Влияние отдельных факторов на уровень себестоимости и пути снижения себестоимости авиатранспортной продукции
Для характеристики себестоимости перевозок (работ, услуг) используются, главным образом, два показателя:
- изменение себестоимости сравнимых видов перевозок;
- уровень затрат.
К сравнимым видам перевозок относятся все те их виды, которые выполнялись на данном транспортном предприятии в базисном году.
Изменение себестоимости сравнимых видов перевозок исчисляется как отношение плановой экономии (удорожания) по всем видам перевозок к себестоимости такого же объема таких же перевозок в базисном году. Для этого планируемый объем каждого сравнимого вида перевозок умножается на себестоимость единицы перевозок планируемого года и себестоимость единицы перевозок базисного года. Разница между этими произведениями представляет собой экономию (удорожание) себестоимости сравнимых видов перевозок, а ее отношение ко второму из них, выраженное в процентах, является величиной планового снижения себестоимости сравнимых видов перевозок.
Подобным образом определяется величина фактического снижения себестоимости сравнимых видов перевозок в отчетном периоде по сравнению с базисным или плановым показателями отчетного периода.
Уровень затрат – затраты на одну ден. ед. (рубль) перевозок как в плане, так и в отчете исчисляются делением плановой (отчетной) себестоимости перевозок на их плановый (фактический) объем в стоимостном выражении. Динамика себестоимости перевозок характеризуется сравнением показателей уровня затрат на одну ден. ед. (рубль) перевозок в базисном и планируемом периодах.
Для авиатранспортных предприятий целесообразно выделять и учитывать влияние на уровень себестоимости следующих укрупненных групп факторов:
- изменение объема и структуры авиатранспортной продукции;
- изменение маршрутов перевозок как по территории России, так и за ее пределами;
- повышение технического уровня транспортного процесса (внедрение новой авиационной техники и прогрессивной технологии, механизация и автоматизация работ, внедрение вычислительной техники и т.д.);
- внетранспортные факторы, отражающие изменение условий хозяйствования (изменение цен на топливо и материалы, аэропортовых ставок и сборов, тарифов на электроэнергию, нормативных сроков службы основных фондов и их стоимости, норм амортизационных отчислений, системы налогообложения и т.п.);
- прочие факторы.
Основными путями снижения себестоимости авиаперевозок являются:
- увеличение объема выполняемых работ;
- расстановка парка ВС по ВЛ с учетом оптимальной дальности беспосадочного полета;
- использование ВС с наибольшей топливной эффективностью;
- повышение производительности труда;
- повышение коэффициента использования пассажирских кресел и коэффициента использования грузоподъемности, т.е. повышения спроса за счет повышения качества работы и предоставления услуг;
- применение дифференцированного подхода к установлению тарифов;
- использование более дешевых материальных ценностей при условии соблюдения качества;
- совершенствование материально-технического снабжения; совершенствование производства и труда;
- совершенствование учета всех ресурсов производства (трудовых, материальных, энергетических);
- продление амортизационных и межремонтных ресурсов планеров и двигателей и т.п.
Глава 3. ДОХОДЫ, ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Доходы авиапредприятия(англ. revenues) - денежные поступления предприятия от производственной и иных видов деятельности. Формирование доходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности предприятия за определенный период. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Формирование источников получения доходов необходимо и для следующих положений:
- определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;
- разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;
- разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.
Для определенияисточников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на:
- основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);
- финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других компаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);
- инвестиционную деятельность (приобретение новых ОФ, строительство и т.п.);
- чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия, – неосновная деятельность).
Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.
Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь показатели доходов и прибыли:
- чистая выручка (доход) от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия;
- валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия;
- прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;
- прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим для того, чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия ,от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой и др.;
- прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;
- чрезвычайные прибыли;
- балансовая (общая) прибыль – это конечный финансовый результат производственно-финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг, внереализационных прибылей и убытков;
- прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой. Бухгалтерская (или отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли – показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период. Бухгалтерский учет существует для того, чтобы собрать и обработать информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После того как эта цель достигнута, полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;
- чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после уплаты налога на прибыль. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в центре внимания управляющих предприятий и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании.
Величина дохода зависит от цены на продукцию (услугу), установленной предприятием. Сама цена зависит от рыночной системы (конкурентная, монополия, и т.п.), вида продажи (опт, розница, через агентов, продажа через собственные кассы авиакомпании, по Интернету и т.п.), вида перевозки, сезонных колебаний, региона и т.п.
Уровень рентабельности (прибыльности) определяется отношением прибыли к себестоимости. Сумма себестоимости и прибыли составляет оптовую цену предприятия. Выпуск продукции в оптовых ценах называется объемом реализации продукции (работ, услуг). НДС обычно составляет 18% от оптовой цены. Оптовая цена, увеличенная на величину НДС и акцизов (если имеются), составляет отпускную цену предприятия. Выпуск продукции в отпускных ценах называется выручкой предприятия. Предприятиями-посредниками к отпускной цене добавляется наценка. Получается розничная цена, по которой перевозка (билет) продается покупателю.
Существуют следующие классификации видов цен:
1. По сфере использования:
- внутренние,
- внешнеторговые (мировые);
2. В зависимости от порядка ценообразования:
- свободные (рыночные),
- справочные (по каталогу и т.п.),
- базовые (в зависимости от вида рейса, класса обслуживания и т.п.),
- контрактные (базовые с учетом скидок или надбавок),
- скользящие (устанавливают при заключении долгосрочных контрактов),
- специфические (устанавливают, если есть особые условия в контракте);
3. Регулируемые государством, за счет:
- налогов, льгот, пошлин, акцизов, и т.п.;
- государственных закупок;
- ограничения на ввоз или вывоз продукции;
- установки предельного уровня рентабельности предприятия;
- прямой фиксации цен;
- установки нижнего и верхнего пределов цены;
4. В зависимости от сферы сбыта и приобретения:
- оптовые;
- закупочные;
- смежные (внутриотраслевые и цены межотраслевые);
- розничные.
Жесткая фиксация цены и установление границ колебания цены применяется государством только в отношении социально значимой продукции. При применении этих ограничителей может возникнуть как излишек (что ведет к сокращению производства), так и дефицит (который ведет к образованию черного рынка с реальными ценами).
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.
Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают различные показатели рентабельности, среди которых рентабельность продукции и рентабельность предприятия.
Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность единицы продукции ВТ - это отношение прибыли на единицу продукции к себестоимости единицы. Прибыль на один билет равна разности между его ценой (тарифу) и себестоимостью.
Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Рентабельность предприятия – отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.
Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику; они отражают конечную эффективность работы предприятия и его продукции.
Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние – это факторы, не зависящие от усилий данного авиапредприятия, например, изменение цен на авиаГСМ, бортпитание, запасные части, материалы и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Внутренние – отражают трудовые вложения работников авиапредприятия и эффективность использования производственных ресурсов.
Структурные сдвиги в ассортименте предоставляемых авиакомпанией услуг, класса обслуживания и др. существенно влияют на величину реализованных перевозок, себестоимость и рентабельность производства. Задача экономического анализа – выявить влияние внешних и внутренних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате их воздействия.
Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.
Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов ВС, а значит, как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов ВС.
Задачами анализа рентабельности являются следующие:
- оценка динамики показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определение и оценка факторов, влияющих на эти показатели, и их отклонения от плана;
- выявление и изучение причин потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- изыскание резервов возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.
Оптимальным дополнением к показателям прибыли и рентабельности является выделение удельного веса увеличения прибыли, полученного в результате снижения себестоимости. Такое дополнение ориентирует первичное звено на осуществление организационно-технических мероприятий, направленных на рост производительности труда, экономию и рациональное использование оборотных средств, на лучшее использование основных фондов, а в итоге, – на снижение затрат на производство продукции в целом. В результате роста объемов производства относительно уменьшится удельный вес условно-постоянных расходов в составе себестоимости продукции.
Деятельность авиакомпаний в условиях рыночного хозяйствования направлена на получение прибыли. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют общественные потребности.
Можно отметить зависимость двух основных целей – удовлетворение потребности и получение прибыли: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт (услугу), который удовлетворит потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворяет потребности и при том по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. Приемлемая же цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты меньше, чем полученная выручка, т. е., когда предприятие работает с прибылью. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя банкротом.
В общем виде формулу прибыли можно представить в следующем виде:
,
где:
– прибыль предприятия, ден. ед.(руб.)/год;
– доход (выручка) от реализации созданной продукции (перевозок), ден. ед.(руб.) /год;
– эксплуатационные расходы (затраты на производство и реализацию перевозок), ден. ед.(руб.) /год;
– доходы от неосновной деятельности авиакомпании, ден. ед.
(руб.) /год;
- расходы, связанные с неосновной деятельностью авиакомпании – внереализационные расходы, ден. ед.(руб.) /год;
– величина налогов, выплачиваемых предприятием, ден. ед.(руб.) /год;
– штрафные санкции, ден. ед.(руб.) /год.
В общем виде доходы авиакомпании от реализации (выручка от реализации) определяется по формуле:
,
где:
– количество произведенной и реализованной потребителями i-й продукции (перевозок) в натуральном выражении;
– цена реализации единицы i-й продукции (перевозки) - тариф, ден. ед. (руб.);
n – количество позиций реализуемой продукции (перевозок), шт.
Основным видом деятельности авиакомпании является осуществление пассажирских и грузовых авиаперевозок. К доходам от неосновной деятельности(внереализационным доходам) относятся те доходы, которые авиакомпания может получать в результате сдачи в лизинг ВС, продажи неиспользуемого имущества, долевого участия в других компаниях и др. Соответственно к внереализационным расходам (расходам от неосновной деятельности) будут относиться расходы, необходимые для осуществления неосновной деятельности (оформление документации, юридические и консультационные услуги и др.).
Рентабельность продукции и услуг – характеризует эффективность затрат на производство и реализацию продукции (отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции):
,
где: -прибыль от реализации продукции (услуг);
-полная себестоимость продукции.
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между доходами (выручкой) от реализации в действующих отпускных ценах без НДС и затратами на ее производство и реализацию:
.
Расчетная рентабельность – показатель, характеризующий доходность работы предприятия в целом (отношение чистой прибыли к суммарным издержкам предприятия, включая внереализационные расходы и налог на прибыль):
.
Балансовая прибыль – результат хозяйственной деятельности предприятия; складывается из прибыли от реализации, увеличенной на величину внереализационных доходов () и уменьшенной на величину внереализационных расходов ():
.
Налогооблагаемая прибыль – балансовая прибыль, скорректированная согласно законодательству на величины льгот, сумм необлагаемых налогом на прибыль, отчислений в резервные фонды и увеличенная на сумму расходов сверх установленных норм. Является базой для исчисления налога на прибыль. Величина налогооблагаемой прибыли устанавливается в зависимости от специфики деятельности каждого конкретного предприятия. В общем виде налогооблагаемую прибыль можно записать следующей формулой:
,
где:
- налогооблагаемая прибыль;
- расходы, превышающие установленные нормы;
- отчисления в резервные фонды;
- сумма льгот, предусмотренных законодательством уменьшающих налогооблагаемую базу.
Резервный фонд - часть собственного капитала компании, образуемая за счет ежегодных отчислений от прибыли, представляющая резерв денежных средств. Резервный фонд служит для социального развития предприятия, покрытия потерь, а также для выплаты дивидендов и пополнения капитала в случаях недостаточности получаемой прибыли.
Налог на прибыль рассчитывается по формуле:
,
где:
- ставка налога на прибыль (в настоящее время на 06.05.2006г - 24%).
Чистая прибыль – балансовая прибыль, уменьшенная на сумму налога на прибыль, сверхнормативных расходов и отчислений в резервный фонд:
.
Любое предприятие заинтересованно в получении максимально возможной прибыли. Прибыль является источником материальных и социальных благ предприятия и его сотрудников. Она способствует экономическому развитию авиапредприятия: расширению производства и ассортимента предоставляемых услуг, обновлению и модернизации парка ВС, улучшению качества обслуживания и т.п., что в конечном итоге позволит увеличить конкурентные преимущества авиакомпании на рынке авиаперевозок.