МЕДИКО-ПСИХОЛ ОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ДОУ: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Под ред. Е.А. Каралашвили
Редактор СВ. Попова
Художник Е.В. Кустарова
Корректоры Т.Э. Балоунова, Л.Б. Успенская
Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой
Оригинал-макет и диапозитивы текста
изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г.
Подписано в печать 20.11.06. Формат 60х90'/к.. Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 8,0. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 64875
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (495) 656-75-05, 107-59-15
Отпечатано с готовых диапозитивов
в типографии ОАО «Молодая гвардия»,
127994, Москва, ул. Сущевская, 21
1Х13Ы 5-89144-704-5 |
ООО «ТЦ Сфера», 2006
От авторов
Создание медико-психолого-педагогической службы в детском саду дело сложное, но необходимое. Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психологического, стоит на повестке дня уже давно. Зачастую, все списывается на школу: влияние ненормируемой учебной нагрузки, несоответствие санитарно-гигиенических условий. Однако, как гласит народная мудрость, «зри в корень». Нельзя забывать, что треть детей, поступающих в школу, уже имеет хронические заболевания. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности, это время установления базовых отношений ребенка с миром. Из детства он выносит то, что сохраняется потом на всю жизиь.
Чем раньше мы обратим внимание на период дошкольного детства, тем лучше. Привлечение большого количества специалистов для работы в детском саду явная заслуга сегодняшнего времени. Но дело это новое, и отсутствие четких требований, с одной стороны, дает почву для разного рода исследований и экспериментов, с другой — вызывает ряд вопросов к организации работы. Настоящее издание ставит перед собой цель сориентировать молодых специалистов (педагога-психолога, логопеда, социального педагога), только начинающих свой профессиональный путь в детском саду. Однако, достаточный материал по организации деятельности, использование авторских разработок могут заинтересовать и опытных специалистов этого профиля.
Основное назначение нашей службы мы видим в создании условий, необходимых для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и социального благополучия. Наши задачи: вовремя помочь ребенку, выявить проблему и скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
В создании сборника принял участие коллектив авторов: руководитель МППС, кандидат биологических наук, Каралашвили Елена Арчиловна; педагог-психолог и социальный педагог Малахова Наталья Евгеньевна; педагоги-психологи Антоненкова Ольга Владимировна и Бабахова Мария Леонидовна и учитель-логопед, финалист окружного конкурса «Воспитатель 2005 года», Савчук Ольга Викторовна.
Медико-психолого-педагогическая служба организована в ГОУ Центре развития ребенка № 2333 в 2001 году. Путь становления службы:
— определение цели, задач и направлений работы;
— создание структуры и организации блоков МППС;
— организация взаимодействия всех участников воспитатель
но-образовательного процесса;
— обобщение опыта работы и его представление на окруж
ной, городской и российский уровень.
Специалисты нашей службы используют современные диагностические методики, новейшие разработки и психопрофилактические программы. Оказывается помощь детям и их родителям: консультирование, тренинги, диагностика, работа по запросам, оформление информационных листов. Специалисты МППС апробируют новые формы работы:
— создание и психолого-педагогическое сопровождение груп
пы кратковременного пребывания детей из Социального
приюта «Марьино»;
— работа с детьми с повышенными интеллектуальными и твор
ческими способностями в условиях детского сада;
— проведение «Экспресс-обзоров групп» с участием всех спе
циалистов МППС, администрации и воспитателей;
— создание индивидуального банка данных воспитанников дет
ского сада (психологическая и педагогическая диагностика,
результаты анкетирования, медицинская диагностика);
— составление «Портрета группы» (социальный, психологи
ческий и медицинский);
— создание родительского клуба «Успешные родители» (со
вместно с психологами и семейными терапевтами округа и
города);
— разработка просветительской программы «Психолог и Я».
Последнее время рынок переполнен учебно-методической и
научной литературой. Молодому специалисту часто трудно сориентироваться, отделить главное от второстепенного. С чего же начинать, как правильно организовать свою работу? Прежде всего следует структурировать работу — заложить фундамент для будущих авторских разработок и творческих идей. Нужно определить цели и задачи, выбрать диагностические методики по возрастным группам, осуществить перспективное планирование, правильно составить график работы. Мы предлагаем необходимый минимум документации, который поможет начинающему специалисту. Дальнейшая работа зависит от ряда факторов:
— направление работы вашего учреждения;
— взаимосвязь между различными структурами детского сада;
— взаимодействие с организациями, имеющими отношение к
образовательному процессу;
— ваши профессиональные интересы.
Надеемся, что предлагаемый материал будет востребован и получит развитие в последующих публикациях.
СТРУКТУРА МППС Состав службы, задачи МППС
Руководитель МППС Медицинский блок:
— врач-педиатр;
— медсестра по массажу;
— инструктор ЛФК;
— медсестра по фитотерапии.
Психологический блок:
— педагоги-психологи.
Педагогический блок:
— логопед;
— социальный педагог.
Основное назначение службы — обеспечение психологического здоровья и эмоционального комфорта детей; психологическое сопровождение детей в период адаптации и создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Направления работы МППС:
— психопрофилактическая;
— психокоррекционная;
— логопедическая;
— оздоровительная;
— просветительская;
— консультационная.