ЭКСПЕРИМЕНТ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Прежде чем вести речь о проблемах и трудностях экономического экспериментирования, необходимо немного подробнее остановиться на проблемах и трудностях социального экспериментирования в целом, а также на том, как проводятся эксперименты в различных социальных науках и какие сложности здесь возникают.
Вспомним еще раз то, что мы говорили в главе 3.
Социальный эксперимент — это исследование какого-либо социального явления путем активного воздействия на него; при этом либо создаются какие-то новые социальные условия согласно целям данного эксперимента и меняется течение социального процесса в нужном направлении, либо сам социальный процесс воспроизводится искусственно посредством его моделирования.
1 «Это не означает, что в процессе, например, коллективизации с помощью экспериментов нельзя (было. — А.О.) искать наиболее приемлемые формы осуществления кооперативного плана. Однако сама коллективизация не становится от этого экспериментом» (Рогожин А.С. Указ. соч. С. 10—11).
Можно дать и другое определение:
«Под социальным экспериментом в науке понимается такой метод исследования, основной задачей которого является проверка гипотез о социальных фактах в условиях, позволяющих з возможно более короткий срок и наименьшими средствами об-наружить в "чистом" виде, измерить и доказать наличие или отсутствие соответствующих связей между явлениями»1.
Все социальные эксперименты можно разделить на предметные /вещественные) и на мысленные (идеальные). Далее речь*пойдет исключительно о предметных (вещественных) экспериментах.
При проведении этих экспериментов возникают следующие проблемы (здесь мы разъясняем несколько подробнее то, о чем уже говорили в главе 3).
1. Этот эксперимент связан с воздействием на других индивидов и потому всегда имеет определенные моральные и юридические ограничители.
Иначе говоря, проведение социальных экспериментов может быть связано с нарушением прав человека. Это могут быть, например, личные права — право на жизнь, право на безопасность, право на получение медицинской помощи или, к примеру, экономические права — право на работу, право на страховое обеспечение в случае производственной травмы, право на пособие по безработице в случае потери работы и т.п. Привлечение того или иного индивида к социальным экспериментам не может носить принудительный характер: участие данного индивида должно быть исключительно добровольным; практически во всех случаях участники социального эксперимента — это добровольцы (волонтеры).
Кроме того, социальные эксперименты должны проводиться без грубых нарушений закона и норм морали.
Все вышесказанное относится и к экономическим экспериментам. Участники последних должны быть волонтерами, и проведение данных экспериментов не должно влечь за собой юридических или моральных последствий как для организаторов эксперимента, так и для его участников2.
Куприян A.M. Методологические вопросы социального эксперимента. М., 1971. С. 99.
Проблема значительной части экономических экспериментов в СССР как раз и заключалась в том, что их инициаторы постоянно находились под дамокловым мечом Фемиды. А один из самых известных «социалистических экспериментаторов» 60—70-х гг. — казахстанец Иван Худенко — был даже приговорен к тюремному заключению.
2. Этот эксперимент имеет большие сложности в своей вос
производимости; многие социальные эксперименты можно про
вести только один или несколько раз; все социальные эксперимен
ты проводятся в конкретных социальных исторических услови
ях, многократное воспроизведение социальных экспериментов
в одних и тех же условиях практически невозможно.
Социальные явления вообше принадлежат к числу трудновос-производимых феноменов. Общественная среда, в которой проводятся эксперименты, чрезвычайно текуча и непостоянна, и даже если удается добиться многократного воспроизведения какого-либо социального эксперимента, то фактически это так или иначе связано с изменением условий экспериментирования. Создание же лабораторной социальной среды с постоянными условиями — дело весьма трудоемкое и требует значительных инвестиций.
3. Некоторые социальные эксперименты могут оказать небла
гоприятное воздействие на общество и его внешнюю среду.
Последний момент нас снова возвращает к первому пункту — только уже в несколько ином, экологическом ракурсе. Очевидно, как мы заметили ранее, социальное экспериментирование может повредить индивидам, участвующим в данном эксперименте; однако помимо этого оно еще может неблагоприятно воздействовать на людей, которые вообще никак в этом эксперименте не участвуют, а также нанести ущерб природной и социальной среде, в рамках которой проводится эксперимент. Последствия здесь могут быть самыми непредсказуемыми — такими, что предвидеть заранее просто невозможно. Депрессии, психические отклонения, социальные конфликты различного рода, загрязнения внешней среды — это самые незначительные из возможных последствий. Вот почему любой социальный эксперимент должен быть строго контролируемым, чтобы исключить подобные явления.
Еще одна проблема социального эксперимента -— это достижение «нейтральности» тех объектов, с которыми проводится эксперимент (если, конечно, сам эксперимент не требует обратного). Дж.Н. Кейнс утверждал по данному поводу:
«Опыты, предполагающие сознательную деятельность объекта, также имеют свою слабую сторону, состоящую в том, что лица, являющиеся объектом опыта, могут быть сами заинтересованы в его результатах»1.
Такая заинтересованность может быть вызвана различными факторами: идеологическими, эмоциональными, психологическими и т.п. Поиск таких факторов и их последующее исключенное составляют предварительный этап проведения всякого социального эксперимента.
Как же применяется социальный эксперимент в различных социальных науках, и в какой из них его использование выглядит наиболее эффективным?
На удивление, значительная часть социальных наук вообще обходится без всякого экспериментирования, поскольку в силу упоминавшихся выше причин оно там или сильно затруднено, или практически невозможно. К таким наукам, например, относятся философия, культурология, история, антропология, этнография, политология.
Это вовсе не значит, что такие науки вообще не пользуются данными социальных экспериментов; в том или ином порядке они привлекают к своему анализу экспериментальные данные других социальных наук — социологии, психологии, педагогики.
Социология, психология и педагогика — вот три науки, более или менее успешно применяющие экспериментирование в своей области и, главное, добившиеся на этом пути наибольших успехов.
Социологический эксперимент — это исследование социального взаимодействия людей путем активного влияния на такое взаимодействие или создания искусственных условий для него.
Большинство социологических (а также психологических и некоторых иных) экспериментов строятся по принципу поиска экспериментальной переменной, когда сравниваются два (или более) социологических объекта. Обычно какой-то из этих объектов выполняет экспериментальную функцию, а другой — контрольную. Из сравнения обоих функций и выводится результат Данного эксперимента. Главное для социолога — это получить Зчачимые для своего исследования результаты.
«Неудача исследования заключается отнюдь не в отрицательном результате, — иногда он имеет большее значение, чем положительный, — а в получении ничего не означающих данных»1.
Важное значение для социолога имеют косвенные наблюдения, Когда ведется поиск так называемых квазиэкспериментальных
224
Кейнс Дж.Н. Предмет и метод политической экономии. С. 141.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., "995. С. 191.
2750 Орехов 225
признаков: такие признаки порой могут дать больше, чем изучение собственно экспериментальных данных.
«Вряд ли целесообразно спрашивать посетителей музея, нравятся ли им импрессионисты (конечно же, нравятся). Вместо этого социологи пытаются замерить степень истертости лакового покрытия полов у художественных полотен, считающихся знаменитыми. Самые популярные книжки — не те, о которых идет разговор респондента и интервьюера, а имеющие совершенно затрепанный вид библиотечные экземпляры приключенческих и любовных романов»'.
Психологический эксперимент — это исследование психических свойств человека путем активного воздействия на его поведение или создание определенных искусственных условий для их проявления.
В большинстве случаев при психологическом эксперименте исследуются следующие виды психической динамики: 1) поведение индивидов; 2) языковое сознание индивидов; 3) экспрессивные формы эмоциональных состояний; 4) биографический путь личности.
Психологический эксперимент значим для психологии благодаря трем своим качествам: этичности, экономичности и возможности для исследователя проявить свою собственную активность.
«Три важных момента: большая этичность, меньшая трудность исследования при достаточной эффективности (имеется в виду "легкость" вычленения нужных параметров. —А. О.), возможность контроля хода событий в силу возросшей активности экспериментатора — позволили психологическому эксперименту развиться в многообразные формы, образовать почти невообразимое число множество современных частных методов и методик»2.
И хотя некоторые исследователи отрицали и продолжают отрицать существование экспериментальной психологии как особого направления в психологии3, тем не менее можно утверждать, что такое направление все же существует, а его базисом является метод психологического эксперимента.
Педагогический эксперимент — это исследование методов обучения и воспитания посредством активного вмешательства в про-
1 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. С. 194.
2 История становления и развития экспериментально-психологических иссле
дований в России. М., 1990. С. 23-24.
3 Например, русский психологА.Ф.Лазурский утверждал: «Особой "эксперимен
тальной психологии" нет и не может быть, так как эксперимент есть лишь ме
тод, который можно применить в любом из отделов психологии» (История ста
новления и развития экспериментально-психологических исследований в Рос
сии. М., 1990. С. 69).
иесс образования и воспитания или путем создания искусственных условий для воспитуемых или обучаемых с целью получения новых исследовательских данных.
Педагогический эксперимент широко применяется в современных способах обучения, и очень многие социальные практики современного образования (например, балльно-рейтинго-0ая система зачета, тестирование, дистантное образование и т.п.) развились именно из педагогического эксперимента.
И наконец, особое место среди социальных экспериментов должно быть отведено экономическому эксперименту.