В бандажных и колесопрокатных станах
Задача определения площади соприкосновения металла с валкими на бандажных (фиг. 88) и колесопрокатных станах (фиг. 89) значительно сложнее, чем на станах, перечисленных выше. Здесь прежде всего необходимо обособить определение площади соприкосновения металла с главными валками, выкатывающими обод, от определения площади соприкосновения с эджерньши валками, на которых ведется обжатие боковой части обода или диска колеса.
На фиг. 88 приведена схема прокатки бандажа в главных валках, из которой видно, что внешний валок имеет больший диаметр и, следовательно, дает большую вытяжку, которую представим условно постепенно увеличивающейся от внутреннего к внешнему очертанию обода. Внутренний же валок имеет меньший диаметр и дает, следовательно, меньшую вытяжку (уменьшающуюся к внутреннему очертанию). Вследствие неодинаковости вытяжек получаются и разные обжатия, что при различных диаметрах валков приводит к неодинаковым размерам поверхностей соприкосновения металла с каждым из валков.
Итак, при определении площади соприкосновения металла с валками необходимо прежде всего учесть наличие разницы между диаметрами валков и кривизну полосы, также оказывающую влияние на подсчет. При этом внешнюю поверхность валков можно принять близкой к цилиндрической.
Исходя из условия равенства давления на оба валка и, следовательно, одинаковости проекций дуг захвата на основе уравнения (67) можно написать:
или
где и — величины обжатия со стороны каждого валка;
и — диаметры валков.
Далее имеем:
но
Следовательно:
Подставляя значение в уравнение (67), получаем:
Фиг. 89. Процесс прокатки колес в эджерных
валках: а — вид спереди;
б — вид сбоку
Фиг. 88. Схема прокатки бандажей
в главных валках
Однако вследствие кривизны полосы . Отношение величин и равно отношению соответствующих им углов захвата или синусов этих углов:
(82)
Отсюда
где и — радиусы валков;
и —наружный и внутренний радиусы бандажа;
и —углы захвата валков;
и —центральные углы начальных точек захвата наружного и внутреннего очертаний бандажа.
Таким образом: окончательно, с учетом кривизны заготовки, имеем:
(83)
а площадь соприкосновения металла с валком равняется:
(84)
По этому же способу можно подсчитывать площади соприкосновения для главного валка колесопрокатных станов.
Определение площади соприкосновения металла с эджерными валками, производящими обжатие диска колеса (фиг. 89), осуществляется значительно проще.
Приравнивая дуги (в направлении вытяжек) к хордам, определяем длины последних через радиусы колеса для передней аb и задней cd кромок валка.
Для аb имеем:
где —угол захвата в направлении к центру колеса;
и — радиусы, соответствующие кромкам аb и cd.
Площадь соприкосновения представляет собой трапецию. Определяем среднюю линию трапеции:
(85)
Ввиду того что определение угла , наличие которого обусловлено конусностью валка, затруднительно, найдем величины хорд, выражая их через величину общего для них обжатия согласно формуле (64):
где и — радиусы валка у кромок аb и cd.
Тогда:
(86)
Следовательно:
(87)
В данном случае В =L (длина бочки валка).
Таким же способом определяется и площадь соприкосновения металла с эджерными валками бандажных станов, если они имеют коническую форму. Если же форма их цилиндрическая — задача еще больше упрощается, и площадь соприкосновения может быть подсчитана почти так же, как для цилиндрических валков листовых станов.