Адаптация стратегии конкуренции к особенностям динамики рынка: рынок в период застоя.
Множество предприятий занимается бизнесом на рынках, где спрос ослаблен или нерентабелен. Несмотря на то, что такой бизнес более всего подходит для получения краткосрочных прибылей или ликвидации, есть ситуации, когда можно работать на застойном рынке и достигать небольшого роста и достаточных доходов. Как показывает практика, решение оставить бизнес только потому, что он труден и делается на застойном рынке, не всегда является верным.
Ориентация бизнеса в таких условиях требует учета специфических характеристик конкурентной среды застойного рынка, среди которых необходимо выделить следующие:
стабилизируется и/или падает спрос/предложение на рынке;
возрастает интенсивность и агрессивность конкуренции;
небольшое количество слияний предприятий и приобретений небольших фирм крупными компаниями за счет слабой платежеспособности предприятий и высокой концентрации производства;
относительно стабильные цены.
Учитывая перечисленные характеристики, необходимо детально проанализировать возможность использования следующих стратегий конкуренции:
1. Концентрация на обслуживании конкретного сегмента рынка путем определения, создания и использования растущих сегментов внутри застойного
нка. Зрелые или застойные рынки, также как и все рынки, состоят из множества сегментов и субсегментов. Часто один или более сегментов растут быстро, несмотря на общее отсутствие роста рынка или даже его упадка. Сбор и анализ отраслевой информации с целью точного определения сегментов с перспективами быстрого роста, может помочь сконцентрировать свои усилия на наиболее перспективных направлениях деятельности и, таким образом, избежать положения жертвы стагнации. Умелое применение этого подхода обеспечивает здоровый рост и увеличивающуюся прибыль за счет конкурентных преимуществ целевых рынков.
2.Стремление к инновациям, открывающим возможности неценовой конкуренции. Инновации могут оживить спрос за счет создания новых важных сегментов рынка. С точки зрения стратегии конкуренции, успешные инновации открывают возможности неценовой конкуренции. Кроме того, дифференциация, базирующаяся на успешных инновациях, имеет дополнительные преимущества — конкурентам становится сложнее и дороже копировать товары лидера.
3.Повышение эффективности производства и сбыта за счет снижения себестоимости. Когда увеличение продаж не влечет за собой увеличение прибылей, альтернативой является увеличение маржинального дохода и повышение эффективности возврата инвестиций за счет снижения издержек производства. Пути достижения низких издержек в условиях стагнации рынка могут включать:
повышение эффективности производства путем его автоматизации и специализации;
совершенствование технологий переработки отходов;
использование большого числа различных каналов сбыта для снижения издержек реализации;
перемещение продаж с малообъемных, дорогих рынков сбыта на высоко-объемные и дешевые.
Перечисленные три стратегических момента не являются взаимоисключающими. Попытки создания новой инновационной версии товара могут привести к формированию быстрорастущего сегмента рынка. Концентрация усилий на повышении эффективности производства может стимулировать появление растущих сегментов с большой чувствительностью к ценам. Указанные направления не являются единственными. Творческий подход состоит в их правильном применении в соответствии с возможностями предприятия и условиями конкурентной среды.