История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали:
Ø Успехи общей психологии
Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана
Ø Философское течение итуитивизма А.Брегстона
Ø Учение о бессознательном З. Фрейда (попытка объяснить механизмы творчества неосознанными влечениями человека и их сублимацией)
Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи:
· Идея Гартмана о приоритете бессознательного в творческом процессе вызывает особый интерес к творчеству во сне, к процессам «озарения».
· Идея роли наследственности в развитии творческой одаренности. Работа Ф. Гальтона «Наследственность таланта».
· О связи гениальности и помешательства. Работа Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство», где обосновывается предположение, что талант есть патологическое развитие личности, род маниакального психоза.
Идеи, приоритетные в отечественной науке до 30-х гг.:
· умственно одаренным людям присуща «экономичность» мыслительной деятельности (И.А. Сикорский)
· искусство как особого рода «сгущение» мысли (А.А. Потебня)
· творчество художника по своей природе однородно с процессом восприятия произведения искусства (С.О. Грузенберг)
· искусство – это, прежде всего сумма средств внушения, а эмоция носит суггестивный характер (С.О. Грузенберг)
В 1930-е годы в России свертываются все исследования художественного творчества.Закрывается основанная в 1923г. Гос. Академия Художественных Наук. В 1940-е годы появляются лишь отдельные работы известных психологов, посвященных творчеству: в 1941 г. – большая статья Б.Г.Ананьева «Опыт психологической трактовки системы К.С.Станиславского. В 1947 г. – классическая монография Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей».
В 1930-е годы исследования психологии творчества на Западе сосредоточиваются или в области изучения интеллектуальной одаренности, или в области прикладных работ по тестированию отдельных способностей.
Возрождение интереса к проблемам творчества в 50-60 гг.:
Ø Институт творчества в Беркли (Калифорния)
Ø Сборники статей под общим названием «Одаренные и талантливые»
Ø Разработка тестов, диагностирующих творческие способности
Ø Обучение приемам творческого мышления (Д. Осборн)
Ø Идеи осамоценности личности, ееуникальности, овнутренней свободекак обязательном условии гармонии человека и его окружения
Ø Комиссия по комплексному изучению художественного творчества при АН СССР под председательством Б.С.Мейлаха (1963-1987)
Ø Европейский совет по одаренности (ЕНА), созданный под эгидой ЮНЕСКО в 1989 г.