ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ, ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ

Для выявления грунтовых условий, в которых будет нахо­диться во время эксплуатации трубопровод, а также для орга­низации земляных работ надо знать, какие грунты находятся на трассе, границы их залегания, характеристики и класс по трудности разработки. Для получения таких данных проходят разведочные выработки (скважины или шурфы) на глубину 2,5 — 6 м. Число выработок на 1 км трассы принимается от одной до четырех в зависимости от характера местности и грунтов. Для проходки скважин применяют специальные бу­ровые станки, смонтированные на автомобиле или прицепе. Отобранные из выработок грунты подвергаются в лаборато­рии анализам и испытаниям для определения объемной мас­сы, влажности, гранулометрического состава и т. п.

В ходе гидрологических изысканий определяется уровень грунтовых вод по трассе и его изменение в течение года (по данным метеостанций), а также уровень паводковых вод.

Основная задача геофизических работ на трассе — опре­деление удельного сопротивления, а следовательно, и корро­зионной активности грунтов для проектирования мероприятий по защите трубопровода от коррозии. Данные, получен­ные при электроразведке, могут быть использованы в каче­стве дополнения к характеристикам грунтов, установленным при анализе проб. Полученные при геологических изыскани­ях данные наносят на продольный профиль трассы [23].