Адаптация стратегии конкуренции к особенностям динамики рынка: рынок в период застоя.

Множество предприятий занимается бизнесом на рынках, где спрос ослаб­лен или нерентабелен. Несмотря на то, что такой бизнес более всего подходит для получения краткосрочных прибылей или ликвидации, есть ситуации, когда можно работать на застойном рынке и достигать небольшого роста и доста­точных доходов. Как показывает практика, решение оставить бизнес только по­тому, что он труден и делается на застойном рынке, не всегда является верным.

Ориентация бизнеса в таких условиях требует учета специфических харак­теристик конкурентной среды застойного рынка, среди которых необходимо выделить следующие:

стабилизируется и/или падает спрос/предложение на рынке;

возрастает интенсивность и агрессивность конкуренции;

небольшое количество слияний предприятий и приобретений небольших фирм крупными компаниями за счет слабой платежеспособности предприятий и высокой концентрации производства;

относительно стабильные цены.

Учитывая перечисленные характеристики, необходимо детально проанали­зировать возможность использования следующих стратегий конкуренции:

1. Концентрация на обслуживании конкретного сегмента рынка путем определения, создания и использования растущих сегментов внутри застойного

нка. Зрелые или застойные рынки, также как и все рынки, состоят из множе­ства сегментов и субсегментов. Часто один или более сегментов растут быст­ро, несмотря на общее отсутствие роста рынка или даже его упадка. Сбор и анализ отраслевой информации с целью точного определения сегментов с пер­спективами быстрого роста, может помочь сконцентрировать свои усилия на наиболее перспективных направлениях деятельности и, таким образом, избе­жать положения жертвы стагнации. Умелое применение этого подхода обеспе­чивает здоровый рост и увеличивающуюся прибыль за счет конкурентных пре­имуществ целевых рынков.

2.Стремление к инновациям, открывающим возможности неценовой конку­ренции. Инновации могут оживить спрос за счет создания новых важных сег­ментов рынка. С точки зрения стратегии конкуренции, успешные инновации от­крывают возможности неценовой конкуренции. Кроме того, дифференциация, базирующаяся на успешных инновациях, имеет дополнительные преимущества — конкурентам становится сложнее и дороже копировать товары лидера.

3.Повышение эффективности производства и сбыта за счет снижения се­бестоимости. Когда увеличение продаж не влечет за собой увеличение прибы­лей, альтернативой является увеличение маржинального дохода и повышение эффективности возврата инвестиций за счет снижения издержек производства. Пути достижения низких издержек в условиях стагнации рынка могут включать:

повышение эффективности производства путем его автоматизации и спе­циализации;

совершенствование технологий переработки отходов;

использование большого числа различных каналов сбыта для снижения из­держек реализации;

перемещение продаж с малообъемных, дорогих рынков сбыта на высоко-объемные и дешевые.

Перечисленные три стратегических момента не являются взаимоисклю­чающими. Попытки создания новой инновационной версии товара могут при­вести к формированию быстрорастущего сегмента рынка. Концентрация уси­лий на повышении эффективности производства может стимулировать появле­ние растущих сегментов с большой чувствительностью к ценам. Указанные направления не являются единственными. Творческий подход состоит в их пра­вильном применении в соответствии с возможностями предприятия и условия­ми конкурентной среды.