ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ И АНКЕТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Опрос является важнейшим видом вербального экономичес­кого наблюдения. Но впервые этот метод был изобретен социо­логами и психологами и в своем массовом виде стал применяться примерно с 50—60-х гг. прошлого столетия. Широко он стал ис­пользоваться и в экономической социологии и психологии — наряду с тестированием, экспериментированием и другими ме­тодами.

«Опрос — это способ получения вербальной (письменной или устной) информации путем прямого или косвенного взаимодей­ствия исследователя с опрашиваемыми (респондентами) в фор­ме регистрации ответов на вопросы при помощи специальных документов»1.

Несмотря на очевидную простоту этого метода, эффективное пользование им доступно лишь человеку, имеющему навыки профессионального социологического образования. Экономис­там, плохо знающим социологию, можно порекомендовать здесь самообразование в форме проработки учебных пособий по мето­дологии социологических исследований2.

«Искусство использования этого (опросного. — А.О.) метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спра­шивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив еще несколько Других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать эти вещи, не прибегая К опросу, — мы получим более или менее полное представле­ние о возможностях этого метода»3.

В книге немецкой исследовательницы Элизабет Ноэль «Мас­совые опросы» сформулированы в виде афоризмов некоторые из

Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемология. М.,

1999. С. 268.

Например, это могут быть книги, указанные в библиографии этой главы:

Р. Пэнто — М. Гравитца, В.А. Ядова, Г.С. Батыгина.

Ядов В.А. Указ. соч. С. 229.


 



 


217


этих правил. Например: «Чтобы уметь доказывать, мы должны считать», «Высказывание обо всех не является высказыванием

0 каждом», «Не интервьюер, а вопросник должны быть хитры­
ми», «Следует изучать метод, учитывая ошибки в его примене­
нии» и т.п.1

Существует несколько основных видов опроса, но для эконо­мических исследований первостепенное значение имеют два из них — экономическое интервьюирование и экономическое анкети­рование.

Интервью в целом — это метод устного опроса, где исследо­вание проходит в форме особой беседы (формализованной или неформализованной) исследователя с респондентом. Экономичес­кое интервьюирование — это проведение формализованной или не­формализованной беседы с респондентом в целях получения каких-либо экономических сведений или данных.

Проблемы экономического интервьюирования подробно рас­смотрены в работах С.А. Белановского2. С его точки зрения, экономическое интервью может быть либо формализованным, либо неформализованным. У каждого из этих способов сбора экономической информации есть свои достоинства и недостат­ки. Формализованное интервью позволяет обрабатывать получен­ный массив первичной экономической информации статисти­ческими методами и получать сведения в количественной фор­ме, пригодной для использования в математических моделях. Неформализованное интервью позволяет получить более «живые» и «эмоциональные» экономические данные, пригодные для пос­ледующей качественной обработки. В целом оба вида интервью могут быть плодотворными при условии, что исследователь-эко­номист правильно ставит цели своей работы и проводит интер­вьюирование наиболее эффективным способом.

Анкетирование — метод так называемого социологического опроса, когда где респонднент заполняет специальную анкету, отвечая на те или иные вопросы исследователя. Все эти вопро­сы находятся между собой в особом внутреннем единстве, вза­имной согласованности, и в результате, анализируя совокупность всех вопросов, исследователь получает необходимый для рабо­чей гипотезы массив социальной информации. Соответствен­но, экономическое анкетирование это проведение с респонден­том формализованной беседы, когда последний сообщает интер-

1 Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1993.

2 См., например: Белановский С.А. Метод интервью в исследованиях эконо­
мических процессов. М., 1994.


вьюеру какие-либо экономические сведения, отвечая на взаимосвя­занные вопросы анкеты.

В отличие от интервьюирования экономическое анкетирова­ние всегда формализовано, а преобладающим типом вопросов, используемым в нем, является «закрытый тип», т.е. вопросы, пред­полагающие один из заранее предусмотренных ответов. Эконо­мическое анкетирование, в отличие от интервьюирования, боль­шей частью проводится анонимно и без непосредственного уча­стия исследователя-интервьюера.

Основные принципы анкетирования вкратце сформулирова­ны у В.А. Ядова1, и в переложении к экономическим исследо­ваниям они могут быть обозначены следующим образом:

• опросный лист формулируется с учетом психологии опра­шиваемого;

• учитывается экономическая культура и практический хо­зяйственный опыт респондентов;

• частные вопросы должны предварять общие вопросы;

• все смысловые блоки вопросника должны быть примерно равного объема;

• сначала должны следовать более простые вопросы, касаю­щиеся хозяйственной жизни респондента, — «событийные», затем более сложные — «мотивационные», после снова про­стые, в конце — несколько наиболее сложных вопросов, и в самом конце — «паспортичка», т.е. общие сведения о ре­спонденте.

Экономическое интервьюирование и анкетирование ныне все более широко используются при получении разнообразной эко­номической информации, и задача приобретения начинающим экономистом социологических навыков проведения подобных исследований, вероятно, должна ставиться уже на уровне бака­лавриата.