История развития технологии транспортирования и хранения нефти.

В 17 веке нефть хранилась в каменных амбарах. В конце 18 века на нефтяных промыслах нефть транспортировалась к пунктам ее перевозки по деревянным желобам и земляным канавам. Перевозка нефти к потребителям осуществлялась в бурдюках и деревянных бочках. Нефтепродукты перевозились на конных повозках или по воде на баржах. С ростом добычи нефти и ее переработки существующие способы хранения и транспорта нефти и нефтепродуктов стали неэффективны. С 1876 года братья Нобель сделали основные вложения в строительство складов нефти и нефтепродуктов и создания транспортных средств. Одним из наиболее удачных решений братьев Нобель в обустройстве своих нефтяных промыслов стало строительство первого в России 10-километрового нефтепровода производительностью 1280 тонн сутки от Балахинских промыслов до керосинового завода в Черном городе. Братья Нобель первыми предложили заменить деревянные баржи для бочечных перевозок нефтепродуктов по Волге на металлические наливные. Впервые в мире по чертежам братье Нобель было построено нефтеналивное металлическое судно грузоподъемностью 240 тонн. Дальнейшая политика братьев Нобель была направлена на совершенствование складского хозяйства. Они отказались от традиционного бочкотарного складирования в земляных ямах, сопровождавшегося потерями и загрязнением окружающей среды. По заказу братьев Нобель конструирование первых в мире клапанных металлических резервуаров осуществил В.Г.Шухов. В строительство металлических резервуаров и цистерн вкладывались огромные средства, значительно больше, чем в нефтедобычу. Уже в 1980 году суммарная вместимость резервуаров в Товариществе братьев Нобель составила 1974 тыс.м³ . В 1878 году был построен первый в мире танкер – теплоход «Зароастр» грузоподъемностью 250тонн. В это же время сооружаются первые два металлические нефтеналивные баржи по 560 тонн каждая. В 1882 году наши отечественные инженеры создают танкер «Спаситель» - прототип современных танкеров, машинное отделение на котором было вынесено на корму. По разработкам В.Г.Шухова построены классические конструкции металлических плавающих гигантов – нефтеналивных барж длиной 170м, грузоподъемностью 18 тысяч тонн. К 1909 году по Волге плавало более 16 тысяч наливных судов общей грузоподъемностью около 3,5 млн.тонн. В 1964 году были построены магистральные нефтепроводы системы «Дружба» из Поволжья на запад нашей страны и далее в соц.страны. на начало 1993 года компания «Транснефть» эксплуатировала 66 тысяч километров нефтепроводов, продуктопроводов и водоводов с 570 насосными станциями, 1260 стальных и железобетонных резервуаров общей емкостью 16,8 млн.м³.