Административные и правовые реформы первых князей

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Основные черты раннефеодальной монархии:

а) сюзеренно-вассальные отношения между главой государства и крупными феодалами;

6) деятельность главы государства (князя) направлялась особым органом — Советом при князе (позже Боярской Думой), куда входили наиболее крупные феодалы;

в) в центре сложилась дворцово-вотчинная система управления, на местах — система кормлений. Раннефеодальная монархия на Руси существовала с IX по середину XVI в.

Во главе государства стоял Великий князь. Функции Великого князя на начальном этапе развития государства были весьма несложными:

— издание законов;

— сбор дани (полюдье);

— осуществление суда,

— командование вооруженными силами — дружиной;

— организация внешней торговли;

— заключение международных договоров. Приобретение княжеской власти происходило путем избрания (как правило, при прекращении княжеского рода) или в порядке наследования (по старшинству). Все важнейшие вопросы князь решал совместно с Советом при князе, в состав которого входили

— члены старшей дружины (княжьи мужи, бояре);

— разбогатевшая родоплеменная знать («старцы градские»);

— представители духовной знати.

Великий князь находился в договорныхили сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление и нового органа власти — «снема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Система управления первоначально сложилась как десятичная или численная:

— тысяцкие (первоначально командовали крупным гарнизоном-тысячей, позже превратились в воевод);

— сотские (первоначально командиры дружин, позже стали городскими судебно-административными должностными лицами);

— десятские.

С дальнейшим развитием феодальных отношений стала складываться дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

В XII в. к наиболее важным должностным лицам относились:

— дворский — ведал всем княжеским хозяйством;

— воевода — командующий вооруженными силами княжества;

— тиун конюший — осуществлял обеспечение княжеского войска конским составом;

— стольник — ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием.

Более мелкими должностными лицами, находившимися в подчинении у высших, были тиуны и старосты.

Вооруженные силы состояли из трех частей:

— великокняжеской дружины, дружин местных князей и бояр;

— народного ополчения;

— наемных отрядов (сначала формировались из варягов, позже из степных кочевников).

Основой вооруженных сил являлась княжеская дружина, которая состояла из двух частей:

— старшая дружина (бояре — наиболее богатые и близкие к князю дружинники);

— младшая дружина («гридни», «отроки», «детские»).

Княжеские доходы складывались из следующих источников:

— прямой налог — дань, которую уплачивало все население. Сбор дани проходил или в форме повоза (подвластные племена сами привозили в Киев дань), или в форме полюдья (административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам). После убийства князя Игоря в 945 г. княгиня Ольга упорядочила сбор дани, определив ее размер и учредив специальные пункты сбора дани — погосты;

— пошлины — сбор, взимавшийся органами государственной власти за какие-либо услуги (судебные, торговые, брачные пошлины).

Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки) были также регламентированы. В начале XI в. князем Владимиром установлена «десятина», т.е. налог в пользу церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения.

Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы).

Первоначально Киевский князь управлял непосредственно лишь Киевской землей. На местах управляли местные князья, часто сыновья великого князя, которые находились в вассальных отношениях к Киевскому князю. Они обладали иммунитетными правами, т.е. правами управлять, судить и собирать дань на своей территории. Для осуществления этих функций при дворах местных князей возникла система управления, подобная той, что сложилась при дворе Великого князя.

Кроме местных князей при дворах управляли назначенные из Киева посадники. Функциями посадников были: поддержание порядка, суд над местным населением, сбор дани и пошлин. С середины XII в. вместо посадников была введена должность наместников (окончательно установилась к XIV в.). В сельскую местность назначались волостели.

В подчинении у посадников и волостелей были должностные лица:

— тиуны,

— мытники (взимали торговую пошлину — «мыть»),

— вирники (взимали виру — штраф за убийство),

— данщики (сборщики дани),

— пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей — «пятно») и др.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание (вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).

Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили: земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.