История психологии творчества

Оформлению психологии творчества как науки способствовали:

Ø Успехи общей психологии

Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана

Ø Философское течение итуитивизма А.Брегстона

Ø Учение о бессознательном З. Фрейда (попытка объяснить механизмы творчества неосознанными влечениями человека и их сублимацией)

Первыми направлениями развития психологии художественного творчества стали идеи:

· Идея Гартмана о приоритете бессознательного в творческом процессе вызывает особый интерес к творчеству во сне, к процессам «озарения».

· Идея роли наследственности в развитии творческой одаренности. Работа Ф. Гальтона «Наследственность таланта».

· О связи гениальности и помешательства. Работа Ч.Ломброзо «Гениальность и помешательство», где обосновывается предположение, что талант есть патологическое развитие личности, род маниакального психоза.

Идеи, приоритетные в отечественной науке до 30-х гг.:

· умственно одаренным людям присуща «экономичность» мыслительной деятельности (И.А. Сикорский)

· искусство как особого рода «сгущение» мысли (А.А. Потебня)

· творчество художника по своей природе однородно с процессом восприятия произведения искусства (С.О. Грузенберг)

· искусство – это, прежде всего сумма средств внушения, а эмоция носит суггестивный характер (С.О. Грузенберг)

В 1930-е годы в России свертываются все исследования художественного творчества.Закрывается основанная в 1923г. Гос. Академия Художественных Наук. В 1940-е годы появляются лишь отдельные работы известных психологов, посвященных творчеству: в 1941 г. – большая статья Б.Г.Ананьева «Опыт психологической трактовки системы К.С.Станиславского. В 1947 г. – классическая монография Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей».

В 1930-е годы исследования психологии творчества на Западе сосредоточиваются или в области изучения интеллектуальной одаренности, или в области прикладных работ по тестированию отдельных способностей.

Возрождение интереса к проблемам творчества в 50-60 гг.:

Ø Институт творчества в Беркли (Калифорния)

Ø Сборники статей под общим названием «Одаренные и талантливые»

Ø Разработка тестов, диагностирующих творческие способности

Ø Обучение приемам творческого мышления (Д. Осборн)

Ø Идеи осамоценности личности, ееуникальности, овнутренней свободекак обязательном условии гармонии человека и его окружения

Ø Комиссия по комплексному изучению художественного творчества при АН СССР под председательством Б.С.Мейлаха (1963-1987)

Ø Европейский совет по одаренности (ЕНА), созданный под эгидой ЮНЕСКО в 1989 г.