I. Влияние основных явлений прокатки на распределение сил
Используя принципы Верещагина [63], Зибеля [91] и других авторов [92], Соболевский [88] построил схему (впоследствии упрощенную Целиковым [64]), дающую наиболее ясное представление об основных явлениях процесса деформации, влияющих на распределение сил при прокатке. При этом он исходил из неравномерности распределения в зоне захвата направленных по радиусу удельных давлений и направленных по касательной удельных усилий трения, имеющих взаимно в каждом элементе общие точки приложения.
Как удельные радиальные давления р, так и удельные касательные усилия t, направленные от валка на металл, в каждом элементе поверхности соприкосновения равны своим реакциям ( ), действующим в противоположном направлении, т. е. от металла на валок.
Эти элементарные радиальные давления металла на валок и валка на металл и элементарные усилия трения имеют равнодействующие (соответственно R и R , Т и T ), приложенные к одной точке и противоположно направленные.
При наличии в рабочей клети двух валков одинаковых радиусов (фиг. 92) эти равнодействующие и их реакции приложены в одной точке. Поэтому действие их показано на фигуре только со стороны одного валка с прилегающей к нему полосой.
Взаимное давление валка на полосу и полосы на валок создает между ними усилие трения. Их равнодействующая Т представляет собой касательное усилие на поверхности валков, наличие которого обуславливается крутящим моментом М:
где r – радиус валка.
Равнодействующая касательных сил Т давит на прокатываемый металл, ее реакция Т давит на валок. Они равны между собой и имеют общую точку приложения на поверхности соприкосновения металла с валком.
Разложив каждую из сил Т и Т на две составляющие по горизонтальному и вертикальному направлениям, получим для Т составляющие и , для т – составляющие и ; первые действуют на металл, вторые – на валок.
Фиг.92. Взаимодействие сил между верхним валком и полосой при установившемся процессе прокатки
(91)
так как Т =Т, то
(92)
Следовательно, и .
Будем рассматривать полосу, зажатую между валками, как клин. Касательная сила Т , действующая между этим клином и валком, возбуждает давление, нормальное к элементу площади их соприкосновения. Равнодействующая R этого давления и ее реакция R могут быть представлены так:
(93)
Эти равнодействующие давлений на прокат и валок (реакция) также разложим по вертикальному и горизонтальному направлениям.
Горизонтальные составляющие равны:
(94)
но
следовательно, и
Вертикальные составляющие равны:
(95)
откуда
Подставляя в выражение (91) вместо Т его значение из формулы (93), имеем:
Подставив же вместо R его значение из уравнения (94), окончательно получаем:
Но известно, что и , следовательно:
Силы х и X, х и Х направленные по горизонтали, как равные, противоположные и приложенные в одной точке, взаимно уничтожаются. Что же касается сил, направленных по вертикали, то первые из них (направленные вниз) у и У совместно с равными им силами, действующими со стороны нижнего валка, оказывают давление на полосу, вторые (направленные вверх) — у и У действуют на валок в точке, отстоящей на расстоянии а от линии центров валков и фактически в сумме равны общему давлению металла на валок:
(96)
Если к центру валка приложить в вертикальном направлении две силы, равные Р, как показано на фиг. 92, то первая из них, направленная вверх, представит вертикальное давление проката на нажимной винт, а вторая, — направленная вниз, совместно с силой образуют пару сил с моментом:
(97)
Момент этой пары противоположен по направлению моменту , воспринимаемому валком от двигателя.
Вводя в уравнение (97) значения величин у, У и а по уравнениям (92) и (95) и фиг. 92, получаем:
Заменяя R его значением из выражения (93), имеем:
Но, так как Т=Т , то при дальнейшем преобразовании получаем:
(98)
Из последнего уравнения видно, что момент рассматриваемой пары сил равен крутящему моменту от двигателя (без учета потерь в рабочей линии), но направлен в противоположную сторону. Таким образом, на прокатный валок в процессе прокатки не действуют никакие внешние силы, могущие смещать его по горизонтали в том или другом направлении. Следовательно, давление валка на боковые вкладыши в процессе прокатки теоретически совершенно отсутствует.
В условиях практики давление шеек валков на боковые вкладыши может иметь место в результате влияния инерционных усилий, неправильной установки валков, а также в различных случаях прокатки (см. ниже), тогда имеют место отклонения от условий, рассмотренных нами выше для установившегося процесса.