ФОРМАЛИЗАЦИЯ И МАТЕМАТИЗАЦИЯ КАК МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Человек как познающий субъект в ходе исследования процессов окружающего мира сталкивается со значительными трудностями и проблемами. Его разум порой оказывается не в состоянии справиться с решением тех неординарных задач, что предлагают ему природа и общество. Однако в своей познавательной практике человеку удалось изобрести ряд важнейших гносеологических приемов (методов), значительно упростивших ему исследовательский процесс и одновременно позволивших добиться почти что фантастического прорыва в неизвестные реальности. Двумя такими наиважнейшими гносеологическим методами стали формализация и математизация.
Формализация — это гносеологический метод, основанный на выявлении и фиксации формальной структуры исследуемого процесса или явления, а также приписывающий содержательным элементам процесса (или явления) некоторые абстрактные символы и значения; результатом процесса формализации является создание формализованной модели процесса или явления, позволяющей получить об этом процессе или явлении новое знание и информацию. В самом широком аспекте формализация понимается как отделение формы предмета или процесса от его содержания.
«В широком смысле "формализацией" является всякое представление внутреннего содержания во внешней форме»1.
Значение процесса формализации в исследовательском процессе чрезвычайно велико. Этот процесс обозначает логическую структуру формализуемой теории и, самое главное, повышает ее эвристический уровень и упрощает для исследователя процесс получения необходимых выводов.
«Формализованное описание, умение использовать абстрактный уровень представления информации, как правило, качественно упрощает получение необходимых выводов, делает их надежнее и точнее, удесятеряет силы талантливого исследователя»2.
Существует несколько основных этапов формализации: первый из них можно охарактеризовать как формализацию на базе естественного, т.е. повседневного, языка общения.
240
Алексеев Б.Т. Философские проблемы формализации. Л., 1981. С. 4. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество: Проблемы формализованного описания. М, 1982. С. 24-25.
241
«Формализация знания осуществляется первоначально с помощью средств естественного языка. ...Уже в естественном языке заложена возможность для формализации мышления, ибо язык способствует отделению мысли от ее предмета, выступая в качестве "посредника" между ними. Дальнейшее освобождение мышления от предметного содержания происходит благодаря тому, что языковые знания в принципе лишь условно связаны с тем, к чему они относятся; следовательно, (они. — А. О.) могут быть заменены любыми другими знаками»1.
Но естественная (языковая) формализация не обеспечивает однозначного использования понятий, что является весьма важным для процесса научного творчества и научной коммуникации. Более того, она не может обеспечить полноту конструируемой теории, что выступает весьма важным показателем ее истинности2.
Следующим этапом формализации научного знания является его логическая формализация. Именно логическая формализация в научном исследовании обеспечивает самый высокий уровень коммуникативного контакта между различными исследователями3.
Логическая формализация, т.е. формализация на основе правил формальной и математической логики, требует обеспечения целого ряда условий: 1) создания «алфавита» формализуемой системы; 2) разработки правил «грамматики», по которым происходит формализация, включая правила логического вывода; 3) разделения основных и неосновных предложений, т.е. выделения аксиом, из которых впоследствии будут выведены теоремы данной теории. Последний пункт вносит важное дополнение в задачу логической формализации, указывая, что одной из ступеней логической формализации должна стать аксиоматизация формализуемой теории.
Логическая формализация — сложный многоступенчатый процесс. Как правило, такая формализация никогда не бывает абсолютной или полной. Одним из главных препятствий на пути к абсолютной логической формализации научного знания является несовместимость друг с другом требований полноты и непротиворечивости, доказательству чего была посвящена так назы-
Алексеев Б.Т. Указ. соч. С. 113.
Полнота теории— это возможность доказательного выведения из первоначальных постулатов или аксиом всех предложений данной теории. Ср. с высказыванием польского логика Яна Лукасевича: «Каждая научная истина для того, чтобы быть воспринятой, должна быть включена в понятную для каждого внешнюю форму» (цит. по: Алексеев Б.Т. Указ. соч. С. 117).
ваемая «теорема Геделя»1. Эта теорема утверждает, что абсолютная полнота формализованной теории возможна только при наличии в ней высказываний, которые недоказуемы в рамках самой теории. Если же все высказывания теории являются доказуемыми в рамках самой теории, то сама теория при этом будет неполной.
Важнейшей составной частью формализации является ее символизация, которую можно определить как разработку системы определенных условных обозначений в рамках создания искусственного языка науки. Символизация традиционно начинается с применения специальных научных терминов, которые постепенно заменяются определенными символами, а уже символы, группируясь и комбинируясь друг с другом, постепенно превращаются в искусственный, специальный язык науки, понятный лишь данной группе исследователей. Этот искусственный язык для них исполняет роль шифра или кода, при помощи которого это научное сообщество взаимодействует друг с другом.
«Наука прибегает сначала к терминологии, затем к символам, а затем к созданию специальных языков»2.
Помимо логического и языкового типов формализации существует еще один весьма эффективный и гораздо более распространенный метод улучшения качества формализованного знания — это его математизация.
Математизацию можно определить как специфический метод формализации научного (и всякого иного) знания, основанный на использовании процедур измерения, сравнения и счета.
Логико-гносеологический смысл математизации примерно такой же, как и у метода формализации: выделение формальной структуры объекта и оперирование с ней. В случае математизации такое формальное оперирование сводится в первую очередь к количественным, численным процедурам: измерению, сравнению и счету.
Существуют два основных метода математизации: метрическая математизация (классический подход к математизации, основанный на измерении, сравнении и счете) и неметрическая математизация (основанная на переносе в другую науку структуры математического знания).
Метрическая математизация — это математизация посредством внедрения в ту или иную область науки количественных процедур измерения, счета и сравнения.
1 Гедель К. (1906-1978) — австрийский математик и логик.
2 Алексеев Б.Т. Указ. соч. С. 131.
242
243
в экономическую теорию и практику принципов качественной математики.
Как определить качественную математику? Качественная математика — это тип математики, который исследует количественные и численные калькуляции в их тесной взаимосвязи с качественными изменениями изучаемых объектов.
Согласно Р. Пэнто и М. Гравитцу, качественную математику можно также охарактеризовать как «гуманитарную математику»1. Качественная математика в экономических исследованиях применяется в тех случаях, когда экономические отношения проще представить в виде геометрических отношений, отражающих определенные изменения или сдвиги качеств и свойств хозяйственных объектов. Особенно успешно в экономике применяются различные графы, сети, блок-схемы и т.п. Качественный математический метод также можно связывать с проблемой градуирования и шкалирования сложных хозяйственных объектов. Примером успешного применения в экономике качественной математики может служить «паутинообразная модель» развития отрасли, разработанная голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премиии 1969 г. Яном Тинбергеном на основе анализа экономического цикла в свиноводстве2.