Воздействие рекламы на потребителя
Теперь остановимся на аспектах рекламного воздействия на человека. Реклама обрушивает на потребителя огромное количество информации. Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений — эмоциях, мыслях, возможных решениях, обуславливающих конкретные поведенческие акты покупателя. Так или иначе, в рекламный процесс оказываются вовлеченными феномены переработки информации — ощущения, восприятие, внимание, память и т. д. С другой стороны, в переработке информации активно участвует отношение человека к рекламному сообщению, его эмоции и чувства, например чувства удовольствия, собственного достоинства, зависти, его понимание и принятие в сознание или, напротив, отторжение воспринятого и понятого, но не принятого потребителем содержания.
Аффектный (эмоциональный) компонент рекламного воздействия определяет эмоциональное отношение к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво. Установлено, что эмоциональная память намного сильнее, чем другие виды памяти, воздействует на принятие решения, т. е. поведение человека. Эмоции всегда носят личностный Характер. Например, любой рекламный видеоклип — это не только информация, это прежде всего несколько эмоционально насыщенных минут, лично переживаемых человеком в момент просмотра. Характерна в этом отношении сама рекламная лексика с ее богатой эмоциональной терминологией: "тепло", "уют", "сияние".
Эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные эмоции стимулируют субъект достичь цели, отрицательные — избегать объектов рекламы и самой рекламы. Это зависит от качества рекламы и качества труда и профессионализма творческих работников, в рекламе: креатора, копирайтера, режиссера и т. д. Именно креатив определяет отношение рекламной аудитории к рекламному искусству.
Немецкий психолог В. Вунд является автором моделей, описывающих возникновение и динамику эмоций. По Вунду, удовольствие или неудовольствие возникает в связи с обонятельными и вкусовыми ощущениями, а также в связи с ощущением боли. Различные цвета вызывают состояние возбуждения или успокоения. Напряжение или расслабление связаны с процессами внимания. На самом деле картина проявления эмоций в их непосредственной связи с простейшими психическими процессами (ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением и речью), несомненно, намного сложнее.
Известный российский психофизиолог П. В. Симонов разработал информационную теорию эмоций, согласно которой источником эмоций является расхождение между количеством информации и информацией, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. В этом случае отсутствие необходимой информации чаще вызывает негативные эмоции, а наличие — позитивные. Для проверки эмоциональной эффективности рекламного сообщения необходимо представить себе это сообщение и определить, как к нему будут относиться люди с различными психологическими характеристиками, будет ли оно им приятно.
В психологии хорошо известно явление, называемое проекцией, когда люди приписывают окружающим свое собственное отношение к чему-либо. Это характерно для творческих личностей, которыми, безусловно, являются рекламисты. Неслучайно термин "креатор" перекликается с латинским словом creatura — "создание".
Создавая нечто оригинальное, креатор часто переживает состояние эмоционального подъема, восхищения удачной находкой. При этом он не всегда осознает, что результат его творческой деятельности людям просто не понравится. Решение этой проблемы автору видится в том, чтобы индивидуальное творчество в рекламе не противоречило расширению рынка потребителей. Это означает, что реклама эмоционально должна привлекать людей, а не отталкивать их. Чтобы побудить потребителя купить, его надо очаровать, показать ему некоторые возможности, которые появятся у него с приобретением того или иного товара.
Что касается России, то проведенные автором исследования дают основания предположить, что рекламисты и СМИ не всегда учитывают психологическую структуру восприятия рекламы российскими потребителями, и, прежде всего, эмоциональную сферу. Информационная среда пресыщена повторяющейся однообразной рекламой, что вызывает у потребителя закономерное желание избегать ее воздействия, ее навязчивого проникновения в информационное пространство человека. Сегодня нередко в рекламе используются деформированные культурные символы и объекты реального мира. Проблемы их негативного воздействия на психику и моральные установки людей волнуют всех настоящих рекламных профессионалов, граждан России, руководителей государства, общественные организации.
Кроме эмоционального, есть еще поведенческий компонент рекламного воздействия, т. е. анализ поступков человека, определяемых его поведением под воздействием рекламы. Существуют разные взгляды на природу различных способов поведения людей. Согласно концепции психоанализа за основу поведения человека принимается какая-то одна неосознанная базовая потребность (потребность избегать чувство страха, достичь безопасности и т. д.).
Управление потребительским поведением, по Д. Скиннеру, опирается на сознательное в психологической природе человека: необходимо мягко подталкивать покупателя к совершению покупки (позвонить, прийти, сравнить, опробовать, показать сильные стороны и преимущества от совершения покупки).
В середине XX в. применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты по рекламе ухватились за психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров. С этого момента слово "бессознательное" стало девизом и содержанием нового направления в рекламе. Стали широко проводиться эксперименты с подпороговыми эффектами. Например, во время демонстрации фильма в кинотеатре на экране появлялась реклама мороженого. Вспышки были очень короткими, но достаточными для того, чтобы их заметить, в результате резко увеличилась продажа мороженого.
Реклама, использующая технологии воздействия на подсознание, не создает новых потребностей, но она эффективна в области принятия решения.
Реклама многих предметов женского туалета стала приобретать открыто сексуальный характер. Вот пример. Широкую известность получила реклама бюстгальтеров с изображением женщины только в этой принадлежности туалета, бродящей среди толпы нормально одетых людей. Надпись гласила: "Мне приснилось, что в новом бюстгальтере я остановила уличное движение". До принятия закона о рекламе (1995 г.) реклама женского белья была сначала откровенно порнографической, а затем ее сменила мягкая |ротика. Нетрудно представить отношение населения к такой рекламе.
Сегодня в рекламе используются суггестивные психотехнологии. Это прежде всего гипнотический подход, техника эриксонианского гипноза и нейролингвинистическое программирование. В гипнотическом подходе часто используется показ "трансового" поведения. Это очень опасно, так как надо четко знать допустимые границы.
Вот любопытный пример. В больницу под Воронежем для людей с расстроенной психикой поступила пожилая женщина, которая, по словам своих домочадцев, "довела всю семью до коллективного умопомрачения". Она постоянно употребляла в разговоре заимствованные из рекламных роликов фразы типа "Не дай себе засохнуть!", "Имидж ничто, жажда — все!". Вначале всем казалась, что она шутит, но когда она, придя в райсобес, представилась: "Здравствуйте, это я — пиво с пробкой", родственники поняли, что без помощи психиатра не обойтись. Ее вылечили длительным видеоголоданием, отправив к старшему сыну и деревню, где за неуплату долгов уже давно отрезали электрические провода.
Теперь рассмотрим пример, как реклама может зомбировать зрителя. Реклама на телевидении использует скрытое импульсно-световое кодирование зрителей, эффект от которого не менее опасен, чем от запрещенного 25-го кадра.
Эффект 25-го кадра не единственное невидимое оружие массового воздействия на психику через экран телевизора или Интернет. Электронные средства массовой информации используют и другой незаметный способ обработки зрителя: метод частотного кодирования. Он способен вызывать неблагоприятные изменения в нервной системе человека, влиять на настроение, эмоции, а иногда и на поведение.
Вот что думаетпо этому поводу эксперт Грант Демирчоглян, профессор, доктор биологических наук, научный консультант при Институте телевидения и радиовещания:
"Частотное кодирование действительно практикуется, в том числе и в российском телеэфире. В основном в заставках музыкальных каналов Муз-ТВ и MTV. Но замечено его присутствие и в ряде рекламных роликов, например пива "Клинское". Признак использования частотного кодирования — это резкая смена картинок с использованием спектральных вспышек, в результате чего вы видим пестрое, мелькающее изображение. Разумеется, телезритель склонен воспринимать мгновенную смену объектов на экране только как творческую фантазию телевизионщиков и достижение современных технологий. Но мало кто знает, что световые импульсы несут скрытую информацию, а поданные на частоте 7—10 Гц по степени воздействия на психику не менее опасны, чем эффект 25-го кадра. Она совпадает с частотой нейронов головного мозга".
Последствия такого воздействия, по словам медиков, непредсказуемы. Но в любом случае просмотр таких частотных кадров приводит к резкому возбуждению всей нервной системы. Причем одни после регулярного просмотра соответствующих роликов могут чувствовать прилив сил, другие испытывают прилив агрессии. Но независимо от ощущений мозг находится в напряжении под воздействием частотного кодирования. Это подтвердил инцидент в одном из японских кинотеатров. Транслировался японский мультик про покемонов. Некоторые кадры были сделаны в частоте 7—10 Гц. После его просмотра у половины маленьких зрителей случился внезапный приступ эпилепсии. В Японии после этого наладили выпуск телевизоров, реагирующих на частотное кодирование.
По заказу Минпечати России Институт телевидения и радиовещания (ВНИИТР) разработал прибор, позволяющий выявлять 25-й кадр в фильмах и телепередачах. Первые же испытания дали свои результаты — нарушения найдены в работе одного из российских каналов. Прибор запущен в серийное производство. По словам заместителя генерального директора ВНИИТР Светланы Немцовой, "прибор можно подключить к телевизору или видеомагнитофону и, обработав полученные данные на компьютере, выяснить все скрытые рекламные вставки — информацию, переданную с такой скоростью, что она воспринимается глазом, но не осознается мозгом".
Совсем недавно в Интернете появилось сообщение, что этот опасный способ воздействия используют создатели компьютерных вирусов. Новый вирус выглядит как веселая и очень яркая цветная картинка, которая непрерывно мелькает. У получателя такого безобидного на вид вируса не разрушается операционная система и не пропадают файлы, а у него рушится мозг и почти сразу наступает резкий упадок сил.
А вот пример неэтичной рекламы. Возвратившегося из небытия Владимира Ильича с полным основанием можно считать антигероем прошлой недели. И вовсе не потому, что многие в мире не любят и боятся Ильича, считая его главным виновником многих бед, свалившихся на человечество в XX в., а потому, что Ленин вернулся к людям в пошлом и непотребном облике. Правда, виновны в этом, скорее, чешские телеканалы, которые начали показ некоего видеоролика. В клипе лежащий в гробу Ленин подмигивает в объектив видеокамеры. В стране этот клип уже вызвал негативные отклики общественности. По словам главного редактора одной из пражских газет, это равносильно показу рекламного ролика, где бы, например, "распятый на кресте Иисус Христос лукаво подмигивал телезрителям".
Реклама может быть двигателем погрома. Несколько тысяч киевлян брали штурмом магазин бытовой техники "Эльдорадо", прослышав о ценовых скидках первым покупателям. Руководство магазина явно переусердствовало: реклама обещала первым счастливчикам невиданные скидки — на телевизор около 60 долл., на микроволновки — 100 долл. Рекламная кампания оказалась на редкость эффективной и уже в пять часов утра появилась очередь у входа в магазин, а к 11 часам выстроилась очередь в 1500 человек. Скоро толпа заполнила шоссе, образовав многокилометровые пробки. Сотрудники магазина перепугались и объявили о переносе даты открытия. Но граждане ринулись в торговое помещение, возникла давка, в которой пострадали десятки людей.
Ужасные события произошли в Москве после футбольного матча чемпионата мира по футболу между командами России и Японии. По мнению специалистов, погром был спровоцирован показом рекламного ролика о том, как западные "футбольные фанаты" ведут себя после футбольного матча. Такого катастрофического погрома никогда не было в столице России.
Настал черед выяснить отношение населения России к рекламе. Интересны данные, полученные исследователями "КОМКОН Медиа" (http://www. comcon-2. ru/), об отношении населения к рекламе. Им хотелось разобраться, неужели у всех реклама вызывает скуку и раздражение или есть такие, для которых реклама — вещь интересная и полезная. И вот что выяснилось.
Очевидно, что население отличается разным отношением к рекламе: одним свойственно более лояльное, другим — более негативное, кто-то оказался безразличным и какого-то устоявшегося мнения о рекламе не имеет, кто-то довольно рационален в подходе к рекламе. Разное отношение к рекламе обусловлено разницей демографических: характеристик и стиля жизни этих групп. Выяснилось, что возрастные и потребительские характеристики людей связаны со степенью их лояльности к рекламе. Так, пожилые и неактивные потребители проявляют негативное к ней отношение, молодые и имеющие высокий уровень потребления — более других лояльны к ней и активно пользуются рекламными сообщениями при покупках. Наиболее доходные группы очень рациональны в своем отношении к рекламе и дают ей позитивную или негативную оценку в зависимости от того, нуждаются ли они в рекламной информации, или нет.
Все ли одинаково относятся к рекламе?
С помощью кластерного анализа были сформированы четыре группы, представляющие разные степени лояльности к рекламе:
• рационалисты;
• "безразличные";
• "ненавистники";
• "пожиратели".
Кто они?
Самое большое число рационально относящихся к рекламе среди 25—44-летних. Меньше всего среди 35—44-летних. "Пожирать" рекламу более свойственно подросткам и молодежи. Чем старше потребитель, тем более спокойно его отношение к рекламе — либо более рационально, либо более негативно, либо более безразлично. Существует строгая зависимость между принадлежностью респондента к той или иной группе и уровнем его потребительской активности. Существует и своеобразная география разного отношения к рекламе. Отношение к различным жизненным ситуациям также в разных группах разное. Они по-разному относятся к рекламным паузам и по-разному ведут себя в этом случае. У них свои предпочтения в СМИ. Более того, они имеют свой особый покупательский "стиль".
С первых дней появления рекламы на российских теле- и радиоканалах (и до сих пор) большую часть ее занимают ролики зарубежного производства. Они обращены к общечеловеческим понятиям — семья, здоровье, дети. Если неприятности, то небольшие; пожелтели зубы, заболел живот, сломался каблук. Как правило, выполнены рекламные обращения профессионально, ярко, динамично. Но далеко не все зарубежные ролики адаптируются для нашей аудитории. Удачно использовать прием синхронного перевода не всегда удается (речь можно продублировать, но остаются изобразительные признаки жесты, мимика, движения). Бывают накладки с переводом текста. Так, несколько раз в день на телеэкранах шла реклама антигриппозного средства "Колдрэкс" с завершающей фразой: "Семь бед — один ответ!" Сложно понять связь текста и изображения. Японская же неадаптированная реклама вообще непонятна российскому зрителю.
Реклама старается использовать ценности, разделяемые всеми (или почти всеми). Тем обиднее, когда это не удается. Как оценить ролик, в котором двое детей, оглядываясь, тащат с блюда сладости? Или воспитательница детского сада, отвлекая внимание детей, втихомолку съедает "Твикс"? Как узнать, какой вывод сделают маленькие потребители, посмотрев эти сюжеты, — может быть, что разрешается воровать, обманывать и т. д.?
Еще пример. В рекламном ролике ребенок кормит в зоопарке слона (реклама мороженого). В этой ситуации знание этики не нужно: в зоопарке на каждом шагу висят предупреждения, запрещающие находиться в опасной близости от животных (особенно детям!) и кормить зверей.
Законодательства многих стран (российское в том числе) предусматривают: нельзя пропагандировать дурные манеры и тем более их развивать.
Зачастую создание эффективной и этичной рекламы зависит от понимания рекламистом правил элементарной культуры поведения.
Телереклама часто раздражает. В промежутках между однотипными фильмами телекомпании дружно вставляют рекламу. Логика подсказывает, что бессмысленно зазря гонять рекламные ролики, зная обычную реакцию на них зрителей — желанием заняться домашними делами, пока реклама заполонила весь эфир. Но о координации действий на телевидении вообще речь не идет. Одномоментно на всех каналах появляются дебильные юноши, которые торопливо пьют, за что их пинком вышвыривают из заведения; чудаковатые друзья-рыбаки, отправившиеся на рыбалку в белых рубахах на радость тете Асе; или совсем одичавший молодец, нагло сующий под нос будущему тестю бутерброд с луком. Герои рекламных роликов раз от раза становятся все бескультурнее и наглее. Кстати, очень часто подобное жлобство рекламы — результат того, что рекламщики решили приспособить заимствованные в американских рекламных фильмах сюжеты к российской действительности.
Там, где у них — жизнерадостные недоумки, у нас теперь — доморощенные хамоватые типы.
В результате проведенного исследования и анализа литературы авторы установили, что отношение к рекламе у населения лучше, если:
• она более правдоподобна и достоверна;
• вызывает положительные приятные чувства;
• использует юмор, пропагандирует добро, любовь, сострадание и т. п.;
• сюжетная реклама, красиво, красочно оформленная, сделанная со вкусом;
• использует соответствующую или просто приятную музыку, сексуальность или другие подобные элементы исполнения;
• использует приятные и привлекательные личности;
• использует персонажи рекламы, подобных представителям целевой аудитории;
• используется для торговой марки, которая уже нравится потребителю;
• содержит полезную информацию, но не в таком объеме, чтобы, вызывать скуку;
• реклама не агрессивна и содержит информацию, которая приятна сама по себе;
• размещена в таком средстве информации, которое нравится само по себе.
Рекламное объявление должно вызывать теплое отношение потребительской аудитории. Эти объявления должны использовать такие понятия, как сентиментальность, семья, дети, дружественные чувства, хорошие чувства по отношению к себе и т. д.; а также такие чувства, как вежливость, мягкость, успокоение, спокойствие, расслабление, нежность, ласка, очарование. Создание теплоты, хотя и представляет определенную сложность, но имеет общие характеристики и ассоциации.Теплота — это нечто среднее с точки зрения глубины чувств и психологической активизации. По продолжительности это кратковременное событие — теплое отношение к рекламе скорее можно создать за несколько секунд или минут, чем за несколько часов или дней. В контексте рекламы теплое отношение может быть испытано косвенно, когда один или несколько персонажей в рекламном объявлении переживают это состояние теплоты. Зритель может быть достаточно вовлечен, чтобы испытать те же чувства одновременно с одним или несколькими персонажами. Также рекламный персонаж может быть предметом гордости и любви, обожания. Страх и тревоги в рекламе недопустимы.
Проблема этичности российского рекламного бизнеса пока не стала предметом обстоятельного социологического анализа, хотя процесс становления корпоративных этических норм в России идет довольно интенсивно. Между тем для рекламного бизнеса вопрос этичности является вопросом жизни и смерти, поскольку по определению рынок должен быть диалоговым и рефлексивным, т. е. он может существовать лишь при условии диалога между производителем и потребителем, между рекламодателем, рекламоизготовителем и органами надзора и законодательного контроля. Причем этот диалог имеет рефлексивную природу, т. е. в нем так или иначе оцениваются социальные и рыночные качества партнера. Для специалистов российского рекламного бизнеса, поднявшихся на высокую ступень профессиональной карьеры, характерны высокий интеллектуальный и общеобразовательный уровни, высокий уровень притязаний, значительная уверенность в себе, несмотря на постоянно меняющиеся условия деятельности на российском рекламном рынке.
Социологию морали в бизнесе интересуют следующие вопросы:
• этика и бизнес: основные типы соотношений в условиях российского рынка;
• деньги и богатство: их роль в деловой и личной жизни бизнесменов;
• отношение к себе и к собственным достижениям.
Бизнес вообще, а рекламный в частности, существует в сложном этическом мире, где основное — "не лгать себе". Этические принципы, действующие в российском рекламном бизнесе, представляют собой разные модели одной культуры. Общие принципы этой модели: следует избегать неэтичных шагов, гуманный менеджмент надежнее агрессивного, стратегические цели легче достигать, ориентируясь на этические принципы.
Любой бизнес зиждется на многовариантности, конкуренции и конфликтах. Выход из этого в многообразии персональных стратегий и в этичности персонального сознания. Этический кодекс поведения специалистов рекламного дел;> является одним из проявлений высокоморального подхода к рекламному бизнесу.
Реклама — это часть эфирной и предметной среды нашего бытования, она по определению должна быть функциональной, но при этом она должна быть еще, насколько это возможно, эстетически привлекательной, это, ей-богу, окупается, потому что интересная и умная реклама продает лучше. Именно поэтому уже сто лет реклама существует как искусство. И если у кого не получается такую рекламу пробивать — все же стоит делать из этого принцип. Автору кажется, что в любом пиаре должны быть какие-то границы, которые лучше не переходить. Как минимум добровольно.