Роль выручка от реализации продукции в доходах предприятия

 

Процесс производства завершается доведением продукции к потребителю. Реализация продукции (Т - Д') - это конечная стадия кругооборота средства предприятия (Д - Т... В... Т' - Д'), которая является его важным показателем. Движение товаров и средств создает основу экономических отношений между производителями, поставщиками, посредниками и покупателями.

Для предприятия-производителя реализация продукции является свидетельством, что она по потребительским свойствам, качеством и ассортиментом отвечает потребностям покупателей и общественному спросу.

Таким образом, результат реализации продукции принимает денежную форму — форму выручки от реализации произведенных товаров, которая должна поступить на расчетный счет предприятия. Выручка за минусом налогов — это предпринимательский доход, и является источником возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости.

Стоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) может быть выражена через цену реализации. При этом реализацией называют и соответствующий бухгалтерский счет, а также определенный юридический параметр: реализация —процесс передачи прав собственности за проданную продукцию, товары услуги на возмездной или безвозмездной основе. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.

Выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию. По международным стандартам момент реализации считается “по отгрузке”.

Предприятия могут использовать один из двух методов учета выручки, а, соответственно, и ее планирования в зависимости от того, что считается моментом реализации продукции —поступление денег на расчетный счет (в кассу предприятия) за отгруженную покупателю продукцию или отгрузка продукции и предъявление расчетных документов покупателю.

В первом случае, если выручка планируется по поступлению денег на расчетный счет (в кассу предприятия), остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода включают в себя следующие элементы:

· готовая продукция на складе;

· товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;

· товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателем;

· товары на ответственном хранении у покупателей.

Денежные средства в рублях, полученные предприятием в результате обязательной продажи валютной выручки, зачисляются на его расчетный счет.

Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из выручки производятся отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции.

 

БИЛЕТ№14-2

 

Необходимость и предпосылки возникновение и применение денег

Деньги — экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения; деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимос­ти, средства обращения, платежа и накопления.

 

Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношении в обществе и способствуют дальнейшему их развитию. Под влиянием меняющихся условий развития экономических отношений изменяются и особенности функционирования денег.

 

К непосредственным предпосылкам появления денег относятся:

 

• переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;

 

• имущественное обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции.

 

В первоначальный период существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство, в котором производилась продукция, предназначенная для собственного потребления. Постепенно в интересах увеличения производства, а в определенной мере под влиянием природных условий (например, таких как условия для развития животноводства, земледелия, рыбной ловли и т. д.) происходила специализация людей на изготовлении определенных видов продукции. При этом возросшее количество продукции оказалось возможным использовать не только для удовлетворения потребностей производителя, но и для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Такова важнейшая предпосылка возникновения обмена продукции.

 

Переход к производству товаров и обмену товарами сопровождался прежде всего тем, что вместо изготовления продукции для удовлетворения собственных потребностей хозяйствующего субъекта развивалось производство продукции для обмена на другие товары или для реализации. Такой переход основывался на специализации производителей на изготовлении определенных видов продукции, что увеличивало ее производство на основе повышения производительности труда.

 

Имущественное обособление товаропроизводителей, являющихся собственниками производимых товаров, позволяло обменивать принадлежащие им товары на другие или реализовать, товары за деньги.

 

Непосредственный обмен товара на товар может быть лишь при наличии потребности продавца именно в том товаре, который предлагается к обмену другой стороной. Это предполагает также, что другие товаропроизводители располагают возможностью предъявить к обмену продукцию, нужную данному производителю, а соответственно данный производитель располагает продукцией, нужной другому товаропроизводителю.

 

Следовательно, обмен товарами может происходить при наличии нужных товаров у сторон, вступающих в обменную сделку. Однако это существенно ограничивает возможности обмена това­ров. К тому же при обмене должны учитываться интересы товаропроизводителей и соблюдаться требование эквивалентности стоимости обмениваемых товаров, что в свою очередь также огра­ничивает обмен, в том числе в связи с неделимостью обмениваемых товаров (например, крупного рогатого скота).

 

Соблюдение требований эквивалентности обмена предполагает измерение стоимости товаров, исходя из затрат труда на их изготовление.

 

Стремление к развитию обмена побуждало к увеличению производства товаров, выделению из многообразия обмениваемых товаров всеобщего эквивалента, используемого для измерения стоимости и при обмене товаров. Увеличение производства товаров усиливало стремление к развитию обмена и заинтересованность в выделении из многообразия обмениваемых товаров все­общего эквивалента, используемого при обмене товаров.

 

Развитие обмена, постепенное возрастание его интенсивности вызывало использование сначала отдельных видов товаров (скота, меха), а затем драгоценных металлов (главным образом золота) в качестве всеобщего эквивалента. Выделению золота как всеобщего эквивалента и, в конечном счете, в качестве денег способствовала его однородность, делимость и сохранность от порчи.

 

Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

 

Необходимость возникновения и применения денег подтверждается многочисленными безрезультатными попытками обойтись без них. Об этом свидетельствует банкротство осуществленной Р. Оуэном в 1832 г. попытки обмена товаров без денег, с помощью оценки товаров, исходя из затрат рабочего времени с применением “трудовых бон”. Неудачны были и попытки осуществления в России продуктообмена на базе натуральных коэффициентов, проводившегося в 1918 и 1921 гг.

 

Пример. В 1921 г. применялись следующие натуральные коэффициенты обмена:

 

1 аршин ситца==20 фунтам зерна;

 

1 пачка спичек=13,5 фунтам зерна;

 

1 пуд гвоздей=23 пудам 7 фунтам зерна. В связи с различиями отдельных видов зерна было установлено:

 

135 единиц овса, 100 весовых единиц =

 

пшеницы 200 весовых единиц кукурузы.

 

Возникновение денег и их применение сопровождалось немаловажными последствиями. Появление денег позволило преодолеть узкие рамки взаимного обмена отдельных производителей товарами и создать условия для возникновения рынка, в операциях которого могут участвовать многие владельцы разных товаров. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию специализации производства и повышению его эффективности.

 

Важное значение имело то, что благодаря применению денег появилась возможность разделить единовременный процесс взаимного обмена товарами (Т- Т) на два разновременно осуществляемых процесса: первый из которых состоит в продаже своего товара (Т— Д}; второй - в приобретении нужного товара в другое время и в другом месте (Д - Т).

 

При этом применение денег уже не сводится к участию в качестве посредника в процессах обмена товаров. Напротив, функционирование денег приобретает черты самостоятельного процесса: товаропроизводители могут хранить деньги, полученные от реализации своего товара, до момента приобретения нужного товара. Отсюда возникли денежные накопления, которые могли быть использованы как для приобретения товаров, так и для предоставления денег взаймы и погашения долгов.

 

В результате таких процессов движение денег приобрело самостоятельное значение, отделилось от движения товаров.

 

Еще большую самостоятельность функционирование денег получило в связи с замещением полноценных денег, обладающих собственной стоимостью, денежными знаками, а также при пос­ледующей отмене фиксированного золотого содержания денежной единицы. При этом в обороте стали функционировать деньги, не обладающие собственной стоимостью, что позволило эмитировать денежные знаки в соответствии с потребностью оборота, независимо от наличия золотого обеспечения.

 

Самостоятельность функционирования денег значительно расширилась при появлении безналичных расчетов, в том числе и расчетов на базе применения электронной техники.

 

БИЛЕТ№14-3

 

Анализ рентабельности отдельных видов продукции предприятия

 

 

БИЛЕТ№15-1

 

 

СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИД ПРИБЫЛИ

Прибыль предприятия является важней­шей экономической категорией и основной це­лью деятельности любой коммерческой орга­низации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере ма­териального производства.

Значение прибыли состоит в том, что при­быль является показателем, наиболее полно от­ражающим эффективность производства, объем и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет определенные функции:

1) отражает конечный финансовый резуль­тат, т.е. характеризует экономический эф­фект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предпри­ятии означает, что полученные доходы превы­шают все расходы, связанные с его деятель­ностью;

2) выполняет стимулирующую функцию, которая состоит в том, что прибыль одновре­менно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшей­ся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, дол­жна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия; 3) является одним из источников формирова­ния бюджетов разных уровней. Она по­ступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями исполь­зуется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством сво­их функций, государственных инвестицион­ных, производственных, научно-технических и социальных программ. Прибыль на предприятии представляет собой разницу между доходами и расходами органи­зации.

Суммарные доходы в зависимости от их ха­рактера, условия получения и направлений дея­тельности предприятия подразделяются на:

1) доходы от обычных видов деятельности;

2) операционные доходы;

3) внереализационные доходы;

4) чрезвычайные доходы.

Суммарные расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направле­ний деятельности предприятия делятся на: рас­ходы по обычным видам деятельности; опера­ционные расходы; внереализационные расходы; чрезвычайные расходы.

В хозяйственной практике выделяют следующие виды прибыли.

1. Валовая прибыль — это разница между выручкой от реализации и производственной себестоимостью.

2. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) — это финансовый результат, по­лученный от основной деятельности предприя­тия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запре­щенных законом.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ

В условиях рыночных отношений имеются три основных источника получения прибыли.

Первый источник образуется за счет моно­польного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продук­та. Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использова­ния зависит от знания конъюнктуры рынка и уме­ния адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Третий источник проистекает из инновационной дея­тельности предприятия.

На предприятиях прибыль формируется как сумма финансовых результатов по всем видам деятельности предприятия.

1. Финансовый результат основной (обыч­ной) деятельности отражает результат той основной деятельности, которая зафиксирова­на в уставе предприятия.

2. Финансовый результат операционной (финансовой) деятельности отражает ре­зультат финансовой деятельности и определя­ется как разность между операционными дохо­дами и операционными расходами.

3. Финансовый результат от внереали­зационных операций отражает результаты внереализационных операций и определяется как разность между внереализационными дохо­дами и внереализационными расходами.

4. Финансовый результат от действия чрезвычайных обстоятельств отражает результат чрезвычайных обстоятельств и опреде­ляется как разность между чрезвычайными по­ступлениями и чрезвычайными расходами.

Объектом распределения является ба­лансовая прибыль предприятия. Под ее распре­делением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на пред­приятии.

Принципы распределения прибыли:

1) прибыль, получаемая предприятием в ре­зультате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяет­ся между государством и предприятием;

2) прибыль для государства поступает в соот­ветствующие бюджеты в виде налогов и сбо­ров, ставки которых не могут быть произволь­но изменены;

3) величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйствен­ной и финансовой деятельности.

В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специаль­ного назначения — фонды накопления (фонд развития производства, фонд производствен­ного и научно-технического развития или фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из при­были, включает расходы, связанные с разви­тием производства, расходы на социальные нужды, расходы на материальное поощрение.

 

БИЛЕТ№15-2

 

инфляция

Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупа­тельной способности, вызванное повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг Она ведет к перераспределению на­ционального дохода между секторами экономики, коммерческими струк­турами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные расходы с доходами, огра­ничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики. Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и националь­ного дохода.

Глубинные причины инфляции находятся как сфере обращения, так и в сфере производства и часто обусловливаются экономическими и полити­ческими отношениями в стране. К факторам денежного обращения отно­сятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие де­фицита государственного бюджета; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства, направленные на поддержание курса национальной валюты и др. К неденежным факторам относятся: факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроиз­водстве, затратным механизмом хозяйствования, государственной эконо­мической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д.

В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический характер. Полностью ее искл. невозможно, речь может идти только об уп­равляемой инфляции.

По способам возникновения инфляция классифицируется на инфля­цию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса проявляется, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий увеличиваются быстрее, чем рост реального объема товаров и услуг. Ее вызывают три основных денежных фактора:

1. Дефицит госбюджета, фин. за счет эмиссии. Если дефицит госбюд­жета не покрывается напрямую путем эмиссии, он может фин. косвенно, с помощью увеличения гос.долга. Дефицит усугубляется непроизвод. рас­ходами гос-ва на милитаризацию эк-ки и поддержание деятельности roc- аппарата. Для пополнения госбюджета и выполнения соцобязательств осущ. размещение гос. займов на ден. рынке или получение ссуды в ЦБ. Это вызывает необеспеченную эмиссию денег сверх потребности товаро­оборота.

2. Избыточное кредитование, т.е. увеличение денег в обращении сверх потребностей эк-ки за счет кредитной экспансии банков.

3. Внешнеэкономический фактор. При покупке ЦБ ин. Валюты или воз­никновения крупного и устойчивого активного сальдо платежного баланса происходит приток в страну ин. валюты. Для регулирования курса нац. ва­люты и/или объема валютных резервов гос-во осущ. доп. эмиссию, превы­шающую потребности товарооборота страны.

Инфляция предложения означает рост цен, который был спровоциро­ван увеличением издержек производства в условиях, когда производст­венные ресурсы были недоиспользованы. Ее вызывают следующие факто­ры:

- сокращение производства и темпов роста производительности тру­да, вызываемое экономическим кризисом и ухудшением общих условий воспроизводства;

- удорожание сырья, полуфабрикатов и высокие косвенные налоги, включаемые в цену продукции;

- социальный фактор, когда цены изменяются под влиянием инфляци­онных ожиданий, активной деятельности по социальной защите населе­ния;

- монополистическое ценообразование;

- внешнеэкономический фактор - подорожание импортных товаров, в том числе мировых цен на сырье и энергоносители, и обесценивание на­циональной валюты.

Как правило, инфляции спроса и предложения в «чистом виде» не встречаются.

Инфляции в зависимости от темпов роста цен бывает:

- ползучей - среднегодовой прирост цен составляет 5-10%, признает­ся неизбежной для нормального развития рыночной экономики;

- галопирующей - в виде скачкообразного роста цен, когда среднего­довой темп прироста цен составляет от 10 до 50%;

- гиперинфляцией - высокие темпы роста цен (до 100% в год).

Два последних вида инфляции характерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы к рыночной. Рас­сматривается как негативные явления, приводящие к социально-экономи­ческой и политической напряженности в обществе.

 

 

особенности инфляции в России

 

Отказ от гос. ценового регулир. в январе 1992 г., как считали экономи­сты, был наиболее эфф-м ср-вом ликвидации «подавленной» инфляции. Также предполагалось проведение жесткой денежно-кредитной и бюджет­ной политики для достижения рыночного равновесия. В рез. полного «ос­вобождения» цен вместо рын. равновесия в стране начался глубокий эк. кризис, приведший к гиперинфляции. Это было связано с тем, что либера­лизация цен проходила в условиях крайне монополизир. структур, не под­дающихся быстрому превращению их в конкурентоспособных собственни­ков. Процессы демонополизации разгосударствления собственности еще не были до конца проработаны и начинались без создания надежной пра­вовой базы как для приватизации, так и для регулир. эк. и соц. процессов в стране. Дезинтеграция эк-ки стимулир. нарастание инфляции в резуль­тате резкого спада про-ва и введения нац. валют. Фин. проблемы возник­ли во всех секторах эк-ки. Стремительный инфляц. рост оптовых и розн. цен в отсутствии конкуренции и гос. регул, повышал затраты гос-ва на со­держание армии, науки, культуры, здравоохранения и образ. Они увелич. дефицит госбюджета, который фин-лся за счет центр-х кредитов Банка РФ, создавая в ден. обороте ничем не обеспеч. массу ден. средств.

Проблемой для эк-ки РФ при регулир. инфляц. процессов становятся внешние займы. Re решив ни одной эк-й, соц. и полит, проблемы, их актив­но исп. для покрытия бюджетного дефицита, который рос из года в год и требовал еще больших заимствований. Таким образом, спровоцированная «отпуском» цен инфляция издержек дополнялась инфляцией спроса. Осн. фактором нарастания инфляции в РФ в этот период явилась дальнейшая либерал, валютного зак-ва, внеш. торговли, устранение валютных огранич. по текущим операциям, введение внут. конвертир. рубля в условиях огром­ной внеш. задол-ти гос-ва.

Отказ от защитных торговых и валютных барьеров привел к потокам де­шевых имп.товаров, которые вытеснили с внут. рынка отеч. продукцию и способ, сокращению ее про-ва. Мощные спекуляции на валютном рынке вызвали быстрое падение курса рубля и удорожание всех импорт, товаров, что усилило внутр. инфляцию издержек за счет импортируемой инфляции. Особенностью росс, инфляции является то, что она сопровождалась при­вязкой рубля к доллару и наличием нереал, валютного курса, который ус­танавливался только по результатам торгов на Московской межбанк, ва­лютной бирже, в то время как 80 % продаж ин. валюты осущ. на межбанк, рынке. В условиях частичной конвертир. рубля, расширения прав исп. ва- люты пред-ями и населением увелич. спрос на ин. валюту для страхования инфляционного риска. Разрешение исп. на территории РФ в качестве пла­тежного и покупательного средства ин. валюту привело к долларизации эк-ки и доп. росту ден. массы в обращении в объеме обращающейся ин. ва­люты. Проблема обеспечения пром. пред-й платеж, ср-вами обострилась из-за кризиса сбыта, т.к. внут. рынок был утерян.

В 1993 г., используя монетарные антиинфляц. инструменты, прави­тельство стремится сокращать ден. массу и довело ее к концу года до 14 % (по сравнению с декабрем 1991 г.). Реакция на жесткую денежно-кредит­ную политику - новый виток нарастания взаимных неплатежей. Стремле­ние проводить жесткую ден.-кредит, политику, превратилось в один из фа­кторов стимулир. инфляц. рост цен, поскольку за опред. пределами сниже­ния ден. массы начинаются последствия, к-рые провоцируют нарастание инф-и.

С 1995 г. осн. моментом денежно-кредит. политики ЦБ РФ является требование жесткой централизации контроля за предложением денег эк-ке. Правительство отказалось от исп. кредитов Банка России для покрытия дефицита фед. бюджета как осн. фактора инфляции. Посредством ряда жестких администр. мер и, в частности, установлением валютного коридо­ра, а также массированных валютных интервенций Банк РФ стабилизир. ситуацию на валютном рынке, что имело определенный антиинфляц. эф­фект.

Обесцен. денег в РФ происходит не по причине излишка денег в обра­щении, а в рез. монопол. взвинчивания цен посредническими структура­ми. После либерализации цен не рост ден. массы вызвал инф-ю, а наобо­рот, ден. масса не успевала за растущим платежеспособ. спросом в ре­зультате роста цен. Неплатежи возмещали нехватку денег в платежном обороте и явл. оборотной стороной снижения инф-и. По сути это доп. эмиссия со стороны хоз-щих субъектов (в которую не вошли неплатежи гос-ва). Она - показатель «подавленной» инф-и, реальный уровень которой значительно выше того, что регистрируется офиц. статистикой. Сокраще­ние темпов инф-и происходит при одноврем. увел, неплатежей, спаде про-ва и остановке предприятий. Отказ гос-ва от регулир. эк. и соц. процессов привел к потере контроля за ценами и доходами, распред. и перераспред. матер, и фин. ресурсов. Ден. потоки «оторвались» от натурально-вещест­венных, разрушая воспроизвод. цикл.

 

ТЕОРИИ ИНФЛЯЦИИ

Термин "инфляция" буквально означает "вздутие". Финансирование государственных расходов при помощи бумажноденежной эмиссии с прекращением ранена банкнот приводило к "вздутию" денежного обращения

и обесценению бумажных денег

Инфляция - сложное явление, характерное для стран с рыночной экономикой. Тем не менее, это не новое явление.

Инфляция наблюдалась еще и в Древнем Риме и Древнем Китае. Введение неразменных на серебро "ассигнаций" Екатериной II, "континентальных денег" во время борьбы, английских колоний в Америке за независимость, гринбеков во время Гражданской войны в США, выпуск бумажных ассигнаций в период буржуазной революции во Франции вызывали вспышки инфляции.

Самые значительные удары по валютам нанесены двумя УЖв,Ьооо войнами и мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. Первая мировая война положила начало краху системы золотого стандарта. Вторая мировая война завершила перерождение банкноты в бумажные деньги а также создала инфляционный по своему существу механизм бумажноденежного обращения и кредита. Основные направления в теории ин-фляции

- кейнсианская теория;

- монетаристская количественная концепция-

- теория чрезвычайных издержек.

Кейнсианская теория инфляции, вызванной избыточным спросом, исходит из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и их влияния на увеличение спроса Увеличение спроса государства и предпринимателей приводит к росту производства и занятости; увеличение спроса населения ведет к инфляции. Поэтому следует стимулировать частные и государственные инвестиции, но ограничивать заработную плату трудящихся.

Виды инфляции:

- полуинфляция (ползучая), которая не столько приводит к росту цен, сколько способствует втягиванию безработных в процесс производства;

- подлинная инфляция (галопирующая) - когда рост денежной массы целиком проявляется в росте цен на товары.

Кеинс рекомендовал проводить осуществлять "гибкую инфляционную денежную политику", ведущую в конечном счете к снижению реальной заработной платы.

На основе кейнсианской теории инфляции возникла кривая А. Филлипса, отражавшая обратную зависимость в развитии цен и занятости в Великобритании. Там длительно удавалось преодолевать спад производства и увеличивать занятость.

Рекомендации по обузданию инфляции:

- довести безработицу до высокого уровня;

• профсоюзам вести более сдержанную политику в отношении повышении заработной платы.

Однако современные экономические кризисы выявили новый феномен - стагфляцию, который опровергает "кривую Филипса", так как в эти периоды темпы инфляции наоборот возрастали.

Монетаристская конвенция инфляции рассматривает инфляцию как денежный феномен, то есть результат избыточного количества денег в обращении.

Монетаристы выступают против неокейнсианских мер антициклического регулирования. Они считают, что поскольку инфляция вызывает подъем промышленного производства, ее следует поддерживать в умеренных размерах.

Теория инфляции, вызванной чрезмерными издержками производства тесно связана с концепцией Кейнса. По мнению представителей данной теории инфляцию вызывают лишь издержки, связанные с заработной платой, на чем основана теория инфляционной спирали "заработная плата - цены", которой придерживаются большинство западных экономистов.

Эта теория является основой антиинфляционных мер и политики ограничения доходов населения.

Увеличение заработной платы не должно превышать роста производительности труда, иначе произойдет раскручивание "инфляционной спирали".

Современная инфляция и особенности ее проявления в Российской Федерации

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей:

- всеохватывающая; -хроническая;

- находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.

 

 

СОВРЕМЕННАЯ ИНФЛЯЦИЯ ИСПЫТЫВАЕТ ВОЗДЕЙСТВИЕ МНОГИХ ФАКТОРОВ:

- факторы, вызывающие превышение денежного спроса над товарным предложением;

- факторы, которые ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров.

Обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.

Виды инфляции:

-спроса;

-издержек.

Инфляция спроса проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем происходит рост реального объема товаров и услуг. Как правило, инфляция спроса возникает в условиях полной занятости и полной загруженности мощностей, когда производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении необходимым увеличением объемов выпускаемой продукции и услуг. Возникающий избыток спроса, таким образом, приводит к завышению цен на производимую продукцию.

Факторы, вызывающие инфляцию спроса:

- милитаризация экономики, так как военная техника становится фактором, излишним для обращения в гражданских отраслях;

- дефицит государственного бюджета;

- кредитная экспансия банков;

- импортируемая инфляция (эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота);

- чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. Факторы, вызывающие инфляцию издержек:

- лидерство в ценах, когда крупные компании отраслей ориентировались на цены, установленные компаниями- лидерами;

- снижение роста производительности труда;

- возросшее значение сферы услуг, которая характеризуется медленным ростом производительности труда;

- ускорение прироста издержек и особенно заработной платы единицу продукции;

• энергетический кризис.

В международной практике принято деление инфляции на три вида:

- ползучая (прирост цен 5-10%);

- галопирующая (прирост цен составляет 10-50 %);

- гиперинфляция (рост цен превышает 100 % в год). Для промышленно развитых стран характерной является

ползучая инфляция. В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой преобладают галопирующая инфляция и гиперинфляция. Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика. Методы стабилизации денежного обращения:

- нуллификация (введение новой валюты);

- реставрация (восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы);

-девальвация (снижение официального валютного курса к доллару США);

-деноминация (метод "зачеркивания нулей").

Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией:

- дефляционная политика (методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы);

- политика доходов (предполагает контроль над ценами и заработной платой).

Применяются также меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие ее воздействие на цены и спираль "цены - заработная плата".

 

БИЛЕТ№15-3

 

АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА И

ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Внеоборотные активы (основной капитал) - вложения средств с долговременными целями. Средства могут вкладываться в:

- недвижимость;

- ценные бумаги;

- запасы полезных ископаемых;

- совместные предприятия.

Особое внимание уделяется изучению:

-состава;

-динамики;

- структуры основных средств.

Эти средства занимают значительный удельный вес в долгосрочных активах.

Изменение суммы по этой статье может произойти как за счет увеличения (уменьшения) количества машин, оборудования, зданий, так и за счет повышения их стоимости.

Изучают также технический уровень основных средств, их производительность, степень физического и морального износа. Для этого рассчитывают показатели:

- коэффициент обновления;

- срок обновления основных фондов;

- коэффициент прироста;

- коэффициент выбытия;

- коэффициент износа;

- средний возраст машин и оборудования.

В процессе анализа изучают также динамику, состав инвестиционного портфеля, его структуру и изменение за отчетный период; изучают также доходность инвестиционного портфеля.

Значительную долю в составе основного капитала могут занимать нематериальные активы:

- патенты; лицензии;

- торговые марки и товарные знаки;

- права на пользование ресурсами;

- программные продукты; -технические решения.

Инвестиции в нематериальные активы окупаются в течение определенного периода за счет:

-дополнительной прибыли, получаемой предприятием в результате их применения;

- за счет амортизационных отчислений. Целесообразно изучать состав нематериальных активов

по источникам их поступлений.

Особенно тщательно необходимо проанализировать изменения состава и динамики оборотных активов, от состояния которых в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия. При этом следует иметь в виду, что стабильная структура оборотного капитала свидетельствует об устойчивом, хорошо отлаженном процессе производства.

Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы предприятия, оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.

Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей.

Однако рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно. Необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Лишь наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы.

В процессе анализа нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекли сроки исковой давности.

Источники анализа дебиторской задолженности:

-данные первичного бухгалтерского учета;

-данные аналитического бухгалтерского учета;

- «Приложение к балансу».

 

БИЛЕТ№16-1 (17 посм)

Структура оборотных активов организации и источники финансирования оборотных активов

060ротllые средства (текущие актlЮЫ) ­ зто средства, инвестируемые орrаниза-

цией в текущие операции в течение каждоrо цикла. Оборотные средства характери-

зуют следующие признаки:

1) полное потребление в тече!iИе одноrо производственноrо цикла И полныЙ пе-

ренос стоимости на вновь СОЗДЗlfную продукцию (для материальных оборотных

средств);

2) нахождение в постоянном обороте;

3) изменение формы в течение OJIHOro оборота с денежной на товарную и с то-

варной на денежную. Проходят три стадии: закупку, потребление, реализацию.

В наЧ:ЭJIе любой предпринимательской деятельности требуется определенная

сумма наличных денежных средств, которые затем превращаются в определенное

колнчество производственных ресурсов (или товаров для продажи). Данные ресурсы

перерабатываются в процессе производства с последующей реализацией как rотовая

продукция. В результате чеrо у предприятия возникает дебиторская задолженность

и денежные средства.

­Основной целью деятельностн предприятия является достижение следующеrо

условия: .Деньrи (2) > Деньrи (1 )­. Разница может быть как положительная, так и

отрицательная, между этими двумя показателями в даль­ейшем выIвляется- финаН­

совый результат орrа!Шзации. Соотношение между отдельными элементами оборот-

ных средств определяет их структуру (табл. 8.1):

­Таблица 8.1

­t

­Струхтура оборombIX средств

­060nOТHbre сnеДСТ8а

ОБОDOт«ые Фонды ФОНДЫ оБDащення

1. Производственные запаСЬr 1. rоrовая ПРОДУКЦИЯ

2. НезавеРШfНКое Пpt)НЗВОДСТВО 2. Дебиторская задолженность

З. Расходь[ будущих периодов З. Деньп-I в кассе и на расчетном счете

­I

­Следовательно, оборотный капитал предприятия представляет собой средства,

вложениые В оборотные производствеииые фонды и фонды обращения, которые со-

вершают иепрерывный круroоборот в процессе хозяйственной деятельности пред-

приятня.

Особенность оборотных средств заключ:ается в том, что в условиях нормальной

хозяйственной деятельности оборотные средства не расходуются, а авансируются в

различные внды текущих затрат предприятия, возвращаясь после завершения каж-

ДОro оборота к своей исходной велич:ине.

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ opr АНИЗАЦИИ

­0253

­Период времени, в течеНие которото совершается оборот денежных cpeJIcTI­:

представляет собой длительность производственно­коммерческоro цикла, КQТОРЫИ

состоит из периода времени между уплатой денеr за сырье и материалы и поступ-

лением денеr от продажи roтовой продукции. На продолжительиость ЦИlUlа влияют:

. специфика орrанизщии;

период кредитования предприятия поставщиками;

. период кредитования орrанизаuией покуп.ателеЙ;

, период нахождения сырья и материалов в запасах;

. период производства и хранения rотовой продукции на складе.

Структура оборотных средств определяется соотношением отдельных элеh.ентов

оборотных средств и выраЖ<\ет специфику операционноrо цикла и то, какая ЧастЬ

оборотных активов финансируется за счет собственных средств и долrосрочных кре-

ДИТОВ, а какая ­ за счет краТКQсрочНDrо Кредитования.

Элементы оборотных средств (оборотноrо капитала) непрерывно переходят из

сферы производства в сферу обращения и иаоборот. Часть оборотноro капитала по-

стоянно находшся в сфере производства (в виде запасов сырья, материалов, Неза-

вершенноrо пРОИЗБQдетва, rОТD80й продукции на складе и т. п.), друrая qас'rь ­ в

сфере обращения (отrpуженная продукция, дебиторская задолженность, денежные

средства, ценные бумar-и и т. д.). Очевидно, что величина И структура оборотных

средств обусловлена не только потребностями производства, но и потребностями

обращения.

Помимо деления оборотных средств по функциональной роли в процессе произ-

нодствз, выделяют rруппы в зависимости от:

. практики контроля, планирования и управленйя ­ нормируемые оборотные сред-

ства и неНОРМIIруемые оборотные средства. Орrаниззция разрабатывает нормы На

производственные запасы, полуфабрикаты собственноrо производства, rотовую

продукцню;

. источников образования оборотноro капитала ­ собственныЙ и заемный оборот­

ный капитал. Величина собственноrо оборотноrо капитала опредеJIЯется как раз­

ность между итоroм разделов баланса . КапитЭJI и резервы» и .Впеоборотные акти-

вы»;

. ликвидности (скорости превращения в денежные средства):

­ абсолютно ликвидные средства ­ денежные средства, ликвидные краткосроч­

иые вложения в ценные бумаrи;

­ быстро реализуемые оборотные средства ­ это дебиторская задолженность

сроком до 1 rода; roтовая продукция на clUlaдe (за исключением брака);

­ медленно реЭJIизуе,.ые средства ­ дебиторская задолженность сроком более

roда, товароматериальные запасы;

. степени риска вложения оборотноrо капитала:

­ оборОтные фондыI с МИ1iИМальным риском вложений: денеЖ1iые средства,

краткосрочные финансовые вложенЮI;

­ оборотные средства с малым риском вложений: дебиторская задолженность

(за вычетом сомнительной), производствениые запасы (за вычетом залежалых), ос-

татки roтовой продукции И товаров (за вычетом не пользующихся спросом);

­ со средннм риском вложений: малоцениые и быстранзнашнвающиеся предме-

ТЫ, незавершенное производство, расходы будущих периодов;

­ с высоким риском вложений: сомнительная дебиторская задолженность, зале-

жалые производственные запасы, rотовая продукция и товары, не пользующиеся

спросом;

, матеРИЭJIьно-вещественные элементы ­ предметы труда (сырье, материалы, топли-

во идр.), тотовая продукция И товары, денежные средства и средства в расчетах,

Финансовое положение предприятия находится в зависимости от Toro, сколь

скоро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные дены'и. Рост неПJ(а-

тежеЙ затрудняет ритмичиую деятельность предприятия (закупку сырья, оплату

­r пава 8

­труда и друrие расходы, npоизводимые из выручки) и ведет к увеличению дебитор-

ской задолженности. В то же время излишнее отвлечение средств в производствен-

ные запасы, незавершенное производство, rотовую продукцию и т. д. приводит к

омертвлению ресурсов и неэффективному использованию оборотных средств.

Анализ эффективности оборотных средств предприятия традиционно начинают с

анализа динамики их структуры (процентноrо соотношения), который проволят H­

основе данных 11 раздела баланса ­Оборотные активы>, в котором сrpуппированы

основные фУ!ll<цнональные формы 060рОТНЫХ средств. В процессе анализа про водят

сравнительную оценку отдельных структурных элементов 060рОllfЫХ средств (запа-

сов сырья. rотовой продукцин) с показателями реЭJIизаЦИlI, рассчитывают ряд ана-

литических показателей, характеризующих эффективиость их использования, аиали-

эируЮт влияние факторов, ВЛИЯЮЩИХ На ДЛJПельность оборота.

­8.2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

ПРЕДПРИЯТИЯ

­Источииками формирования оборотных средств являются с06ственные, заемные

и дополнительно прнвлеченные средства. Информация о размерах собствениых ис-

точНИКОВ средств представлена в основном в разделе балаt1са . Капитал и резервы>

и приложеиии к rOJIoBoMY балаису. Информация о заемных и привлеченных источ-

никах средств представлена в разделе V пассива БЭJIанса, а также в приложении к

roДовому балансу.

За счет с06ственных источников формируется минимальная стабильная часть

оборотных средств. НЭJIичие собственных оборотных средств позволяет предпри-

ятию св060ДНО маневрировать, повышать результатнвность и устойчивость своей

деятельности.

Формирование оБОрОllfЫХ средств происходит в Момент орrанизации предпри-

ятия, при создании ero YCTaBHorO капитала. Источником образования в этом случае

служат инвестируемые средства У'fредителей предприятия. В ДЭJIьнейшем минималь-

ная потребность предприятия в оооротных средствах nокрывается из со6ствениых

ИСТОчНИКОв: прибыли, YCTaSHoro капитала, OCHOBHOro капитала, фонда накопления и

целевоrо финансирования. Однако в силу целоro ряда объективных причин (ИНфЛЯ-

ЦЮI, роста объемов производства, задержек В оплате счетов клиентов и др.) у пред-

приятия Возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах,

покрыть которые за счет собственных источников невозможно.

В зтнх случаях финансовое обеспечение хозяйственной деятельности идет за

счеТ "ривлечения заемных lfСТОЧЮIКQВ; банковских и коммерческих кредитов, зай­

мов, инвестициониоrо налОrовоrо кредита, инвестиционноrO вклада работииков

предприятия, облиrациоиных займов и друrих источников, приравненных к собст-

венным средетвам, так называемых устойчивыХ пассивов. Средства, которые Не при-

надлежат преДПРllЯТИЮ, но ПОСТОЯннО находятся в ero обороте, служат источником

формирования оборотных средств в объеме их минимальноro остатка. К ним отно-

сятся: минимальная переходящая из месяца в месяц задолженность по оплате труда

работникам предприятия, резервы иа покрытие предстоящих расходов, минимальная

переходящая задолженность перед бюджетом и внебюджетными фонлами, средства

кредиторов, полученные в качестве предоплатЫ за продукцию (работ, услуr), средст-

ва покупателей по залоrам за возвратную тару, перехолящие остатки фоида потреб-

ления и др.

Заемиые оборотные средства, с помощью которых удовлетворяются дополни-

тельные потребности в оборотных средствах, предоставляются предприятию в виде

краткосрочных банковских кредитов либо кредиторской задолженности.

Кредиты под оооротные средства используются на пополнение запасов сырья,

материалов и затрат, связанных с сезонным процессом ПРОИЗВОДСТВ3j временное вое-

АНДn­З ИСПОЛЬЗО6АНИR ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ opr АНИЗАЦ­И

­.255

­полнение недостатка собственных оборотных средств; осуществление расчетов и

опосредование платежноro оборота.

Банковские средства носят характер инвесЩЦlюнных (долrосрочных) кредитов

или краткосрочных ссуд, Они предназначены для финансирования расходов, связан-

ных с приобретением основных и текущих активов, роста товарно. материальных за-

gaCOB, роста деб,rrорскоii задолженности, иалоrовых платежей и друrих экстраорди-

нарных расходов.

Наряду с банковскими кредитами источниками финансирования MOryт высту-

пать коммерческие кредиты друrих предприятий 11 орrанизаций, оформленные как

займы, векселя, товарный кредит и авансовый платеж. Краткосрочные ссуды MOryT

предоставляться: правительственными учреждеИIf>IМИ, фииансовыми компаниями,

коммерческими банками, факторинroвыми компаниями.

Инвестиционный НЭJlоrовыlr кредит представляет собой временную отсрс>чку на-

лоroвых платежей предприятия. Для получеиия иивестициоииоrо НЭJIоroвоrо креди-

та предприятие заключает кредитное сОrлашение с HaJlorOBblM OpraHQM ПО месту ре-

rnстрацин предприятия.

Инвестициониый взнос работников ­ это денежный вклад работника в развитие

экономичесКОrО субъекта под определенНЫlr про цент. Интересы стОрС>Н оформляются

соrлашеНием СТОрОН.

Потребности предприятия в обс>ротных средствах MoryT покрываться за счет вы-

пуска в обращение долrовых цеиных бумаr (облиrаций). ОБJlиrация удостоверяет

факт займа между держателем облиrации и лицом, эмитировавшим документ,

Облиrации свойственна СРОЧНОСТЬ, возвратность и платность с фиксированной,

плавающей или равномерно возрастающей купонноlr ставкой, а также с нулевым

1-1 КУПОНО­I (беспроцентныe облиraции). Выплата дохода по беспроцентным облнrаци-

ЯМ прс>изводится однажды при поrашении ценной бумаrn по цене выкупа.

ПО срокам займа облиrации MOryT быть краткосрочные (1­3 roда), среднесроч-

ные (3­7 лет), долrосрочиые (7­30 лет). Корпоративиые облиrации представляlOТ

собой Bыокодоходныыe ценные бумаrи, хотя и с низкой надежностью.

Оптимальное СООтношение собственных, заемных и привлеченных ИСТQЧJ{ИКОВ

оборотных средств способствует укреплению финансовоro состояния предприятия.

При анализе оценивается потребность предприятия в оборотных средствах и

сравнивается с величиной имеющихся финаисовыx источПиКов. Причем анализ обо-

ротных средств отслеживает не только динамику, но и структуры в целом по видам

источников, детал изациlO внутренней структуры отдельных элемеJffОВ"

Целесообразность привлечения коикрешоro Фllнаисовоro источника проводится

на основе сопоставпения показателей рентабельности вложений данноrо вида И

стонмости (цены) источНИКа. Особенно актуЭJIЬНО эт(} для заемных средств.

В процессе круrооборота крайне важиы факторы, влияющие на скорость и эф­

фективность использования оборотных средств. Избыток их будет означать, что

чаt:rь капитала бездействует, не принося дохода. Однако и недостаток иеrэти впо от-

ражается на ходе производственноrо процесса, замедляя ход хозяйствеиноro оборота

средств предприятия,

Сменяемость приоритетов н конъюнктуре рынка влечет за собой смену потреб-

ностей предприятия в оборотных средствах, делая ,lX нестабильными. В свяэи с чем

поl<рьrrь ЭТИ потребности нсключителыю 33 счет собственных источников nрактиче­

СКII невозможно. Опьrr показывает, что зачастую эффективность ИСПOJ/ьзования за-

eМ1lЫx средств более оправданна, чем собственных.

 

БИЛЕТ№16-2

Возникновение и сущность банков, их функции, формы и роль в развитии экономики

 

БИЛЕТ№16-3

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Рентабельность — один из основных качест­венных показателей эффективности производ­ства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.

Существуют следующие особенности рен­табельности:

1) рентабельность продукции можно рас­считать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам на ее про­изводство и реализацию. Показатели рента­бельности продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции;

2) рентабельность продаж (реализации) — это отношение прибыли от реализации продук­ции к выручке;

3) рентабельность производства (произ­водственных фондов) показывает, насколь­ко результативно используется имущество предприятия; определяется как процентное от­ношение годовой прибыли (балансовой) к сред­негодовой стоимости основных фондов и сум­ме оборотных средств. Рассчитывается как отношение прибыли к сумме основных произ­водственных и оборотных производственных фондов;

4) рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли предприятия к его собствен­ным средствам, определяемым по балансу;

5) рентабельность долгосрочных финансо­вых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долево­го участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фон­дов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов;

6) рентабельность инвестиций находится отношением прибыли отчетного года к сумме собственного капитала и долгосрочных обя­зательств;

7) рентабельность активов характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вло­женного в имущество, и рассчитывается как отношение прибыли к сумме активов. Основные пути повышения рентабель­ности:

1) рост объемов производства и реализации продукции;

2) снижение себестоимости продукции;

3) внедрение научно-технических разработок;

4) улучшение качества продукции;

5) совершенствование ценообразования;

6) совершенствование системы управления производством в условиях рыночной эконо­мики на основе преодоления кризиса в фи­нансово-кредитной и денежной системах;

7) повышение эффективности использования ресурсов предприятия на основе стабилиза­ции взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

8) индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования; снижение трудовых затрат, т.е. повышение производительности труда.

 

АНАЛИЗПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Анализ рентабельности проводят по следующим направлениям.

1. Рентабельность отдельного изделия учитывает­ся при определении цены на него. Минимальной считает­ся рентабельность 1—5 %, максимальной — 80—100 % и выше. Рентабельность определенного изделия опреде­ляют соотношением прибыли к себестоимости, умножен­ным на 100 %. На изменение рентабельности могут влиять два фактора:

• изменение цены на изделие, которое учитывает его качества, предложение и спрос на рынке;

■ изменение себестоимости изделия.

2. Рентабельность всей продукции. Расчет рента­бельности реализации учитывает разные показатели при­были. При расчете рентабельности реализации каждый вид прибыли может быть отнесен к выручке от реализа­ции.

Рентабельность реализации (РР) равна отношению валовой прибыли (ВП) к чистой выручке от реализации

1 (ЧВР).

РР = ВП/ЧВР.

Этот показатель называют валовой прибыльностью. Он отражает способность предприятия покрыть управленческие и коммерческие расходы, отрицательный I результат прочей и внереализационной деятельности и уплатить налог на прибыль. Только при такой способности образуется чистая прибыль.

Изменение рентабельности реализации вызывает следующие факторы: • изменение себестоимости в части переменныхзат-

рат;

■ изменение структуры этих затрат;

• применение разных методов учета материально-производственных затрат по фактической себестоимости пок; по себестоимости последних во времени закупок;

- изменение структуры реализации;

■ изменение в ценах реализации.

В процессе дальнейшего анализа определяется при­быльность реализации как отношение прибыли от реа­лизации к чистой выручке от реализации, умноженное на 100 %. Этот показатель называют рентабельностью основной деятельности. Сравнение первого и второго по­казателей говорит, какая доля валовой прибыли погло­щается управленческими и коммерческими расходами.

3. Анализ рентабельности имущества (активов). Рентабельность активов характеризует прибыль, полу­ченную с каждого рубля, вложенного в имущество, и опре­деляется по формуле:

РА=ЧП/АЧ 100%.

Активы включают в себя внеоборотные активы и обо­ротные активы, их сумма рассчитывается как средне­арифметическое и среднехронологическое.

Показатели рентабельности.

1. Валовая прибыль / активы Ч 100 %;

2. Прибыль от реализации / активы Ч 100 %;

3. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельнос­ти/активы Ч 100%;

4. Прибыль отчетного года / активы Ч 100 %;

5. Чистая прибыль/активы Ч 100 %.

Сопоставление показателей рентабельности, рассчи­танных через валовую прибыль и прибыль от реализации позволяет оценить влияние коммерческих и управленчес­ких расходов. Сопоставление показателей рентабельно­сти, рассчитанных через прибыль от финансово-хозяй­ственной деятельности и прибыль от реализации, позво­ляет оценить влияние на рентабельность результатов от. прочей деятельности. Сопоставление показателей рен­табельности от финансово-хозяйственной деятельности и прибыли отчетного года позволяет оценить влияние на рентабельность внереализационных результатов. Сопо­ставление показателей рентабельности, рассчитанных через чистую прибыль и прибыль отчетного года, позво­ляет оценить влияние налоговых платежей.

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

ПРОИЗВОДСТВА

Рентабельность работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли.

Существуют две группы коэффициентов рентабельности: рентабельность капитала и рентабельность продаж.

Коэффициенты рентабельности капитала.

При расчете коэффициентов используется

балансовая прибыль и чистая прибыль (за минусом платежей в бюджет). Рентабельность всех активов по балансовой прибыли показывает, сколько денежных единиц прибыли (коп.) получено предприятием с единицы стоимости активов (1руб.) независимо от источников привлечения средств:

Рентабельность активов по балансовой прибыли = балансовая прибыль / среднегодовая стоимость активов х 100.

Аналогично рассчитывается рентабельность активов по чистой прибыли. Для предприятий, работающих на правах акционерных компаний, основным показателем оценки степени доходности , вложенных капиталов принято считать процентное отношение чистой прибыли предприятия к его собственному капиталу. Именно этот показатель, получивший название коэффициент рентабельности собственного капитала, играет ' важную роль при оценке уровня котировки акций акционерных компаний на бирже:

Рентабельность собственного капитала = балансовая (или чистая) прибыль / среднегодовая стоимость собственного капитала.

Разница между показателями рентабельности всех активов и собственного напитала обусловлена привлечением предприятием внешних источников финансирования. Если заемные средства приносят больше прибыли, чем уплата процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемные средства, влияние привлеченных средств на деятельность предприятия должно быть оценено отрицательно.

И наконец, может быть рассчитана рентабельность инвестиций:

Рентабельность инвестиций = (доходы по ценным бумагам + доход от долевого участия в СП) / среднегодовая величина долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Этот показатель показывает, насколько эффективно предприятие ведет инвестиционную деятельность.

Коэффициенты рентабельности продаж.

Наиболее распространенным является показатель общей рентабельности или коэффициент рентабельности всех видов деятельности по балансовой прибыли:

«рентабельности по балансовой прибыли = балансовая прибыль / (чистая выручка от реализации продукции + доходы от прочей реализации и внереализационных операций) х 100.

Этот показатель показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет свою деятельность.

Аналогично рассчитывается коэффициент рентабельности по чистой прибыли. Его значение ниже предыдущего показателя, поскольку отражается «давление налогового пресса» на доходы предприятия.

Разница между ними называется коэффициентом налогообложения прибыли.

Кроме того, рассчитывается коэффициент рентабельности основной деятельности (норма прибыли).

«рентабельности основной цельности = балансовая (чистая) прибыль / чистый объем продаж.

 

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рентабельность — это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Группы показателей рентабельности:

- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;

- показатели, характеризующие окупаемость инвестиционных проектов;

- показатели рентабельности продаж;

- показатели, определяющие доходность капитала. Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным сегментам и видам продукции. Рассчитывается как отношение прибыли к сумме затрат по произведенной продукции. Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов.

Рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и по отдельным видам продукции делением прибыли от реализации продукции или чистой прибыли на сумму полученной выручки.

Инвестированный капитал состоит из:

-собственного капитала;

-заемного капитала;

-перманентного капитала;

-основного капитала;

-оборотного капитала;

-операционного капитала.

Рентабельность капитала рассчитывается отношением прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или его составляющих.

В процессе анализа следует изучить динамику показателе рентабельности и выполнение плана по их уровню.

Уровень рентабельности производственной деятельности зависит от следующих факторов:

- изменение структуры реализованной продукции;

- себестоимость продукции;

- средние цены реализации.

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение рентабельности можно выполнить способом цепной

подстановки.

После этого выполняют факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Его уровень зависит от изменения среднереализационных цен и

себестоимости.

Необходимо также детально изучить причины изменения среднего уровня цен и рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Подобный расчет производится известным способом пропорционального деления.

Нужно также установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и также определить их влияние на рентабельность. Это позволяет точнее оценить работу предприятия и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности.

Так же производится факторный анализ рентабельности

оборота. Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль от реализации, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства.

При углубленном анализе необходимо изучать влияние факторов второго уровня.

 

БИЛЕТ№17-1

Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе