ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Деловая игра — это упрощенное воспроизводство в игро­вой форме какой-либо реальной хозяйственной ситуации; она представляет собой одновременно как вид экономического моделирования, так и вид лабораторного экономического эк­сперимента.

«Деловая игра — это метод научного познания и вместе с тем — это область знания, она имеет важное значение в проведении экспериментов в социально-экономических системах для дости­жения производственных, исследовательских и учебных целей. Деловая игра — лаборатория игрового имитационного экспери­мента, объектами которого являются процессы производства,

1 Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. С. 238.


социально-производственные и межличностные отношения за­нятых в них людей. Наконец, деловая игра — это форма игро­вого сознания и общения, где происходит их соединение с мо­делями их реализации в условиях ситуации, где имеет место ак­тивизация человеческого фактора, обмен опытом, ролевое общение на деловом и игровом уровнях, совместная коллектив­ная деятельность участников игры»1.

Игровое моделирование хозяйственных процессов стало ши­роко применяться в экономических исследованиях и экономи­ческом образовании начиная со второй половины XX в. В осно­ве появления деловой игры лежал принцип игровой деятельно­сти, широко известный человечеству на протяжении всей истории последнего.

«Игра старше культуры, ибо понятие культуры, как бы несо­вершенно его ни определяли, в любом случае предполагает че­ловеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Да, можно с увереннос­тью заявить, что человеческая цивилизация не добавила никого существенного признака к общему понятию игры. Животные играют точно так же, как и люди»2.

К основным компонентам игры относятся: 1) игровые роли; 2) правила игры; 3) технология игры, т.е. принципы моделиро­вания этой игрой каких-либо процессов, если, естественно, та­ковое предполагается3.

Что касается собственно деловых игр, то их отличают следу­ющие признаки:

1) деловые игры моделируют возможные варианты поведения людей в деловых ситуациях;

2) деловые игры учат управлять, они обучают и посредством их проводится исследование реальных хозяйственных ситуаций;

3) деловые игры обучают деловому общению;

4) деловые игры прививают обучаемым деловую психологию.
В целом третий и четвертый пункты можно охарактеризовать

как имитационное обучение — вот почему деловые игры иногда еще называют имитационными играми, так как главной целью деловой игры в большинстве случаев является имитация деловой ситуации.

1 Деловые игры в мире. СПб., 1992. С. 55-56.

2 Хейзинга И. Homo ludens. Человек играющий: В тени завтрашнего дня. М.,
1992. С. 9-10. Любопытны названия некоторых глав этой работы: «Игра и
война», «Игра и мудрость», «Игра и поэзия», «Игровые формы философии»,
«Игровые формы искусства» и т.п.

3 Противоположный случай — бесцельная игра, игра ради самой игры.

\2 - 2750Орехов 33


 


Имитационная игра это игра, в которой воспроизводится какая-либо реальная, практическая, жизненная ситуация с зада­чей лучшего овладения последней посредством имитации и подра­жания.

Деловые игры выполняют не только имитационную функцию, они также пытаются «развить» и «разработать» реальную дело­вую ситуацию с целью получения о последней максимальной ин­формации, — в этом состоит исследовательская функция дело­вой игры.