ЭКСПЕРИМЕНТ В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Прежде чем вести речь о проблемах и трудностях экономи­ческого экспериментирования, необходимо немного подробнее остановиться на проблемах и трудностях социального экспери­ментирования в целом, а также на том, как проводятся экспе­рименты в различных социальных науках и какие сложности здесь возникают.

Вспомним еще раз то, что мы говорили в главе 3.

Социальный эксперимент это исследование какого-либо со­циального явления путем активного воздействия на него; при этом либо создаются какие-то новые социальные условия согласно це­лям данного эксперимента и меняется течение социального процесса в нужном направлении, либо сам социальный процесс воспроизво­дится искусственно посредством его моделирования.

1 «Это не означает, что в процессе, например, коллективизации с помощью экспериментов нельзя (было. — А.О.) искать наиболее приемлемые формы осуществления кооперативного плана. Однако сама коллективизация не ста­новится от этого экспериментом» (Рогожин А.С. Указ. соч. С. 10—11).


Можно дать и другое определение:

«Под социальным экспериментом в науке понимается такой метод исследования, основной задачей которого является про­верка гипотез о социальных фактах в условиях, позволяющих з возможно более короткий срок и наименьшими средствами об-наружить в "чистом" виде, измерить и доказать наличие или отсутствие соответствующих связей между явлениями»1.

Все социальные эксперименты можно разделить на предметные /вещественные) и на мысленные (идеальные). Далее речь*пойдет исключительно о предметных (вещественных) экспериментах.

При проведении этих экспериментов возникают следующие проблемы (здесь мы разъясняем несколько подробнее то, о чем уже говорили в главе 3).

1. Этот эксперимент связан с воздействием на других инди­видов и потому всегда имеет определенные моральные и юриди­ческие ограничители.

Иначе говоря, проведение социальных экспериментов может быть связано с нарушением прав человека. Это могут быть, на­пример, личные права — право на жизнь, право на безопасность, право на получение медицинской помощи или, к примеру, эко­номические права — право на работу, право на страховое обеспе­чение в случае производственной травмы, право на пособие по безработице в случае потери работы и т.п. Привлечение того или иного индивида к социальным экспериментам не может носить принудительный характер: участие данного индивида должно быть исключительно добровольным; практически во всех случаях уча­стники социального эксперимента — это добровольцы (волон­теры).

Кроме того, социальные эксперименты должны проводиться без грубых нарушений закона и норм морали.

Все вышесказанное относится и к экономическим эксперимен­там. Участники последних должны быть волонтерами, и про­ведение данных экспериментов не должно влечь за собой юри­дических или моральных последствий как для организаторов эксперимента, так и для его участников2.

Куприян A.M. Методологические вопросы социального эксперимента. М., 1971. С. 99.

Проблема значительной части экономических экспериментов в СССР как раз и заключалась в том, что их инициаторы постоянно находились под дамокло­вым мечом Фемиды. А один из самых известных «социалистических экспери­ментаторов» 60—70-х гг. — казахстанец Иван Худенко — был даже пригово­рен к тюремному заключению.


 




2. Этот эксперимент имеет большие сложности в своей вос­
производимости;
многие социальные эксперименты можно про­
вести только один или несколько раз; все социальные эксперимен­
ты проводятся в конкретных социальных исторических услови­
ях, многократное воспроизведение социальных экспериментов
в одних и тех же условиях практически невозможно.

Социальные явления вообше принадлежат к числу трудновос-производимых феноменов. Общественная среда, в которой про­водятся эксперименты, чрезвычайно текуча и непостоянна, и даже если удается добиться многократного воспроизведения какого-либо социального эксперимента, то фактически это так или иначе связано с изменением условий экспериментирования. Создание же лабораторной социальной среды с постоянными условиями — дело весьма трудоемкое и требует значительных инвестиций.

3. Некоторые социальные эксперименты могут оказать небла­
гоприятное воздействие
на общество и его внешнюю среду.

Последний момент нас снова возвращает к первому пункту — только уже в несколько ином, экологическом ракурсе. Очевид­но, как мы заметили ранее, социальное экспериментирование может повредить индивидам, участвующим в данном экспери­менте; однако помимо этого оно еще может неблагоприятно воздействовать на людей, которые вообще никак в этом экспе­рименте не участвуют, а также нанести ущерб природной и со­циальной среде, в рамках которой проводится эксперимент. Последствия здесь могут быть самыми непредсказуемыми — та­кими, что предвидеть заранее просто невозможно. Депрессии, психические отклонения, социальные конфликты различного рода, загрязнения внешней среды — это самые незначительные из возможных последствий. Вот почему любой социальный эк­сперимент должен быть строго контролируемым, чтобы исклю­чить подобные явления.

Еще одна проблема социального эксперимента -— это дости­жение «нейтральности» тех объектов, с которыми проводится эксперимент (если, конечно, сам эксперимент не требует обрат­ного). Дж.Н. Кейнс утверждал по данному поводу:

«Опыты, предполагающие сознательную деятельность объекта, также имеют свою слабую сторону, состоящую в том, что лица, являющиеся объектом опыта, могут быть сами заинтересованы в его результатах»1.


Такая заинтересованность может быть вызвана различными факторами: идеологическими, эмоциональными, психологичес­кими и т.п. Поиск таких факторов и их последующее исключе­нное составляют предварительный этап проведения всякого со­циального эксперимента.

Как же применяется социальный эксперимент в различных социальных науках, и в какой из них его использование выгля­дит наиболее эффективным?

На удивление, значительная часть социальных наук вообще обходится без всякого экспериментирования, поскольку в силу упоминавшихся выше причин оно там или сильно затруднено, или практически невозможно. К таким наукам, например, от­носятся философия, культурология, история, антропология, эт­нография, политология.

Это вовсе не значит, что такие науки вообще не пользуются данными социальных экспериментов; в том или ином порядке они привлекают к своему анализу экспериментальные данные других социальных наук — социологии, психологии, педаго­гики.

Социология, психология и педагогика — вот три науки, бо­лее или менее успешно применяющие экспериментирование в своей области и, главное, добившиеся на этом пути наиболь­ших успехов.

Социологический эксперимент — это исследование социально­го взаимодействия людей путем активного влияния на такое вза­имодействие или создания искусственных условий для него.

Большинство социологических (а также психологических и неко­торых иных) экспериментов строятся по принципу поиска эк­спериментальной переменной, когда сравниваются два (или более) социологических объекта. Обычно какой-то из этих объектов выполняет экспериментальную функцию, а другой — конт­рольную. Из сравнения обоих функций и выводится результат Данного эксперимента. Главное для социолога — это получить Зчачимые для своего исследования результаты.

«Неудача исследования заключается отнюдь не в отрицатель­ном результате, — иногда он имеет большее значение, чем по­ложительный, — а в получении ничего не означающих данных»1.

Важное значение для социолога имеют косвенные наблюдения, Когда ведется поиск так называемых квазиэкспериментальных


 


224


Кейнс Дж.Н. Предмет и метод политической экономии. С. 141.


Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., "995. С. 191.

2750 Орехов 225


признаков: такие признаки порой могут дать больше, чем изу­чение собственно экспериментальных данных.

«Вряд ли целесообразно спрашивать посетителей музея, нра­вятся ли им импрессионисты (конечно же, нравятся). Вместо этого социологи пытаются замерить степень истертости лакового по­крытия полов у художественных полотен, считающихся знаме­нитыми. Самые популярные книжки — не те, о которых идет разговор респондента и интервьюера, а имеющие совершенно затрепанный вид библиотечные экземпляры приключенческих и любовных романов»'.

Психологический эксперимент это исследование психических свойств человека путем активного воздействия на его поведение или создание определенных искусственных условий для их проявления.

В большинстве случаев при психологическом эксперименте исследуются следующие виды психической динамики: 1) пове­дение индивидов; 2) языковое сознание индивидов; 3) экспрес­сивные формы эмоциональных состояний; 4) биографический путь личности.

Психологический эксперимент значим для психологии благо­даря трем своим качествам: этичности, экономичности и возмож­ности для исследователя проявить свою собственную активность.

«Три важных момента: большая этичность, меньшая трудность исследования при достаточной эффективности (имеется в виду "легкость" вычленения нужных параметров. —А. О.), возможность контроля хода событий в силу возросшей активности экспери­ментатора — позволили психологическому эксперименту развиться в многообразные формы, образовать почти невообразимое чис­ло множество современных частных методов и методик»2.

И хотя некоторые исследователи отрицали и продолжают от­рицать существование экспериментальной психологии как осо­бого направления в психологии3, тем не менее можно утверж­дать, что такое направление все же существует, а его базисом является метод психологического эксперимента.

Педагогический эксперимент это исследование методов обу­чения и воспитания посредством активного вмешательства в про-

1 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. С. 194.

2 История становления и развития экспериментально-психологических иссле­
дований в России. М., 1990. С. 23-24.

3 Например, русский психологА.Ф.Лазурский утверждал: «Особой "эксперимен­
тальной психологии" нет и не может быть, так как эксперимент есть лишь ме­
тод, который можно применить в любом из отделов психологии» (История ста­
новления и развития экспериментально-психологических исследований в Рос­
сии. М., 1990. С. 69).


иесс образования и воспитания или путем создания искусственных условий для воспитуемых или обучаемых с целью получения новых исследовательских данных.

Педагогический эксперимент широко применяется в совре­менных способах обучения, и очень многие социальные прак­тики современного образования (например, балльно-рейтинго-0ая система зачета, тестирование, дистантное образование и т.п.) развились именно из педагогического эксперимента.

И наконец, особое место среди социальных экспериментов должно быть отведено экономическому эксперименту.