Внутренняя Внешняя Письменная

 

Восклицательная Диалог Монолог

 

Внутренняя речь – это речь для себя. Отличительная черта этой речи в том, что она не слышна другим и понятна только одному человеку – вам.

Внешняя речь – ее еще называют устной, слышимой речью – это уже речь, предназначенная для людей, находящихся рядом с вами. В устной речи общение ограничено условиями общего пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например, при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.).

Основная задача восклицательной речи – сообщить всем о вашем состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет понятно только в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее. Диалогическая речь, которую также называют разговорной, поддерживается взаимными репликами собеседников. Диалог будет понятен только в том случае, если вы совместно с собеседником обсуждаете общие проблемы. Для диалога как простейшей разговорной речи характерны повторения каких-то слов за собеседником, дополнения, намеки, междометия, грамматическая неполнота фраз и т.д. Особенности диалогической речи в значительной степени зависят от степени близости и взаимопонимания собеседников. Монолог произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Здесь необходимо строго придерживаться последовательности, логики и грамматической правильности высказывания.

Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. Письменная речь – процесс, которой образуется из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом, букв и производимых человеком речевых движений, воспринимаемых зрительно. Благодаря письменной речи люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям. Письменная речь более требовательна к полноте и последовательности выражения мыслей. Если при письме какое-то слово пропущено, то переспросить будет не у кого. При письменной речи не используются неграмматические средства. Так, скажем, в диалоге вполне можно заменить целое высказывание одним жестом, а в письменной речи все свои чувства надо описывать словами. Несмотря на свою кажущуюся бесстрастность, письменная речь может сообщить многое о своем авторе, даже вопреки его желанию. В данном случае имеются в виду индивидуальные особенности почерка человека, которые изучаются графологами.

Например, если вы пишите «скачками» и большими буквами, вы человек открытый, общительный, экстраверт. Если ваш почерк «ученический», аккуратный и разборчивый, то вы – интроверт, т.е. человек в себе. Неравномерный наклон, разный размер между строками и словами; буквы скачут от больших до маленьких, опущен вниз конец предложения – все эти признаки выдают неуравновешенную личность. «Чертежный почерк» - квадратные, не связанные между собой буквы – встречаются у людей с техническим образованием. Чем больше человек изощряется в подписи, тем менее он умен, и мания величия у него сочетается с комплексом неполноценности. Беглая «загогулина» - это подпись крупного начальника, который много и часто расписывается, или подпись скрытого, необщительного человека. Простые и открытые люди пишут свою фамилию довольно понятно. В почерке пожилых людей, как правило, очень сильно выступают вверх над строкой буквы «Я» и «Т». Если вы, когда пишите, отвлекаетесь и рисуете округлые фигуры, значит вы добрый и спокойный человек. Если вы неосознанно делаете штриховку, значит, вас что-то тревожит, а треугольные фигуры выдают агрессию.

Итак, в процессе коммуникации на основном, вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Однако, для эффективного делового общения необходимо правильно ориентироваться в ролях, состояниях и свойствах личности собеседника. Источником информации о них служит не только содержательная (вербальная) сторона общения, но и более тонкие коммуникативные проявления, связанные с идеомоторной (невербальной) коммуникацией.

Идеомоторные акты (невербальное общение) – это, как правило, неосознаваемые микродвижения мышц, возникающие в результате нервных импульсов, идущих от органов чувств (по Берштейну) или соответствующих мозговых структур (по Павлову). Чувствительность к этим малозаметным микродвижениям при идеомоторных актах позволяет не только видеть эмоциональное состояние друг друга, но и угадывать задуманное собеседником. Иначе говоря, идеомоторные акты при восприятии человека человеком являются не всегда осознаваемой обратной связью, позволяющей определять и предугадать поведение собеседника в деловом общении. В свою очередь такая обратная связь дает возможность участникам делового общения корректировать свои действия для достижения желаемой цели.

Таким образом, идеомоторные акты выполняют как осведомительную, так и саморегулирующую функции. Поэтому такой вид взаимосвязи и взаимодействия называется невербальным общением. Осведомительная функция невербального общения имеет важнейшее значение для установления эмоционального контакта между собеседниками. Эмоции и чувства в деловом общении выступают регуляторами психологического настроения. Эмоции окрашивают поведение собеседников и заметно влияют на достижение коммуникативных целей. Принято различать эмоции стенические (от греч. «сила») – активные, побуждающие к деятельности и астенические, подавляющие личность и затрудняющие преодоление психологических барьеров, возникающих как в деловом, так и в неформальном общении.

Именно переживания чувств в формах эмоций, аффектов, настроений и стрессовых состояний наиболее ярко сопровождаются внешними проявлениями: выразительные движения лица (мимика), жестикуляция, поза, интонация, походка, расширение или сужение зрачков. Эти выразительные движения в одних случаях проявляются неосознанно, а в других – под контролем сознания. В последнем случае они используются в процессе общения для усиления коммуникативного воздействия: стиснутыми кулаками, сужением глаз, угрожающими интонациями человек демонстрирует свое негодование.

В то же время наряду с эмоциональным компонентом важнейшим регулятором поведения собеседников в деловом общении является мыслительная (рациональная) деятельность. Связь между этими компонентами играет существенную роль в формировании мотивов действий собеседников и их взаимоотношений. Если эмоциональный компонент поведения основывается на шкале личных потребностей и ценностных ориентаций, ее индивидуально-психологических особенностей, то мыслительный компонент базируется на анализе реальной ситуации. Но это ни в коей мере не дает оснований для противопоставления мышления и эмоций при принятии решений в деловом общении, чаще всего они дополняют друг друга и стимулируют достижение коммуникативных целей.

return false">ссылка скрыта

Н.И. Шевандрин выделяет следующие виды невербальныхсредств общения:

1. Визуальные:

- кинесика: движение рук, головы, ног, туловища, походка;

- выражение лица, выражение глаз;

- позы, осанка, положение головы;

- направление взгляда, визуальные контакты;

- кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;

- проксемика (пространственная и временная организация общения): расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

- вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);

- средства преобразования природного телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках.

2. Акустические:

- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука;

- экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

3. Тактильные:

- такесика: прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

4. Ольфакторные:

- приятные и неприятные запахи окружающей среды;

- естественный и искусственный запахи человека.

 

Основными задачами невербального общения можно считать следующие:

- создание и поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения;

- придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов:

- выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации.

 

Жесты.Наиболее интересными средствами невербальной коммуникации являются жесты. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга.

Когда люди счастливы, они улыбаются; печальны – хмурятся; сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает «да». Скорее это врожденный жест, так как он проявляется и у слепых и у глухих детей. Покачивание головой для обозначения несогласия является универсальным. Может быть, он был приобретен в детстве, когда, наевшись, ребенок отворачивается от материнской груди, ложки. Оскаливание зубов, злобная насмешка обозначает враждебность. Даже улыбка была сначала символом угрозы и лишь позднее приняла положительное значение.

Жест «пожимание плечами» – универсальный, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь. Для этого жеста характерны развернутые ладони, поднятые брови.

Знаменитый учитель риторики Квинтилиана говорил: «Движения всего тела помогают оратору, но руки говорят сами».

Рукам доступно около семисот тысяч разных движений и положений. Пальцы, например, запрещают, предупреждают, манят, грозят, передают счет. Каждый палец – свое назначение. А кисть?

- плоская, ладонь вверх – честное слово;

- вперед – отказ;

- сложение ладони – согласие, просьба, мольба;

- поднятый палец – предупреждение;

- вперед – опасность;

- ко лбу – размышление;

- руки в бок – вызов;

- на груди – бравада и т.д.