Важнейшие факторы и пути снижения издержек и повышения рентабельности производства

 

Пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг) на каждом отдельном предприятии возможно выявить лишь после проведения всестороннего, глубокого анализа этой проблемы. Однако существуют общие для всех отраслей и предприятий направления ее минимизации. В настоящее время главными факторами сокращения затрат на производство и реализацию продукции являются: 1) уровень производительности труда; 2) объем производства продукции за счет интенсификации, концентрации и специализации производства, рационального использования земли, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства при одновременном улучшении качества продукции; 3) экономное и наиболее рациональное использование материальных ресурсов; 4) повышение эффективности использования средств труда; 5) использование достижений научно-технического прогресса и на этой основе — повышение технического уровня производства; 6) упрощение структуры управления и его удешевление; 7) ликвидация потерь от брака и устранение производственных расходов.

Рентабельность производства в АПК зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат, т.е. от себестоимости продукции и цен, по которым она реализуется. Чем больше разница между ценой и себестоимостью единицы продукции, тем выше прибыль и уровень рентабельности. Следовательно, основные пути повышения рентабельности агропромышленного производства заключаются в снижении затрат на производство продукции, увеличении ее выхода, товарности и улучшении качества, росте производительности труда, рациональном использовании производственных ресурсов.

В зависимости от уровня и сферы реализации факторы повышения рентабельности подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние, или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны предприятия, и неконтролируемые, к которым предприятие может только подстраиваться. Вторая группа факторов — это конкретные рыночные условия: цены на продукцию, сырье, материалы и энергию, банковский процент, налоговая политика государства, бюджетные дотации и субсидии, инвестиции и т.д.

Важнейшими показателями объективных факторов снижения себестоимости продукции растениеводства являются: качественная оценка сельскохозяйственных угодий (в баллах); оснащенность предприятия основными фондами в расчете на каждые 100 га сельскохозяйственных угодий; оснащенность предприятий энергоресурсами в расчете на 100 га тех же угодий (в л.с); обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в расчете на 100 га земельных угодий; уровень интенсивности использования сельскохозяйственных угодий по удельной величине всех прямых затрат, в том числе удобрений на 100 га угодий; уровень специализации земледелия по удельной величине выручки от реализации растениеводческой продукции в общей ее сумме по хозяйству.

В животноводческих отраслях показателями объективных факторов себестоимости продукции являются: качество поголовья продуктового стада по средней живой массе одной головы; уровень кормления по годовому расходу кормов в среднем на одну голову (ц к. ед.); себестоимость 1 ц к. ед. годового рациона продуктивного стада; сбалансированность кормов по переваримому протеину (в кг на 1 ц к. ед.); уровень концентрации производства по плотности поголовья продуктивного стада в расчете на каждые 100 га сельскохозяйственных угодий и на одну ферму; уровень специализации по удельному весу выручки от реализации продукции отрасли в общей выручке по хозяйству.

Основные пути увеличения прибыли и рентабельности предприятий. На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

- увеличение выпуска продукции;

- улучшение качества продукции;

- продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

- снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

- диверсификация производства;

- расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.