешательство в экономику. Ответ 2 (конец).

ВПК стали создаваться по инициативе съезда представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. Речь шла о мобилизации "неиспользованной мощи русской промышленности". 220 местных ВПК, с Центральным ВПК во главе, распределяли заказы между предприятиями, отвечая перед правительством за их выполнение в срок. Чаще всего ВПК работали со средними и мелкими предприятиями. Крупные сами устанавливали контакты с военными органами или ЦВПК.

Земгор сосредоточил свою деятельность в мелкой и кустарной промышленности, которая была вне сферы деятельности ВПК и "Особых совещаний". Он ведал заготовкой сырья и материалов. В результате этих мер роль буржуазии в военно-хозяйственных мероприятиях повысилась и появилась перспектива влияния на общее руководство военной экономикой.

Следствием деятельности 4-х "Особых совещаний" и ВПК стал рост военного производства в 1916 г. и некоторое послабление кризиса вооружения в русской армии. Но проблемы топлива, продовольствия, транспорта, а также финансов не были решены. В 1916 г. количество паровозов и вагонов на железных дорогах начинает сокращаться и в 1917 г. на ремонте находилось 25 % паровозов. На отдельных линиях - до 50 % . В результате сокращения подвижного состава всё больше грузов скапливалось в Сибири, Архангельске, Донбассе, а когда в 1917 г. началось поступление достаточного количества паровозов и вагонов из-за границы, железнодорожное хозяйство уже было дезорганизовано.

"Особое совещание" по перевозкам внесло плановость в перевозки важнейших грузов (военных, интендантских, металла, топлива, рельсов, продовольствие для Петрограда и Москвы). Но общегосударственного плана перевозок не было, и по этому много грузов перевозилось стихийно. Особой остроты кризис транспорта достиг в последние месяцы перед Февральской революцией. Промышленность осталась без топлива и металла, городское население - без хлеба, рынки были разорваны, что привело к неравным ценам по областям.

До 1916 г в топливной промышленности был отмечен рост производства. Но в 1916 г. в угольной промышленности развивается кризис. Горнозаводское оборудование, которое было закуплено за границей до войны, было изношено. Однако заменить его было сложно. В результате мобилизации среди рабочих увеличился удельный вес молодёжи до 18 лет и пожилых старше 40 лет. Вместе с тем упал и квалификационный уровень занятых. В угольной промышленности количество занятых росло, а производительность падала. Добыча угля в Донбассе сокращалась также из-за того, что разработки были засыпаны невывезенным углём, который мешал вести добычу.

Россия была плохо обеспечена металлом для нужд войны. При ежемесячной потребности в железе в 23 млн. пудов (18,5 млн. для обороны и 5 млн. для нужд населения) в 1916 г. русская металлургия могла производить в месяц самое большее 19,5 млн. пудов, а в апреле 1917 г. производство железа составило около 6 млн. пудов. Нехватка топлива, снижение производства металла поставило русское производство в зависимость от поставок металла из Англии и США.

Необходимость снабжать продовольствием действующую армию, а также рабочих военных предприятий и крупные города заставило правительство взять снабжение продовольствием в свои руки. Но, не располагая собственными запасами продовольствия, государство должно было закупать его у частных производителей. Закупки осуществлялись по твёрдым ценам, законодательно введённым для всей страны, но при этом, завышенным ценам для привлечения поставщиков.

Ответ 3 (начало): Розничная торговля регулировалась на местах городскими Думами посредством такс - предельных цен, устанавливаемых на продовольствие в целях борьбы со спекуляцией. В разных городах таксы были различными. Поэтому таксируемые товары или перегоняли в те районы, где таксы были выше, или придерживались владельцами в ожидании повышения спроса и такс. Таким образом, будучи средством административного воздействия на рынок, таксы превращались из фактора регулирующего в фактор, дезорганизующий продовольственный рынок. Ответ 3 (конец).

Транспортные проблемы привели к тому, что в хлебородных районах Сибири продовольствие гнило, а в крупных городах нарастал продовольственный кризис. Первый кризисный период пришёлся на лето 1916 г., а из второго кризисного периода (конец 1916 г) страна так и не вышла. В крупных городах начался рост цен. Только за 1917 г. цены на хлеб в Петрограде выросли в 5 раз.

Кризис был усугублён инфляцией. Война потребовала чрезвычайных расходов, для которых нормативных накоплений госбюджета было недостаточно. Свои заграничные платежи правительство производило золотом. Госбанк в 1914 г. прекратил обмен кредитных билетов на золото. Правительство прибегло к внешним займам. Их было размещено за границей на 3 млрд. руб. с четвертью. Для внутренних платежей денег требовалось гораздо больше, чем давали традиционные источники доходов. Налоги были повышены, тем более, что с началом военных действий торговля водкой, которая давала казне около 1 млрд. руб. дохода ежегодно, была прекращена во избежание беспорядков. Но повышать налоги постоянно не возможно. И царское правительство прибегло к займам. Было выпущено 6 военных займов, давших 8 млрд. рублей

В результате недостаточности этих мер, правительство стало осуществлять свои внутренние платежи посредством выпуска всё новых денежных знаков. Это, естественно, привело к полному расстройству всего хозяйства в целом. После прекращения обмена кредитных билетов на золото, монетарное золото, а затем серебро и даже медь исчезают из обращения. К концу 1916 г. обращение становится исключительно бумажным. Причём количество бумажных денег непрерывно росло, достигнув к марту 1917 г. превышения уровня 1914 г. в 4 раза. Как следствие, было нарушено равновесие между товарной и денежной массой, что и привело к падению покупательной способности денежной единицы. Курс рубля упал к началу 1917 г. до 27 копеек серебром.