Глава XVI. Воинские преступления

Статья 366. Понятие воинского преступления

Воинскими преступлениями признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка несения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими сборов.

Глава 16 УК РК — единственная глава Особенной части, которая включает совместно с конкретными составами воинских преступлений понятие воинского преступления.
Понятие воинского преступления основано на общем определении преступления, сформулированного в ст. 9 УК РК, и обладает всеми его признаками как общественная опасность, уголовная противоправность, виновность и наказуемость.
Общественная опасность воинских преступлений определяется тем, что они посягают на общественные отношения, интересы и блага, существующие в Вооруженных Силах РК, регулируемые военным законодательством, наносят ущерб этим отношениям, ослабляют воинскую дисциплину и боевую готовность войск.
Уголовная противоправность воинских преступлений заключается в противоречии общественно опасного деяния положениям и требованиям военно-уголовного закона.
В соответствии со ст. 19 УК РК необходимым признаком любого преступления, а значит и воинского преступления, является виновность, т. е. совершение деяния умышленно или по неосторожности. Это значит, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (действия или бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Часть 2 ст. 19 УК РК предусматривает, что «объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается».
Наказуемость— это признак преступления, который характеризует не сущность, а указывает на его неизбежное юридическое последствие, суть которого заключается в том, что за совершенные виновно общественно опасные деяния может быть назначено уголовное наказание.
Статья 366 УК РК указывает на следующие особенности (специальные признаки) воинского преступления:
1) направленность деяния против установленного порядка несения воинской службы (специальный объект);
2) совершение деяния военнослужащими либо военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов (специальный субъект);
3) наказуемость деяния по уголовному законодательству, предусматривающему ответственность за воинские преступления (военно-уголовная противоправность).
Любое воинское преступление характеризуется совокупностью этих трех специальных признаков. При отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть квалифицировано как воинское преступление.
Не образуют воинского преступления общественно опасные деяния военнослужащих, не посягающие на установленный порядок несения воинской службы (например, кража имущества граждан, посягательства на жизнь и здоровье гражданских лиц). Они как общеуголовные преступления подлежат квалификации по соответствующим статьям УК РК.
Не являются воинскими преступлениями деяния по службе рабочих и служащих ВС РК, которые хотя и могут причинить ущерб интересам воинских частей и учреждений, но совершены лицами, не состоящими на воинской службе. Кроме того, имеются преступления, которые нарушают порядок несения воинской службы и совершаются военнослужащими, но не предусмотрены военно-уголовным законом в качестве воинских преступлений (например, хищение военнослужащим выданного ему для служебного пользования оружия). Ответственность за подобные преступления наступает по статьям УК, предусматривающим соответствующие общеуголовные преступления (ст. 255 УК — хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), т.е. за преступления против общественной безопасности.
Нормативное постановление Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» от 28 октября 2005 г. дает разъяснение, что объектом воинских преступленийпризнается установленный порядок прохождения воинской службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, в других войсках и воинских формированиях.
Порядок несения воинской службы представляет собой совокупность общественных отношений, интересов и благ, возникающих в процессе жизни и боевой деятельности войск, закрепленных в законах РК, военной присяге, воинских уставах, положениях о прохождении службы различными категориями военнослужащих и других актах военного законодательства. Этот порядок обязателен для исполнения всеми военнослужащими, строгое и точное его соблюдение составляет воинскую дисциплину и является необходимым условием обеспечения постоянной боевой готовности Вооруженных Сил РК.
Каждое воинское преступление непосредственно посягает на конкретные отношения, интерес и благо, которые составляют часть (сторону) порядка несения воинской службы. Это взаимоотношения по службе начальников и подчиненных, старших и младших по воинскому званию, военнослужащих, не состоящих в отношениях подчиненности; порядок прохождения воинской службы; порядок пользования военным имуществом и эксплуатации военной техники; порядок хранения военной тайны, государственных секретов; порядок несения боевого дежурства, караульной и других специальных служб и т.д.
Непосредственным объектомвоинских преступлений выступают те общественные отношения, интересы и благо, против которых направлено данное конкретное посягательство.
С объективной сторонывоинские преступления совершаются путем действия и бездействия.
Действие выступает как активная форма поведения лица, например, деяния, предусмотренные ст.ст. 370 и 373 УК РК, а бездействие — как пассивная форма поведения лица, например, преступление, предусмотренное ст. 367 УК РК или ст. 381 УК РК.
Принципиальное требование уголовного права заключается в том, что ответственность за общественно опасные последствия наступает лишь тогда, когда они связаны с деянием лица.
В зависимости от факта наступления общественно опасных последствий определяется уголовная ответственность. Поэтому причинная связь между деянием и последствиями выступает в качестве признака объективной стороны состава преступления. При отсутствии причинной связи между действиями подсудимого и наступившими последствиями, они не могут быть вменены в вину подсудимому.
Для признания деяния причиной наступившего последствия необходимо, чтобы оно не только предшествовало по времени последствию, но и последствие было результатом именно этого, а не другого действия или бездействия.
Объективная сторона воинских преступлений часто включает в себя признаки, характеризующие время и место совершения преступления. Совершение преступления в военное время, в боевой обстановке, на поле сражения свидетельствует о повышенной опасности воинского преступления.
Факультативные признаки объективной стороны преступления имеют определенное значение, даже если они не указаны в диспозиции уголовно-правовой нормы: они могут либо повышать, либо уменьшать уголовную ответственность.
Обязательным условием уголовной ответственности за воинские преступления является установление факта — находились ли военнослужащие в момент совершение преступления при исполнении обязанностей или нет.
Устав внутренней службы ВС РК определяет, что в соответствии с законодательством РК содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет.
Для правильной квалификации составов воинских преступлений существенное значение имеет вопрос установления понятия и признаков исполнения обязанностей воинской службы.
Согласно Закону РК «О воинской обязанности и воинской службе» от 8 июля 2005 г. военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе, во время прохождения воинских сборов, считаются исполняющими обязанности воинской службы в случаях: исполнения должностных обязанностей; нахождения в отпуске, следования к месту проведения отпуска и обратно; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Мотив и цель являются формальным признаком воинских преступлений, но в некоторых они выступают обязательным элементом преступления.
Так, необходимым признаком состава преступления, предусмотренного ст. 374 УК РК, является специальная цель: уклониться от несения всех или некоторых видов обязанностей воинской службы, например, уклониться от заступления в наряд, караул и т. д. В данном случае мотивы в отличие от цели на квалификацию преступления не влияют, но могут учитываться при назначении наказания.
Цель самовольного оставления части или места службы (ст. 372 УК РК) является обязательным признаком, которая выражается в намерении уклонения от прохождения воинской службы. Вместе с тем, данное преступление исключает цель вовсе уклониться от прохождения воинской службы, чем отличается от дезертирства, предусмотренного ст. 373 УК РК, целью которого является уклонение от воинской службы вовсе.
Мотивы при этом могут быть самые разные: нежелание переносить тяготы и лишения воинской службы, боязнь ответственности за совершенный проступок или преступление и т.д. Мотивы дезертирства имеют важное значение для определения степени общественной опасности деяния и личности преступника, а также для правильного назначения наказания.
Субъектами воинских преступленийявляются только военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими воинских сборов.
Лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за воинские преступления и после окончания службы, если эти деяния совершены им в период прохождения воинской службы и не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Определяющим признаком субъекта воинского преступления является принадлежность виновных к воинской службе, а также такие с юридической точки зрения важные обстоятельства, как возраст, состояние здоровья виновного, законность нахождения виновного на воинской службе, начало и окончание прохождения воинской службы.
В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона РК «О воинской обязанности и воинской службе» гражданин считается призванным на воинскую службу с момента издания приказа начальника местного органа военного управления области (города республиканского значения и столицы) о его призыве на воинскую службу. Глава 5 указанного Закона, которая регулирует воинскую службу по контракту, определяет, что для военнослужащих этой категории воинская служба начинается со дня заключения контракта с уполномоченным должностным лицом ВС РК. Согласно п. 2 ст. 31 названного Закона началом исполнения служебных обязанностей курсанта (слушателя) считается дата зачисления его в военное учебное заведение.
Согласно Закону РК «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» от 20 января 1993 г. (с послед. изм. и доп.) статусом военнослужащих обладают лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, и военнообязанные, находящиеся на сборах. В данном Законе указывается, что «статус военнослужащего гражданин приобретает со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивает его со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы.
За военнослужащими, захваченными в плен, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих, военное командование и другие уполномоченные на то государственные органы обязаны принять меры по защите прав, указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права. При осуждении военнослужащих к лишению свободы реализация их прав, предусмотренных статусом военнослужащих, а также прав членов их семей, приостанавливается (прекращается) или ограничивается в порядке, предусмотренном законодательством».
Для признания лица субъектом воинского преступления не имеет значения факт принятия им военной присяги. Непринятие на момент совершения воинского преступления присяги может рассматриваться в качестве смягчающего уголовную ответственность обстоятельства. Военнослужащий будет считаться субъектом воинского преступления независимо от момента принятия военной присяги.
В Законе РК «О воинской обязанности и воинской службе» определено: «срочная воинская служба по призыву начинается не ранее достижения лицом 18-летнего возраста, при этом предельный возраст для этого призыва ограничивается достижением 27 лет. Для лиц, поступающих на воинскую службу по контракту, служба начинается с 19 лет, за исключением курсантов, и не старше предельного возраста состояния на воинской службе в зависимости от воинского звания.
Для граждан, поступающих в военные учебные заведения — 1) граждане, не проходившие воинской службы, достигшие в год поступления возраста 17 лет, но не старше 21 года; 2) граждане, прошедшие воинскую службу, до достижения ими в год поступления возраста 24 лет».
Поэтому совершение воинского преступления лицом, не достигшим соответствующего возраста, не является основанием привлечения к уголовной ответственности за данное преступление.
Увольнение военнослужащих производится в соответствии с Правилами прохождения воинской службы.
Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти (гибели), а военнослужащий, признанный судом безвестно отсутствующим или объявленный умершим, со дня вступления в законную силу решения суда.
Увольнение с воинской службы лиц, выслуживших установленные сроки, приостанавливается в случае введения чрезвычайного или военного положения на период его действия.
Некоторые воинские преступления могут быть совершены не любым военнослужащим, а лишь лицами, обладающими определенными специальными признаками. Так, воинские должностные преступления, предусмотренные, например, ст. 380 УК РК и ст. 381 УК РК, могут совершать только начальники и иные должностные лица; деяния, предусмотренные ст. 367 УК РК, совершают только подчиненные. А субъектами преступлений, предусмотренных ст. 377 УК РК и ст. 378 УК РК, признаются только лица, входящие в состав караула, конвойного или патрульного наряда.
В подобных случаях для привлечения лица к уголовной ответственности по той или иной статье УК РК необходимо установить, обладало ли оно соответствующими специальными признаками.
В соответствии с Законом РК «О воинской обязанности и воинской службе» годность призывника к воинской службе определяется районной (городской) призывной комиссией. Эта же комиссия решает вопрос о его призыве, предоставлении ему отсрочки от призыва на воинскую службу, освобождении от призыва на воинскую службу и освобождении от исполнения воинской обязанности.
Признание субъектами воинских преступлений лиц, негодных к воинской службе, не означает, что вопрос об их ответственности за совершенное деяние должен решаться без учета того, что эти лица по состоянию здоровья или по другим основаниям подлежат освобождению от несения обязанностей воинской службы. Негодность лица к воинской службе должна учитываться в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Вместе с тем, возможны случаи, когда совершенное деяние является прямым следствием болезни или физических недостатков субъекта, признанного на этом основании негодным к воинской службе (например, сон на посту часового, страдающего непреодолимой сонливостью). В подобных случаях деяние совершено без вины и не образует состава воинского преступления.
Гражданские лица не могут быть исполнителями воинских преступлений, но могут быть их подстрекателями, пособниками либо организаторами (например, пособничество в уклонении от военной службы путем членовредительства или иным способом квалифицируется по ч. 5 ст. 28 УК РК и ст. 374 УК РК; подстрекательство к умышленному уничтожению или повреждению военного имущества — по ч. 4 ст. 28 УК РК и ст. 387 УК РК).
Лица, не являющиеся военнослужащими, не могут быть и соисполнителями воинского преступления. Если гражданское лицо совместно с военнослужащим оказывает сопротивление с насилием патрульному наряду при задержании солдата, нарушающего установленный порядок, то его действия признаются не соисполнительством, а пособничеством и подлежат квалификации по ст.368 УК РК со ссылкой на ч. 5 ст. 28 УК РК.
В соответствии с п. 4 указанного Нормативного постановления Верховного Суда РК «временем окончания воинской службы для всех категорий военнослужащих является день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части».

Статья 367. Неповиновение или иное неисполнение приказа

1. Неповиновение, то есть открытый отказ от исполнения приказа начальника, а равно иное умышленное неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет, а при отягчающих обстоятельствах — смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
4. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
5. Деяние, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, совершенное в военное время или в боевой обстановке, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Общественная опасность этого преступления заключается в том, что данное деяние нарушает важнейшие основы жизни и деятельности войск, порождает беспорядок и неорганизованность в выполнении каждодневных задач боевой и государственно-правовой подготовки личного состава, снижает эффективность работы по поддержанию в подразделении, части твердого уставного порядка и в целом ослабляет обороноспособность государства. Также результатом неповиновения могут быть грубое нарушение прав, законных интересов и благ военнослужащих или других граждан, причинение Вооруженным Силам РК, государству материального ущерба.
Непосредственным объектомданного преступления является установленный в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РК порядок подчиненности, т. е. урегулированные воинскими уставами взаимоотношения по службе между начальником и подчиненным.
С объективной стороныпреступление совершается как путем открытого отказа от исполнения приказа (неповиновение), так и путем иного уклонения от исполнения приказа.
Неповиновение представляет собой наиболее опасную форму неисполнения приказа в виде открытого, демонстративного, публичного или наедине отказа подчиненным от исполнения приказа начальника. Оно отличается от пререкания тем, что при пререкании подчиненный вступает в обсуждение приказа, проявляет недовольство им, но затем выполняет приказ. Пререкание признается дисциплинарным проступком, ответственность за него регламентируется Дисциплинарным уставом ВС РК.
Иное умышленное неисполнение приказа заключается в том, что приказ начальника подчиненный принимает к исполнению, но фактически его не исполняет. При этом умысел на неисполнение приказа может возникнуть у виновного в момент получения приказа либо позднее.
Неисполнение приказа выражается как в действии (виновный делает то, что было приказом запрещено), так и в бездействии (виновный не выполняет тех действий, которые были предписаны приказом), а также в неточном и несвоевременном его исполнении.
При квалификации данного деяния необходимо учитывать нормы Общей части УК РК, а именно ст. 37 УК РК — исполнение приказа или распоряжения:
В данном случае следует отличать приказ от распоряжения.
Приказ представляет собой способ реализации принципа единоначалия, управления подчиненными, организации их служебной деятельности, решения служебных задач и является актом, который издается в порядке подчиненности и исходит от начальника, адресуется подчиненным по службе.
Приказ, как волеизъявление начальника, является основой для исполнения принятого решения, не зависит от волеизъявления исполнителя и потому обладает большей юридической силой, чем само исполнительское действие. Поэтому и ответственность за причинение вреда выполнением незаконного приказа или распоряжения возлагается не на исполнителя, а на отдавшего их начальника.
Данное преступление имеет место при умышленном неисполнении подчиненным приказа начальника при наличии двух условий: если приказ отдан в установленном порядке и если при этом причинен существенный вред интересам службы.
Не всякий приказ начальника подлежит исполнению, а лишь отданный в интересах воинской службы, в целях соблюдения порядка несения воинской службы.
Беспрекословное выполнение подчиненным приказа, отданного ему начальником, — основной признак единоначалия, которое является одним из принципов строительства ВС РК, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Оно заключается в наделении командира (начальника) всеми правами по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие выражается в праве начальника, исходя из всесторонней обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение.
В статье 34 Устава внутренней службы ВС РК закреплено: обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.
Начальник – военнослужащий, в подчинении у которого находятся другие военнослужащие, он вправе отдавать последним приказы и распоряжения и контролировать их исполнение. Начальники различаются по служебному положению и воинскому званию. Начальники, которым военоослужащиеподчинены по службе хотя бы временно, являются прямыми начальниками. По воинскому званию начальниками являются военнослужащие более высокого звания. Офицер, например, является начальником для всех лиц рядового и сержантского состава, сержант – начальник для рядовых одной с ним воинской части и т.д.
Подчиненный – военнослужащий, входящий в состав строевого подразделения, отдела, службы, наряда, обязанный выполнять приказы своего руководителя; либо военнослужащий, имеющий воинское звание, в силу которого он обязан выполнять требования другого военнослужащего, обладающим соответствующим воинским званием начальника.
Приказ – это требование начальника о совершении подчиненным тех или иных действий или о воздержании от совершения их и это требование категоричное и безусловное. Но оно имеет определенные рамки, ограничено интересами воинской службы, должно быть законным, вытекать из служебных полномочий начальника.
Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей воинской службы или направленные на нарушение законодательства Республики Казахстан.
Точное исполнение приказа начальника (командира), обязательного для исполнения, освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по этому приказу, и за их последствия при условии, что подчиненный не осознавал неправомерность исполняемого приказа.
Совершение подчиненным во исполнение заведомо незаконного приказа преступления влечет его уголовную ответственность совместно с начальником (командиром), отдавшим незаконный приказ.
Неисполнение подчиненным заведомо незаконного приказа начальника (командира) исключает уголовную ответственность подчиненного.
Преступление признается оконченным с момента отказа выполнить приказ или фактического его неисполнения, если в результате этого причинен существенный вред интересам службы.
Существенный вред может быть: физическим (гибель людей); организационным (срыв мероприятий, предусмотренных распорядком дня); моральным (снижение уровня дисциплины среди личного состава, утрата начальником авторитетасреди подчиненных, нарушение прав и интересов граждан и т.д.).
С субъективной стороны неповиновение характеризуется виной в виде прямого умысла, а умышленное неисполнение приказа — в виде прямого или косвенного умысла.
Мотивы и цели неисполнения приказа могут быть самые различные (недовольство служебной деятельностью начальника, трусость, малодушие, леность и т. п.). Однако если виновный при неисполнении приказа преследовал цель нанести ущерб военной мощи страны, то такое деяние квалифицируется как преступление против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 165 УК РК).
Субъектпреступления— специальный, т. е. любой военнослужащий ВС, других войск и воинских формирований РК, подчиненный в отношении лица, отдавшего приказ, по службе или по воинскому званию.
Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе хотя бы временно, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.
Перечень основных воинских должностей, которые определяют суть порядка подчиненности и подчиненность по воинскому званию, приведены в ст. 38 Устава внутренней службы ВС РК.
Субъектами данного преступления выступают также военнослужащие, в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка, обязанные выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений. Также военнослужащие, при совместном выполнении обязанностей воинской службы, командирами (начальниками) которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой штатной должности.
Отягчающими обстоятельствами неповиновения или иного неисполнения приказа являются: совершение данного деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также, наступление в результате этого тяжких последствий (ч. 2 ст. 367 УК).
Под группой лицследует понимать совершение преступления двумя и более военнослужащими, действующими совместно без предварительного сговора.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговоруозначает участие в нем лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления.
Преступление считается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
К тяжким последствияммогут быть отнесены в зависимости от конкретных обстоятельств самые различные последствия, в частности, несчастные случаи с людьми, причинение по неосторожности смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей, повреждение или уничтожение боевой техники, причинение крупного материального ущерба, срыв выполнения боевого задания и т. п.
Неповиновение или иное неисполнение приказа начальника в условиях военного времени или боевой обстановки могут привести к срыву выполнения боевой задачи подразделения, части и человеческим жертвам, поэтому в таких условиях данное преступление наказывается более сурово (ч. 3 ст. 367 УК).
Военное время это период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе (ч. 4 ст. 367 УК) является уголовно наказуемым деянием лишь при условии причинения тяжкого последствия, например, гибели людей, срыва выполнения боевого задания и других.
Ненадлежащим выполнением приказа признается выполнение его с нарушением установленных требований, в частности, незаконными способами, низкого качества, в неустановленное время, в ненадлежащем месте и т.д. Это может быть результатом забывчивости, нечеткого уяснения содержания приказа.
Квалифицированными видами неисполнения приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшего тяжкие последствия, являются совершение деяния в военное время или в боевой обстановке (ч. 5 ст. 367 УК).
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 4 ст. 367 УК РК, относятся к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 367 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 367 УК РК, относится к особо тяжким преступлениям.
Преступление, предусмотренное ч. 5 ст. 367 УК РК, относится к тяжким преступлениям.

Статья 368. Сопротивление начальнику или принуждение его к
нарушению служебных обязанностей

1. Сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженное с насилием или с угрозой его применения, —
наказываются арестом на срок до шести месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с применением оружия;
в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Общественная опасность данного деяния заключается в том, что оно снижает обороноспособность государства, ведет к срыву военных мероприятий и выполнения принятых решений. Посягательство на установленный порядок воинско-служебных отношений характеризуется открытой дерзостью, сопровождается насилием над личностью начальника или иного лица, исполняющего обязанности воинской службы, или угрозой такого насилия, что больше повышает их общественную опасность.
Диспозиция ст. 368 УК РК состоит из двух самостоятельных составов преступлений: сопротивления начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности воинской службы; принуждения его к нарушению этих обязанностей, сопряженное с насилием или с угрозой его применения.
Непосредственным объектом преступления является порядок воинской подчиненности, установленные в армии и на флоте по поводу соблюдения служебной деятельности начальников или иных военнослужащих, выполняющих специальные обязанности воинской службы.
Дополнительным объектом выступают здоровье, свобода потерпевшего, т.е. его личная неприкосновенность во время исполнения им обязанностей воинской службы.
При этом важно установить осведомленность военнослужащего, оказывающего сопротивление или принуждение, в том, что он совершает деяние не в отношении всякого лица, а лишь против военного начальника, а равно иного лица, исполняющего возложенные на него обязанности воинской службы.
С объективной сторонысопротивление предполагает воспрепятствование начальнику, а равно иному лицу исполнить возложенные на него обязанности воинской службы, а принуждение — заставлять этих лиц нарушить исполнение этих обязанностей. В обоих случаях речь идет об активных действиях, направленных на оказание сопротивления или на принуждение. Сопротивление имеет место только в процессе выполнения потерпевшим конкретных воинских обязанностей.
Оказанию сопротивления предшествует, как правило, то или иное нарушение со стороны военнослужащего воинской дисциплины или общественного порядка, и сопротивление является ответной реакцией на правомерные действия начальника, а равно иного лица, направленные на пресечение этих нарушений.
Сопротивление и принуждение образуют состав воинского преступления, если они сопряжены с насилием или угрозой применения насилия.
При сопротивлении виновный сам своими действиями не дает возможности начальнику, а равно иному лицу, выполнить обязанности воинской службы, а при принуждении виновное лицо пытается заставить начальника, а равно иное лицо, исполняющего возложенные на него обязанности воинской службы, действовать вопреки интересам службы. Принуждением являются также случаи, когда военнослужащий, угрожая насилием или применяя насилие, требует от начальника предоставить ему незаконно краткосрочный отпуск, перевести его в другую воинскую часть, освободить от выполнения тех или иных обязанностей по службе и т.д.
Принуждение всегда совершается путем физического или психического насилия, при этом начальнику (иному лицу) предъявляются конкретные требования о совершении или несовершении им определенных действий вопреки интересам службы.
Сопротивление возможно только в момент выполнения начальником (иным лицом) своих обязанностей, а принуждение может распространяться как на настоящие действия начальника (иного лица), так и на возможную будущую его деятельность.
Начальник признается исполняющим обязанности воинской службы, когда он осуществляет свои служебные полномочия (руководит действиями своих подчиненных, проводит учебные занятия, беседует с подчиненными, готовит их к заступлению в наряд и т.п.).
Оказание сопротивления другим военнослужащим (иным лицам) предполагает случаи, когда они выполняют какие-либо специальные обязанности, например, в составе караула, патрульного или внутреннего наряда: дежурный по гарнизону, полку, роте, дневальный, часовой и др.
Под насилием при сопротивлении или принуждении понимается физическое воздействие на указанных лиц, включая побои, причинение легкого вреда здоровью, истязания.
Под угрозой применения насилияпонимается психическое воздействие на начальника, а равно на иного лица, исполняющего возложенные на него обязанности воинской службы, запугивание, обещание причинить ему вред.
Для состава преступления не требуется, чтобы в результате сопротивления начальник (иное лицо) лишился возможности выполнить возложенные на него обязанности по службе, а при принуждении – нарушил эти обязанности. Само воспрепятствование выполнению обязанностей воинской службы либо принуждение к их нарушению признается оконченным преступлением.
В конкретных случаях сопротивлению (принуждению) может предшествовать неисполнение приказа начальника, а оказание сопротивления (принуждения) представлять собой реакцию подчиненного на стремление начальника добиться исполнения отданного им приказа. Подобные случаи не образуют совокупности двух преступлений, содеянное регулируется ст. 368 УК.
С субъективной стороныданное преступление характеризуется виной в форме прямого умысла.
Мотивы и цель преступления различны (получение льгот или преимущества по службе, избежание задержания патрулем и др.), они для квалификации значения не имеют, но должны учитываться при назначении наказания.
Субъектом состава преступления может быть любой военнослужащий, в том числе и не подчиненный лицу, которому оказывается сопротивление или которое принуждается к нарушению обязанностей воинской службы, но при условии, что преступные действия совершаются в отношении лица, исполняющего обязанности воинской службы.
В части 2 ст. 368 УК РК предусмотрено сопротивление или принуждение, совершенное:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с применением оружия;
в) с причинением тяжкого или среднего вреда здоровью либо иных тяжких последствий.
Отягчающие обстоятельства, указанные в п. «а» ч. 2 ст. 368 УК РК, аналогичны признакам, указанным в ч. 2 ст. 367 УК РК.
Под применением оружия понимается фактическое использование его для физического или психического воздействия на начальника или иное лицо, исполняющее обязанности воинской службы.
Имеется в виду причинение с помощью оружия вреда здоровью, а также угроза обнаженным оружием – размахивание им, производство устрашающих выстрелов в воздух или вблизи от потерпевшего и т.п.
В данной ситуации оружие - это штатное, закрепленное за военнослужащим, оружие (автомат, винтовка, пистолет, штык-нож и т. п.), а также иное огнестрельное или холодное оружие как заводского, так и самодельного производства (охотничье оружие, обрез, финский нож, кастет и др.). Использование всякого рода предметов хозяйственного или иного назначения (например, топор, палка, перочинный нож и т. п.) не может быть основанием для квалификации преступления по п. «б» ч. 2 ст. 368 УК РК.
Не может считаться применением оружия, когда у виновного в момент совершения преступления имелось оружие, и при этом он не угрожал и не использовал его, а словесная угроза не сопровождалась конкретными действиями с оружием.
Понятие тяжкого и среднего вреда здоровью смотрите в комментарии к ст. 103 и 104 УК.
Сопротивление или принуждение, сопряженные с причинением тяжкого или средней тяжести здоровью, охватываются п. «в» ч.2 ст. 368 УК и дополнительной квалификации по ст. 103 и 104 УК не требуется.
В случаях, когда умышленное причинение тяжкого вреда здоровью повлечет по неосторожности смерть начальника, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по п. «в» ч. 2 ст. 368 и ч. 3 ст. 103 УК.
Сопротивление или принуждение, сопряженные с умышленным убийством начальника также квалифицируется по совокупности преступлений по п. «б» ч. 2 ст. 96 и п. «в» ч. 2 ст. 368 УК.
Если оказанию сопротивления начальнику предшествуют хулиганские действия, выразившееся в особо дерзком нарушении военнослужащим общественного порядка, бесчинстве в общественных местах, а сопротивление является реакцией на меры по прекращению хулиганских действий, содеянное следует квалифицировать как реальная совокупность двух преступлений – ст.ст. 368 и 257 УК.
К иным тяжким последствиям могут относиться срыв боевого задания, вывод из строя боевой техники, причинение существенного вреда интересам Вооруженных Сил РК, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава подразделения и т.п.
Часть 3 ст. 368 УК РК устанавливает ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, в военное время или в боевой обстановке. Данные признаки были рассмотрены при анализе ст. 367 УК РК.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 368 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 368 УК РК, относится к тяжким преступлениям.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 368 УК РК, относится к особо тяжким преступлениям.

Статья 369. Насильственные действия в отношении начальника

1. Нанесение побоев, причинение легкого вреда здоровью или применение иного насилия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей, —
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с применением оружия;
в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Общественная опасность данного деяния заключается в снижении обороноспособности государства, оно ведет к срыву воинских мероприятий и выполнения принятых решений.
Непосредственным объектом этого преступления является порядок воинской подчиненности, жизнь и здоровье начальника, который является таковым как по служебному положению, так и по воинскому званию.
Объективная сторона данного посягательства выражается в совершении насильственных действий в отношении начальника путем нанесения побоев, причинения легкого вреда здоровью или применения иного насилия.
Признаки побоев и легкого вреда здоровью даны в комментарии к ст. 368 УК РК.
Под иным насилием следует понимать любой разовый насильственный акт, не повлекший расстройства здоровья (толчок, выкручивание рук, пинок, защемление пальцев рук без признаков истязания и т. д.).
Необходимым признаком преступления является совершение насильственных действий в отношении начальника во время исполнения им обязанностей воинской службы или в связи с исполнением этих обязанностей.
Под исполнением обязанностей воинской службы понимается, в частности, исполнение должностных обязанностей, установленных воинскими уставами, несение боевого дежурства, выполнение приказа, распоряжения или задачи, отданных и поставленных командиром (начальником).
Рассматриваемое преступление может быть совершено и тогда, когда начальник непосредственно не исполняет обязанности воинской службы, но насилие применяется к нему в связи с исполнением этих обязанностей. В подобных случаях во время применения насилия начальник может не находиться при исполнении обязанностей воинской службы, пребывать вне пределов воинской части или места службы.
Преступление считается оконченным с момента нанесения побоев, причинения легкого вреда здоровью или иного насилия.
Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что наносит побои, причиняет легкий вред здоровью, применяет иное насилие к начальнику во время или в связи с исполнением им обязанностей военной службы, и желает этого. Мотивами насильственных действий в отношении начальника могут быть недовольство его служебной деятельностью, месть за эту деятельность. Если мотивом являются личные неприязненные отношения, то состав данного преступления исключается. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как преступления против личности.
Субъект преступления — любой военнослужащий, постоянно или временно по служебному положению или по воинскому званию подчиненный данному начальнику.
Часть 2 ст. 369 УК РК предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с применением оружия;
в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.
Названные квалифицирующие признаки аналогичны квалифицирующим обстоятельствам, предусмотренным ч. ч. 2 и 3 ст. 368 УК РК.
Часть 3 данной нормы предусматривает ответственность за деяния, указанные в ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке. Данные признаки рассмотрены в предыдущих составах преступлений.
Статья 369 УК устанавливает уголовную ответственность подчиненного за насильственные действия в отношении начальника, совершенные в связи с его правомерными действиями по службе, в интересах службы и в соответствии с требованиями воинских уставов. Если же насилие в отношении начальника явилось защитой от противоправных действий со стороны самого начальника, ответственность по ст. 369 УК исключается. Подобное насилие в зависимости от конкретных обстоятельств может быть признано необходимой обороной либо преступлением против личности.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 369 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 369 УК РК, относится к тяжким преступлениям.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 369 УК РК, относится к особо тяжким преступлениям.

Статья 370. Нарушение уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими при отсутствии между
ними отношений подчиненности

1. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, выразившееся в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью или ином насилии либо связанное с унижением чести и достоинства или с издевательством над потерпевшим, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет либо арестом на срок до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) неоднократно;
б) в отношении двух или более лиц;
в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
г) с применением оружия;
д) с причинением средней тяжести вреда здоровью, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Общественная опасность данного деяния заключается в том, что оно снижает сплоченность личного состава, ослабляет обороноспособность государства, ведет к срыву военных мероприятий и выполнению принятых решений. Интересы выполнения задач, стоящие перед подразделениями, частями, требуют взаимного уважения у военнослужащих, сплоченности и готовности оказывать помощь друг другу, как при выполнении конкретных обязанностей воинской службы, так и во взаимоотношениях, не связанных с выполнением конкретных обязанностей по службе. Степень общественной опасности данного преступления зависит от ущерба, нанесенного личности потерпевшего.
Непосредственный объектпреступления — установленный порядок взаимоотношений между военнослужащими, не связанными отношениями подчиненности, а также личность военнослужащих-потерпевших, их жизнь и здоровье, честь и достоинство.
Объективная сторонапреступления выражается в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Такое нарушение проявляется: в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью, ином насилии, унижении чести и достоинства или издевательстве над потерпевшим.
Признаки побоев, легкого вреда здоровью рассмотрены при анализе преступлений, предусмотренных ст.ст. 368 и 369 УК РК.
Под иным насилием понимается различные виды насилия, не являющиеся побоями: связывание, насильственное лишение свободы, насильственные действия сексуального характера, различного рода глумления и издевательства. Понятием «иного насилия» охватывается также угроза применения физического насилия, в случаях, когда виновный с помощью угрозы вынуждает потерпевшего выполнять за себя те или иные обязанности воинской службы, делать личные услуги, тем самым совершать унижающие его личное достоинство действия.
Нормативное постановление Верховного Суда РК «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц» от 18 декабря 1992 г. (с изм. и доп. от 18 июня 2004 г.) определяет, что честь — это общественная оценка лица, мера его духовных и социальных качеств; достоинство — внутренняя самооценка лицом собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения; деловая репутация — устойчивая положительная оценка деловых (производственных, профессиональных) достоинств лица общественным мнением.
Унижение чести и достоинства, в отличие от состава оскорбления, предусмотренного ст. 130 УК РК, не обязательно должно быть выражено в неприличной форме. Поэтому любого рода высказывания и прочие действия, унижающие честь и достоинство военнослужащего, рассматриваются, как нарушение уставных правил взаимоотношений. Не требуется и публичности унижения. Оно может быть совершено и в отсутствии потерпевшего, но всегда рассчитано на унижение его достоинства в собственных глазах.
Издевательство — деяние, также унижающее честь и достоинство потерпевшего, но выраженное в глумлении над его личностью путем понуждения совершить какие-либо действия, выполнить какую-либо работу, оскорбляющие человеческое достоинство.
Под нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности понимается указанные в диспозиции статьи 370 УК насилие, совершенное одним военнослужащим над другим как в связи со службой или при исполнении хотя бы одним из них служебных обязанностей, так и при других обстоятельствах, но сопровождавшееся проявлением явного неуважения к воинскому коллективу, грубым нарушением внутреннего распорядка в подразделении.
Насилие может выражаться как в нанесении побоев и причинении физической боли, так и в совершении издевательства, унижения чести и достоинства, принудительного обмена или изъятия продуктов питания, обмундирования, иных предметов, выданных военнослужащему в качестве вещевого и иного довольствия.
Применение насилия, возникшего на почве имущественных, брачно-семейных и иных гражданских правоотношений или обязательств, не связанных с посягательством на воинский правопорядок, должно квалифицироваться по статье УК, предусматривающей ответственность за преступления против личности, чужого имущества и другие преступления, не относящиеся к воинским преступлениям.
Преступление будет считаться оконченным с момента нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, которые выразились в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью или ином насилии либо связанное с унижением чести и достоинства или с издевательством над потерпевшим.
Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что, нанося побои, причиняя легкий вред здоровью, совершая иное насилие, унижая честь и достоинство или издеваясь над потерпевшим, нарушает уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, и желает совершить указанные действия.
Не могут быть квалифицированы по ст. 370 УК случаи применения насилия одним военнослужащим к другому на почве личных взаимоотношений, не связанных с воинской службой, нарушением воинского порядка. В подобных случаях уголовная ответственность может наступать по соответствующим статьям против личности.
Мотивы и цели значения для квалификации не имеют, но могут быть учтены при назначении наказания. Если же унижение чести и достоинства потерпевшего или издевательство над ним связано с исполнением обязанностей воинской службы, то ответственность наступает по ст. 371 УК РК.
Субъект преступления— специальный, т. е. военнослужащий, проходящий воинскую службу по призыву или по контракту. Это солдаты и матросы, сержанты и старшины, а также лица офицерского состава ВС, других войск и воинских формирований РК, не состоящие с потерпевшим в отношениях подчиненности, т. е. не являются их начальниками или подчиненными по службе и по воинскому званию. Они могут быть равными с потерпевшими по служебному положению и воинскому званию, старшими или младшими по воинскому званию.
Часть 2 ст. 370 УК РК предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное: а) неоднократно; б) в отношении двух и более лиц; в) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; г) с применением оружия; д) с причинением средней тяжести вреда здоровью.
По признаку неоднократности, предусмотренному п. «а» ч.2 ст.370 УК, следует квалифицировать совершение двух и более нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, если за ранее совершенное деяние лицо не было освобождено от уголовной ответственности, либо судимость за него не была снята или погашена и не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за это деяние.
По признаку неоднократности подлежат квалификации также деяния, совершенные в отношении одного и того же лица в разное время при отсутствии признаков продолжаемого преступления (ч. 4 ст. 11 УК РК).
По п. «б» ч. 2 ст. 370 УК подлежат квалификации деяния, совершенные в отношении двух или более лиц, как одновременно, так и в разное время, если эти действия были продолжаемыми, охватывались единым умыслом, но не были осуществлены одновременно по различным причинам. При этом суды должны исследовать направленность умысла виновного, конкретные обстоятельства совершенного преступления и его мотивы, длительность разрыва во время между совершенными действиями в отношении разных потерпевших и т.п.
О понятиях группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы (п. «в» комментируемой статьи) см. комментарий к ст. 31 УК. Однако следует остановиться на отдельных особенностях соучастия в этом преступлении.
В случаях, когда в совершении преступления вместе с виновным военнослужащим участвуют начальник или подчиненный потерпевшего либо гражданское лицо, то действия исполнителя квалифицируются по ст. 370 УК РК, а действия начальника или подчиненного потерпевшего, а также гражданского лица — по ч. ч. 4 и 5 ст. 28 и ст. 370 УК РК. В подобных случаях преступление не может считаться совершенным группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, так как начальник и подчиненный, а также гражданское лицо могут выступать лишь в качестве подстрекателей и пособников, а не исполнителей.
При определенных условиях действия начальника, не принявшего мер к прекращению насилия над его подчиненным, и тем самым грубо нарушившего свои должностные обязанности, наряду с соучастием в преступлении, предусмотренном ст. 370 УК РК, могут содержать признаки других должностных преступлений (например, ст. 380 УК РК). А когда подчиненный, выступая соучастником преступления, предусмотренного ст. 370 УК РК, совершенного в отношении его начальника, одновременно применяет насилие к начальнику из мести за его конкретные действия по службе, содеянное следует дополнительно квалифицировать по ст. 369 УК РК.
В случаях, когда к неуставным действиям начальника в отношении равного ему по служебному положению военнослужащего присоединяется лицо, находящееся в подчинении, как у виновного, так и у потерпевшего, то действия начальника следует квалифицировать по ст. 370 УК, а действия подчиненного по соответствующей части ст. 369 УК, как насильственные действия в отношении начальника, независимо от того, кто из них был инициатором совершения преступления и начал его совершение.
Если начальник совершает неуставные действия в отношении подчиненного и к нему присоединяется равный по служебному положению с потерпевшим военнослужащий, действия присоединившегося подчиненного квалифицируются как соучастие в должностном преступлении.
Пункт «г» ч. 2 ст. 370 УК РК предусматривает уголовную ответственность за совершение деяния с применением оружия.
Под применением оружия следует считать только случаи, когда виновный пускает его в ход, т. е. причиняет для жизни и здоровья потерпевшего повреждения. Не может считаться применением оружия, когда у виновного в момент нарушения имелось оружие, но при этом он не угрожал и не использовал его, а словесная угроза не сопровождалась конкретными действиями с оружием.
Причинение вреда средней тяжести см. комментарии к ст. 104 УК.
Часть 3 ст. 370 УК РК в качестве квалифицирующего обстоятельства предусматривает наступление тяжких последствий.
К тяжким последствиям, указанным в ч.3 ст. 370 УК относится умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, в том числе, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, доведение лица до самоубийства либо до покушения на самоубийство, срыв выполнения боевой задачи, наступление катастрофы или авария, вывод из строя боевой техники, причинение крупного материального ущерба и т.п.
Такие последствия охватываются диспозицией данных статьей УК и дополнительной квалификации по другим составам преступлений не требуется.
Если действия виновного при совершении этих преступлений были сопряжены с умышленным убийством, то они подлежат дополнительной квалификации и по ст. 96 УК РК.
По этому же правилу должно квалифицироваться превышение власти или превышение служебных полномочий начальником или должностным лицом, повлекшее тяжкие последствия для жизни и здоровья потерпевшего.
Преступление, предусмотренное ст. 370 УК РК, и злоупотребление властью, превышение или бездействие власти, признаки которого указаны в ст. 380 УК, совершенные начальником или должностным лицом, сопровождавшиеся изъятием у потерпевшего его личных предметов и вещей, квалифицируются по совокупности преступлений, предусматривающих ответственность за воинские преступления и преступления против собственности.
В соответствии с п. 12 Нормативного постановления Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» если насилие или угроза его применения сопровождались изъятием предметов или обмундирования, выданных военнослужащему на период прохождения службы, то такие действия, при отсутствии умысла на хищение, охватываются диспозицией статьи уголовного закона, предусматривающей ответственность за воинские преступления.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 370 УК РК, относятся к преступлениям средней тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 370 УК РК, относится к тяжким преступлениям.

Статья 371. Оскорбление военнослужащего

1. Оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы, —
наказывается арестом на срок до трех месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Общественная опасность данного деяния заключается в том, что оно понижает сплоченность воинского коллектива, нарушает принципы войскового товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи при выполнении боевых задач и иных служебных поручений. Воинские уставы обязывают военнослужащего дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил РК, своей честью и честью своего воинского звания, оказывать уважение командирам (начальникам) и старшим по званию.
Непосредственный объект преступления - порядок соблюдения воинской чести и уважения личного достоинства военнослужащих во время исполнения или в связи с исполнением им обязанностей воинской службы.
Объективная сторонавыражается в оскорблении одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей воинской службы, в отрицательной оценке личности потерпевшего как военнослужащего и гражданина, унижении его репутации в глазах окружающих, дискредитации его человеческого достоинства и воинского звания (например, плевок, пощечина, срывание погон и т.п.).
Если оскорбление совершено на почве личных отношений между военнослужащими и не связано с исполнением воинской службы, то оно не может быть признано воинским преступлением и квалифицируется по ст. 130 УК.
В отличие от общеуголовного оскорбления (ст. 130 УК РК) оскорбление военнослужащего отличается тем, что оно посягает на честь и достоинство личности и вместе с тем на установленный порядок взаимоотношений между военнослужащими, а также тем, что оно связано с исполнением одним из военнослужащих обязанностей воинской службы, то есть имеет место либо во время исполнения таких обязанностей, либо в связи с их исполнением.
Преступление считается оконченным с момента совершения оскорбительных действий.
Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым умыслом: виновный сознает, что своими действиями он оскорбляет потерпевшего и желает этого, зная, что деяние совершается при исполнении им самим или потерпевшим либо оба находятся при исполнении обязанностей воинской службы. При этом умысел виновного направлен не на причинение физической боли или иного насилия здоровью, а на унижение чести и достоинства потерпевшего. Мотивы и цели оскорбления значения для квалификации не имеют, но могут быть учтены при назначении наказания.
Субъект— любой военнослужащий, не находящийся в отношениях подчиненности с потерпевшим.
Часть 2 ст. 371 УК РК предусматривает ответственность за оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время или в связи с исполнением обязанностей воинской службы. В отличие от состава, предусмотренного ч. 1 ст. 371 УК РК, ч. 2 данной нормы указывает на отношения подчиненности между оскорбленным военнослужащим и оскорбителем, соответственно, субъектом данного преступления может быть как подчиненный, так и начальник по должности или старший по воинскому званию.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 371 УК РК, относятся к преступлениям небольшой тяжести.

Статья 372. Самовольное оставление части или места службы

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше пяти суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, —
наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
2. Те же действия, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, —
наказываются лишением свободы на срок до двух лет.
3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, —
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если самовольное отсутствие продолжалось свыше одного месяца, а равно эти же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, если самовольное отсутствие продолжалось свыше десяти суток, —
наказываются лишением свободы на срок до трех лет.
5. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время, если самовольное отсутствие продолжалось свыше одних суток, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
6. Самовольное оставление части или места службы в боевой обстановке, независимо от продолжительности, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет.

Примечание. Военнослужащий, совершивший деяния, предусмотренные частями первой или третьей настоящей статьи, может быть освобожден судом от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств, и если он добровольно явился для дальнейшего прохождения военной службы.