Становление феодальных отношений в Западной Европе в У – Х1 веках.

Прямой преемственности между рабовладением и феодализмом не существовало. Феодальные отношения были известны всюду, но лишь в Европе феодализм приобрёл наиболее развитые, классические черты.

Переход к феодализму в Европе начался вслед за вторжением варваров – германских племён на территорию Римской империи, и их расселением по ней.

Один из путей феодализации состоял в том, что свободные крестьяне прибегали к помощи знатного сеньора с просьбой принять в дар их землю, причём тут же получали её обратно, но уже в пользование и с обязательством платить за неё ренту (барщину или оброк). Свободы при этом они не утрачивали, но утрачивали права собственности на землю. В обмен на уступленные права и повинности они получали от сеньора гарантии существования. Германцы-общинники становятся свободными в распоряжении своей пахотной землёй – аллодом. Но собственность на неё возникает, чтобы затем исчезнуть. Способы утраты аллода различны (залог, продажа, дарение в пользу крупных церковных и не редко светских вотчинников).

В это время не только мелкие землевладельцы, но и неимущие свободные люди обращались к сеньорам с просьбой принять их на службу в обмен на пожизненное содержание. Этот путь получил название коммендации.

Ответ 5 (начало): В эти годы (8-9 вв.) выдвигается Франьское королевство, достигшее могущества при короле Карле Великом (742-814 гг.) При нехватке денег франьские короли осуществляли вознаграждение своих дружинников путём раздачи государственных земель – бенефициев (от лат.beneficium –благодеяние) Это временные пожалования, возвращающиеся королю после смерти владельца. Первоначально бенефиции предполагали пожалование не земли, а доходов с неё. После смерти Карла Великого, империя его распалась, и бенефиции быстро превращаются в наследственное владение – феод (от лат.feodus - владение). Ответ 5 (конец). Графы превратили свои должности в наследственные. Короли были вынуждены узаконить обособление графств и бенефициев, предоставляя им при этом иммунитет. Представители королевской администрации были не в праве вторгаться во владение обладателя иммунитетной грамоты, а последний получал, благодаря этому, всю полноту власти в поместье. Поэтому о феодальной вотчине говорили не как овладении, а как о государстве.

Первоначально между сеньорами и зависимым населением существовало разделение труда. Антагонизм между господином и зависимым крестьянином был не таким резким, как в античном мире. Раб находился вне общества. Зависимый крестьянин был частью одной этнической и религиозной принадлежности с господином. В этих условиях вопрос о том, кому принадлежит земля, на которой крестьяне ведут своё хозяйство, отступал на второй план. Крестьяне не были арендаторами земля сеньора. Всякое держание было наследственным, и крестьянин мог продать его. Это свидетельствует о том, что доминирующими в отношениях между крестьянином и господином были повинности.

Феодальные отношения развивались в основном вне города. Но, возникнув в деревне, феодальные отношения втянули в свою сферу и город. Земельная площадь города оказалась в комплексе владений епископов, графов и т.д., и поэтому жители городов начинают платить феодальному сеньору ренты и поборы.