Конкурентные стратегии лидера и претендента на лидерство.
Практически каждая отрасль включает в себя мощные фирмы, стремящиеся резко улучшить свою конкурентную позицию. Попытка стать лидером по себестоимости для таких предприятий обычно возможна только в том случае, когда один из лидеров на рынке уже не применяет данную стратегию. В случаях, когда экономия на масштабе невелика, и контроль над большой долей рынка не дает ценовых преимуществ, практический выбор стратегии конкуренции для таких фирм сокращается до б методов, которые и должны стать предметом тщательного анализа.
1. Поиск незанятой ниши, — предприятие могло бы искать «своих» потребителей и культивировать для них особую политику, которую обходят стороной конкуренты. Принцип, лежащий в основе этого подхода — концентрация усилий на том, чем не интересуются лидеры отрасли. Поэтому результатом анализа должно быть определение грани рыночной ниши, которая имеет достаточный размер и возможности для получения прибыли, определенный потенциал роста, подходит предприятию по его возможностям и опыту и, в то же время, остается вне сферы интересов лидирующих компаний.
2. Приспособление к конкретной группе потребителей. В этом случае усилия нацеливаются только на поиск несколько тщательно отобранных сегментов рынка по схеме «товар-потребитель». В отличие от попыток бороться за все
группы потребителей с производством широкого ассортимента продукции, обращенного к разным нуждам и выполняющим различные функции, упор делается на тех областях рынка, где предприятие имеет или может развивать специальные виды деятельности, которые были бы высоко оценены потребителями. Результаты аналитических процедур во многом зависят от правильно выбранных подходов к сегментированию рынка (сегментирование по характеристикам товара, цене, скорости сбыта, географическим факторам, по типу предлагаемого сервиса и т.п.).
3. Создание лучшего товара. Необходимо найти такое сочетание стратегий
дифференциации и сегментирования, которое позволило бы создать товар высокого качества для конкретных групп покупателей. При этом усилия по анализу сбыта и маркетинга должны фокусироваться на потребителях, ценящих качество и внешний вид. Отличное мастерство, престижное качество, постоянные
усовершенствования и работа в тесном контакте с потребителями с целью создания «идеального» товара - все это должно подкреплять данный подход.
4. Следование за лидером. Поскольку фирма не претендует на переманивание покупателей у лидирующих предприятий и захват большей доли рынка, основное внимание в анализе уделяется использованию внутренних ресурсов и управленческого опыта с целью имитации действий лидеров, которая не вызывает агрессивной ответной реакции со стороны конкурентов.
5. Захват небольших фирм — агрессивная политика роста за счет своих
I мелких конкурентов — требует выявления путей прямого поглощения (приобретения) небольших фирм для организации производства с более конкурентоспособным масштабом или увеличения объема продаж за счет ослабления конкурентов. И тот и другой подход требует аккумуляции средств и подготовки специальных приемов противодействия ответной реакции конкурентов.
6. Создание отличительного имиджа направлено на развитие преимуществ
стратегии дифференциации продукции путем создания у потребителей хорошо
запоминающегося, привлекательного образа предприятия. Предметом анализа
должны стать возможности предприятия в области снижения цен за счет сокращения издержек, создания престижного качества в сочетании с невысокой ценой,
лучшего обслуживания, проектирования уникальных признаков товара, улучшения
работы каналов сбыта, лидерства в нововведениях или в необычной рекламе.
При проведении анализа необходимо учитывать, что в отраслях, ориентированных на массовое производство, предприятия с небольшой долей рынка должны преодолевать серьезные препятствия, связанные с меньшим эффектом экономии на масштабе в производстве и сбыте продукции, небольшими внутренними средствами, ограниченными возможностями сбыта по собственным каналам распределения и т.п. Но было бы ошибочным рассматривать небольшие фирмы как безусловно неспособные делать свой бизнес, конкурируя с более крупными предприятиями. Недостатки малого бизнеса могут быть преодолены и при этом эффективная конкурентная позиция может основываться на
конкуренции только на тщательно отобранных сегментах рынка, где исключается возможность атак со стороны доминирующих фирм, путем снижения цен и/или увеличения расходов на продвижение товара,
сосредоточении внутренних ресурсов на развитии отличительной компетентности в производстве новых товаров,
преимущественном применении специализации в противовес диверсификации (в случае, если диверсификация неизбежна, - необходимо занимать рынки, которые уже контролируются данной фирмой),
управлении бизнесом в инновационной манере, противоположной стратегиям роста, используемым на рынке.
Только тогда, когда большая доля регионального или федерального рынка является критической для получения прибылей, предприятия, контролирующие небольшую долю рынка, могут воспользоваться стратегией роста, распространяющейся одновременно на множество различных сегментов. Необходимо также добавить, что предприятие, относящееся к данной группе, может сделать свой главный сегмент рынка прибыльным, если оно осуществит неожиданный технический прорыв, или, если лидеры отрасли не в состоянии удерживать доминирующую позицию на рынке, либо предприятие имеет возможность постепенно занимать небольшие сегменты рынка лидера и строить свои прибыли на этой потребительской базе в течение длительного периода времени без претензий на быстрый и большой рост.