Индивидуальная карта наблюдений в группе кратковременного пребывания

ФИ ребенка________________________________________

.Дата поступления:

Дата рождения:

Дата выбытия:


 




 

Время наблюдения
Настроение                
Активность: а) в игре; б) в речи                
Вз аимоот ноше ния с детьми                
Взаимоотношения со взрослыми                

По результатам опроса был выявлен круг интересов детей из Социального приюта:

— плавание в бассейне и занятия в спортзале;

— занятия в экологическом центре и общение с животными;

— игрушки, игровая среда, которая их окружает в группах.
Для них характерен интерес объективный, а не субъективный.

Все запросы детей могут реализоваться именно в условиях дет­ского сада.

Отметим некоторые особенности организации и работы груп­пы кратковременного пребывания детей Социального приюта:

— время нахождения ребенка в группе незначительно, ввиду
небольшого периода пребывания в Социальном приюте (мак­
симальное время — 6 месяцев);

— психологические особенности поведения детей приюта: зам­
кнутость, плаксивость, некоммуникабельность, забитость,
аутичность, пассивность, отказ от занятий. Иногда вместо
гипоактивности присутствуют гиперактивность, непослуша­
ние и агрессивность, но это встречается крайне редко. Все
это характерно для детей младших групп, особенно на на­
чальном этапе.

В детский сад из приюта чаще всего поступают неуверенные дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с внешним миром и социумом. Причиной неуверенного поведе­ния являются социальные страхи, возникающие при неадекват­ной социализации. Это вполне объяснимо: алкоголизм родителей, потеря родителей, проблемные многодетные семьи.

Социально неуверенные дети имеют низкую самооценку, как следствие этого — неадекватное поведение и высокий уровень тревожности. Все это не позволяет им приспосабливаться к детс­кой группе, а затем к школьной жизни.

Наша задача вернуть ребенку социальную среду, которой он был лишен — друзей, игры, образование, полноценное общение со взрослыми.


По истечении некоторого времени мы наблюдаем установление контакта со взрослыми, а затем и со сверстниками. Дети охотно участвуют в занятиях, в жизни группы и детского сада. Иная карти­на наблюдается в старшей группе. Дети активны во взаимоотноше­ниях со взрослыми, самостоятельно играют, проявляют интерес к занятиям, но общение с детьми-сверстниками вначале не склады­ваются. Это можно объяснить дефицитом внимания и нормального общения в семьях, откуда дети поступили в Социальный приют.

Разработан план проведения совместных занятий (программа «Пантера») по ОБЖ с педагогами приюта по темам:

— «Что мне полезно, что мне вредно»;

— «Кому я могу доверять, к кому обратиться за помощью»;

— «Умение отказываться»;

— «Терапевтическая сказка».

Занятия предназначены для детей подготовительных групп, про­ходят в игровой форме с театрализацией, коллективными рисун­ками и последующим обсуждением.

По результатам наблюдений за время нахождения детей в груп­пах кратковременного пребывания отмечена положительная ди­намика.

Созданная социально-педагогическая модель в полной мере спо­собствует подготовке детей к предстоящему школьному обуче­нию. Причем имеется в виду не только интеллектуальная подго­товка (время нахождения детей в приюте не более 6 месяцев, значит и в нашем детском саду тоже), а их социальная готовность к школе, к встрече с новым коллективом, с новыми требовани­ями. Наша задача — облегчить переход детей из приюта в новую социальную среду, ускорить процессы адаптации к школе, по­мочь ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Государственного образовательного учреждения

Центра развития ребенка — д/с № 2333

и Социального приюта для детей

и подростков «Марьино»

1. Организация групп кратковременного пребывания полной интеграции детей Социального приюта с воспитанниками детс­кого сада с целью их полноценного социального развития (с 9.00 до 11.30; 5 дней в неделю):

— посещение всех занятий возрастной группы по режиму дет­
ского сада;


— приобретение опыта общения и обогащение взаимоотноше­
ний со взрослыми и детьми;

— вхождение дошкольников в устойчивые игровые объедине­
ния и совместную деятельность с воспитанниками д/сада;

— профилактические и оздоровительные мероприятия (фито­
чай, кислородные коктейли).

 

2. Проведение экскурсии для дошкольников Социального при­
юта в экологический центр детского сада. Работа в эксперимен­
тальной лаборатории экологического центра (1 раз в неделю).

3. Занятия по физической культуре с использованием разного
инвентаря (мячи, батуты, тренажеры, сухой бассейн) в спортив­
ном зале детского сада.

4. Занятия в бассейне детского сада.

5. Занятия в эстетико-художественной студии детского сада с
использованием разного природного материала (2 раза в месяц).

6. Посещение детьми Социального приюта праздников, кон­
курсов, дней игры, утренников, кукольных спектаклей.

ПОЛОЖЕНИЕ

о группе кратковременного пребывания в Государственном образовательном учреждении

Центре развития ребенка — д/с № 2333 для детей из Социального приюта «Марьино»