Индивидуальная карта наблюдений в группе кратковременного пребывания
ФИ ребенка________________________________________
.Дата поступления: |
Дата рождения:
Дата выбытия:
Время наблюдения | |||||||||
Настроение | |||||||||
Активность: а) в игре; б) в речи | |||||||||
Вз аимоот ноше ния с детьми | |||||||||
Взаимоотношения со взрослыми |
По результатам опроса был выявлен круг интересов детей из Социального приюта:
— плавание в бассейне и занятия в спортзале;
— занятия в экологическом центре и общение с животными;
— игрушки, игровая среда, которая их окружает в группах.
Для них характерен интерес объективный, а не субъективный.
Все запросы детей могут реализоваться именно в условиях детского сада.
Отметим некоторые особенности организации и работы группы кратковременного пребывания детей Социального приюта:
— время нахождения ребенка в группе незначительно, ввиду
небольшого периода пребывания в Социальном приюте (мак
симальное время — 6 месяцев);
— психологические особенности поведения детей приюта: зам
кнутость, плаксивость, некоммуникабельность, забитость,
аутичность, пассивность, отказ от занятий. Иногда вместо
гипоактивности присутствуют гиперактивность, непослуша
ние и агрессивность, но это встречается крайне редко. Все
это характерно для детей младших групп, особенно на на
чальном этапе.
В детский сад из приюта чаще всего поступают неуверенные дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с внешним миром и социумом. Причиной неуверенного поведения являются социальные страхи, возникающие при неадекватной социализации. Это вполне объяснимо: алкоголизм родителей, потеря родителей, проблемные многодетные семьи.
Социально неуверенные дети имеют низкую самооценку, как следствие этого — неадекватное поведение и высокий уровень тревожности. Все это не позволяет им приспосабливаться к детской группе, а затем к школьной жизни.
Наша задача вернуть ребенку социальную среду, которой он был лишен — друзей, игры, образование, полноценное общение со взрослыми.
По истечении некоторого времени мы наблюдаем установление контакта со взрослыми, а затем и со сверстниками. Дети охотно участвуют в занятиях, в жизни группы и детского сада. Иная картина наблюдается в старшей группе. Дети активны во взаимоотношениях со взрослыми, самостоятельно играют, проявляют интерес к занятиям, но общение с детьми-сверстниками вначале не складываются. Это можно объяснить дефицитом внимания и нормального общения в семьях, откуда дети поступили в Социальный приют.
Разработан план проведения совместных занятий (программа «Пантера») по ОБЖ с педагогами приюта по темам:
— «Что мне полезно, что мне вредно»;
— «Кому я могу доверять, к кому обратиться за помощью»;
— «Умение отказываться»;
— «Терапевтическая сказка».
Занятия предназначены для детей подготовительных групп, проходят в игровой форме с театрализацией, коллективными рисунками и последующим обсуждением.
По результатам наблюдений за время нахождения детей в группах кратковременного пребывания отмечена положительная динамика.
Созданная социально-педагогическая модель в полной мере способствует подготовке детей к предстоящему школьному обучению. Причем имеется в виду не только интеллектуальная подготовка (время нахождения детей в приюте не более 6 месяцев, значит и в нашем детском саду тоже), а их социальная готовность к школе, к встрече с новым коллективом, с новыми требованиями. Наша задача — облегчить переход детей из приюта в новую социальную среду, ускорить процессы адаптации к школе, помочь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
ПРОГРАММА РАБОТЫ
Государственного образовательного учреждения
Центра развития ребенка — д/с № 2333
и Социального приюта для детей
и подростков «Марьино»
1. Организация групп кратковременного пребывания полной интеграции детей Социального приюта с воспитанниками детского сада с целью их полноценного социального развития (с 9.00 до 11.30; 5 дней в неделю):
— посещение всех занятий возрастной группы по режиму дет
ского сада;
— приобретение опыта общения и обогащение взаимоотноше
ний со взрослыми и детьми;
— вхождение дошкольников в устойчивые игровые объедине
ния и совместную деятельность с воспитанниками д/сада;
— профилактические и оздоровительные мероприятия (фито
чай, кислородные коктейли).
2. Проведение экскурсии для дошкольников Социального при
юта в экологический центр детского сада. Работа в эксперимен
тальной лаборатории экологического центра (1 раз в неделю).
3. Занятия по физической культуре с использованием разного
инвентаря (мячи, батуты, тренажеры, сухой бассейн) в спортив
ном зале детского сада.
4. Занятия в бассейне детского сада.
5. Занятия в эстетико-художественной студии детского сада с
использованием разного природного материала (2 раза в месяц).
6. Посещение детьми Социального приюта праздников, кон
курсов, дней игры, утренников, кукольных спектаклей.
ПОЛОЖЕНИЕ
о группе кратковременного пребывания в Государственном образовательном учреждении
Центре развития ребенка — д/с № 2333 для детей из Социального приюта «Марьино»