ЛИНЕЙНЫЕ СООРУЖЕНИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Основным элементом магистрального трубопровода явля­ются сваренные в непрерывную нитку трубы, представляю­щие собой собственно трубопровод. Как правило, трубопро­воды прокладывают одним из следующих способов:

  • подземным;
  • наземным в искусственной насыпи (на обводненных или заболоченных участках);
  • надземным на опорах (на участках распространения многолетнемерзлых пород).

При подземном способе прокладки магистральные трубо­проводы заглубляют в грунт обычно на глубину 0,8 м до верхней образующей трубы, если большая или меньшая глу­бина не диктуется особыми геологическими условиями или необходимостью поддержания температуры перекачиваемого продукта на определенном уровне. Для магистральных трубо­проводов применяют цельнотянутые или сварные (прямо- и спирально-шовные) трубы диаметром от 300 до 1420 мм. Тол­щина стенок труб определяется проектным давлением в тру­бопроводе, которое может достигать 10 МПа [1, 2].

На пересечениях крупных рек газопроводы (а в некото­рых случаях и нефтепроводы) утяжеляют закрепленными на трубах железобетонными грузами или сплошным бетонным покрытием и заглубляют ниже дна реки [3]. Кроме основной укладывают резервную нитку подводного перехода того же диаметра. На пересечениях железных и крупных шоссейных дорог трубопровод прокладывают в «патроне» из труб. Диа­метр патрона на 100 — 200 мм больше диметра трубопровода.

Для удовлетворения потребностей в нефтепродуктах и газе населенных пунктов, находящихся вблизи трасс нефтепрово­дов и газопроводов, от них прокладывают ответвления или отводы из труб сравнительно малого диаметра, по которым часть потока нефтепродуктов (периодически) и газа (непре­рывно) поставляется в эти населенные пункты. С интервалом 10 — 30 км в зависимости от рельефа трассы на трубопроводе устанавливают линейные краны (на газопроводах) или зад­вижки (на нефтепроводах) для перекрытия участков в случае аварии или ремонта. С обеих сторон линейного крана на газопроводе устанавливают свечи для выпуска газа в атмос­феру при авариях.

Рис. 5.1. Схемы сооружений магистрального газопровода (а) и нефтепровода {б): а: 1 — промысел; 2 — газосборный пункт; 3 — головная КС с очистными устройствами; 4 — отвод к ГРС; 5, б — переходы через железную и шоссейную дорогу; 7 — промежуточная КС; 8, 9 — переходы через реку и овраги; 10 — подземное газохранилище; 11 — станция катодной защиты; 12 — конечная ГРС; б: 1 — промысел; 2 — нефтесборный пункт; 3 — подводящие трубопроводы; 4 — головные сооружения (резервуары, насосная, электростанция и др.); 5 — узел спуска скребка; 6 — линейный колодец; 7 — переход под железной дорогой; 8 — подводный переход через реку; 9 — наземный переход через овраг (ручей); 10 — конечный распределительный пункт

Вдоль трассы проходит линия связи (телефонная, радиоре­лейная), которая имеет диспетчерское назначение. Ее можно использовать для передачи сигналов телеизмерения и телеуп­равления.

Располагаемые вдоль трассы станции катодной и дренаж­ной защиты, а также протекторы защищают трубопровод от наружной коррозии, являясь дополнением к противокоррози­онному изоляционному покрытию трубопровода [15, 23].

На расстоянии 10 — 20 км друг от друга вдоль трассы раз­мещают усадьбы линейных обходчиков, в обязанность кото­рых входит наблюдение за исправностью своего участка тру­бопровода и устройствами электрической защиты трубопро­вода от коррозии.