Понятие и история возникновения системы «директ-кост»
Наш соотечественник Э. Э. Фельдгаузен, крупный ученый-новатор в области учета в конце XIX в., рассматривая учет через призму управления и контроля, внес серьезный вклад и в развитие учета по методу сокращенной себестоимости. Именно ему принадлежат термины, которые служат основой формирования системы «директ-костинг»: подразделение расходов на «прямые» и «косвенные».
«Директ-костинг» был своего рода ответом на возникшие запросы собственников бизнеса, потому что позволял лучше контролировать исполнителей и достовернее считать прибыль.
Направление в учете издержек производства по методу сокращенной себестоимости явилось определенным этапом в становлении управленческого учета. В 1923 г. выдающийся экономист Джон Морис Кларк отмечал, что для администраторов каждая статья затрат имеет различную целевую установку и это главное для принятия управленческих решений. В том же году К. Симпсон провел статистическое исследование бухгалтерских калькуляций и пришел к выводу, что на цены оказывают влияние не значение средней себестоимости, а предельные издержки производства. Заключение К. Симпсона подтверждало тезис Д. М. Кларка. В 1933 г. были сформулированы принципы «директ-костинга» — метода, при котором в состав себестоимости включаются только прямые затраты.
К сожалению, в течение длительного периода в нашей стране не возникала потребность разграничения затрат и применения всех достоинств системы учета методом неполной себестоимости. Прибыль и финансы и как экономическая категория, и как источник расширенного воспроизводства и стимулирования развития общества не выполняли в России в XX в. свои функции.
Но в США, в период Великой депрессии, система расчета прямых затрат «директ-костинг» получила широкое распространение.
До начала Великой депрессии (1928 г.) остатки готовой продукции оценивались по себестоимости, исчисленной по полным затратам. Депрессия привела к созданию больших запасов нереализованной продукции, а оценка по полным затратам, по мнению аналитиков того времени, приводила к искусственному искажению прибыли. Постоянные затраты, которые не зависят от объема производства и размеров дохода, перераспределяясь между отчетными периодами, значительно влияли на величину расчетной прибыли. По мнению аналитиков, следовало рассчитывать отдачу понесенных затрат через связь объема производства с затратами и доходами. В отчете о прибылях и убытках стали разграничивать обычные производственные и косвенные (накладные) расходы. Дифференциация производственных расходов позволила определять зависимость объема прибыли от объема реализации продукции и управлять себестоимостью. Вначале указанная концепция не получила широкого признания, а только с 60-х гг. прошлого столетия «директ-костинг» стал преобладающим методом учета затрат.
Введение метода «директ-костинг» имеет и чисто бухгалтерскую причину. Счетные работники пришли к выводу, что все затраты следует разделить на относящиеся к данному отчетному периоду (реализуемые в нем) и связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетным периодам, когда произойдет реализация продукции). Первые получили название постоянных, вторые — переменных (часто употребляют термины «косвенные и прямые затраты»).
При теоретическом обосновании метода «директ-костинг» исходят из того, что цель его - выявить степень зависимости между прямыми издержками и занятостью.
Метод «директ-костинг» — это метод калькулирования сокращенной себестоимости продукции, при котором на себестоимость продукции относятся только переменные издержки производства, а постоянные полностью переносятся на продажу. В нем предусматривается четкое разграничение издержек производства на переменные и постоянные расходы. «Директ-костинг» используется в учете издержек производства для принятия оперативных решений по формированию переменных и постоянных расходов, установлению уровня цены, расчета объемов выпускаемой продукции, а также для проведения экономического анализа себестоимости продукции и рентабельности производства.
В различных странах эта система именуется по-разному. В Германии и Австрии используют термин «учет частичных затрат» или сумм покрытия; в Великобритании — «учет маржинальных затрат»; во Франции - «маржинальный учет».
Расходы на обслуживание и управление производства подразделяются на переменные (условно-переменные) и постоянные (условно-постоянные). Последние нередко называют периодическими в связи с тем, что их лучше соотносить не столько с объемом производства продукции, сколько с периодом, в котором они произведены.
Однако издержки не всегда бывают строго переменными либо строго постоянными. Поэтому перед менеджером стоит проблема отнесения затрат к той или другой группе. Ч. Г. Хорнгрен эту проблему назвал «аппроксимацией издержек». Она предполагает два допущения: 1) функция издержек в пределах определенного интервала принимается линейной; 2) динамика издержек объясняется одной, решающей переменной, а не их комплексом, как это имеет место в реальной жизни. Например, сумма издержек автотранспорта определяется величиной пробега, а все другие переменные (погодные условия, марка и год выпуска автомобиля, вес груза и т.п.) игнорируются. Менеджер должен различать минимум шесть моделей функциональной зависимости:
1. Затраты растут, но несколько медленнее, чем объем производства, т.е. чем больше реализовано готовой продукция, тем больше относительная экономия затрат. Производство все более становится рентабельным (затраты дигрессивные).
2. Затраты растут быстрее, чем объем производства, т.е. чем больше объем реализованной продукции, тем относительно выше величина затрат. Производство имеет тенденцию стать убыточным (совокупные прогрессивные расходы).
3. До определенного предела затраты постоянны, после чего прямо пропорциональны объему реализованной продукции.
4. Затраты растут прямо пропорционально объему производства. Основная категория затрат при «директ-костинге» (пропорциональные расходы).
5. Затраты постоянны и не изменяются в зависимости от объема производства (удельные пропорциональные расходы).
6. Затраты растут скачками по мере увеличения объема производства (пропорциональные расходы).
7. Затраты убывают с ростом объема производства (совокупные регрессивные расходы).
8. Затраты растут скачками и пропорциональны росту объема производства, причем коэффициент роста с каждым отрезком затрат увеличивается (совокупные прогрессивные расходы).
Приемы «директ-костинга» в настоящее время стали классикой учета. Их принципы органически вошли в допущения, принятые при моделировании учета затрат. Это видно из восьми условий Ч. Т. Хорнгрена:
1) изменение издержек и прибыли находится в прямолинейной зависимости от объема реализации готовой продукции;
2) все издержки должны быть разделены на постоянные и переменные;
3) стоимость факторов производства на единицу продукции принимается неизменной;
4) колебания экономической эффективности во внимание не принимаются;
5) структура производства считается постоянной;
6) запасы готовой продукции и объем незавершенного производства считаются постоянными или равными нулю;
7) цены на реализуемую продукцию остаются неизменными;
8) доход и издержки исчисляются на основе общего объема хозяйственной деятельности.
С 1953 г. по решению Американской ассоциации бухгалтеров «директ-костинг» стали применять в США. Первоначально в себестоимость продукции включались только прямые издержки производства, а косвенные относились полностью на финансовые результаты. В настоящее время при постепенной трансформации этого метода на себестоимость продукции относятся как переменные прямые материальные и трудовые издержки производства, так и переменные косвенные общепроизводственные расходы. Постоянные издержки производства - это часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции и, следовательно, сразу списываются на продажу за отчетный период. Поэтому за рубежом для характеристики «директ-костинга» используется термин «верибл-костинг», который точнее отражает его сущность.