МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КАРЛА ПОППЕРА

Сэр Карл Поппер — один из самых известных представите­лей западной философии XX в. Он проявил себя и как видный социальный философ, противник тоталитаризма в любом его проявлении («Открытое общество и его враги» (1945, рус. 1992)), и как крупнейший эпистемолог (специалист в области теории познания) и методолог своего времени. Основные эпистемоло­гические и методологические работы Поппера собраны в кни­гах «Логика и рост научного знания»1 и «Эволюционная эписте­мология и логика социальных наук»2.

В методологии К. Поппер — выдающийся представитель на­правления, которое может быть обозначено как критицизм, кри­тический рационализм или критический эмпиризм (чаще всего употребляются первых два названия, третье является не совсем точным). Суть этого направления, а также суть самой философ­ской методологии Поппера можно свести к следующему утвер­ждению: «Подвергай все критике».

«Ничто не свободно и не должно считаться свободным от критики — даже сам основной принцип критического метода»3.

Но сама критика, по мнению К. Поппера, бывает различной: необходимо отличать правильный метод критики от ошибочно­го. Основные черты правильного критического метода следую­щие: рациональность (доказуемость, обоснованность); диалектич-ность (стремление выявить противоречия); апелляция к научному знанию (сциентизм); дедуктивизм (опора на дедуктивные, а на не индуктивные суждения); стремление сделать любое знание хотя бы в принципе опровержимым (метод фальсификации или просто фальсификационизм).

Рассмотрим вкратце каждую из этих черт.

Рациональность и сциентизм — это два краеугольных камня попперовской методологии. Только наука по-настоящему раци­ональна, и только рациональность научного типа может быть истинной рациональностью. Почему? По мнению Поппера, на­учное знание — единственная сфера подлинно объективного зна­ния, знания, независимого от пристрастий и оценок субъекта. Именно в этой сфере нет места вере, на которой основывается субъективное знание, и потому только здесь мы можем доказы-

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Поппер К. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.

Поппер К. Логика и рост научного знания. С. 77.


вать и в конечном счете сводить все наши суждения к «истине» или «лжи».

«Вся научная деятельность есть деятельность, направленная на рост объективного знания»1.

«Диалектичность» у Поппера означает применение всего по­зитивного, что есть в гегелевском учении и, прежде всего, прин­ципа противоречия, основанного на позитивной критике теорий или гипотез. Правда, противоречия британский философ трак­тует скорее в «формальном», «аристотелевском» духе, чем в «ди­алектическом», «гегелевском», но это не меняет сути дела:

«Противоречия имеют огромное значение в истории мышле­ния, — столь же важное, сколь и критика. Ведь критика, в сущ­ности, сводится к выявлению противоречия... Без противоречий, без критики не было бы рационального основания изменять те­ории, не было бы интеллектуального прогресса... Таким образом, противоречия, чрезвычайно плодотворны и действительно явля­ются движущей силой любого прогресса в мышлении»2.

«Дедуктивизм» К. Поппера, его опору на гипотетико-де-дуктивный метод, следует увязывать с критикой британским философом индукции как ключевого метода предшествующего К. Попперу логического позитивизма и с критикой верификации как неудовлетворительного способа подтверждения истины3:

«Ни одна научная теория не может быть каким-либо образом быть дедуцирована из наблюдаемых утверждений или быть опи­сана как функция истинности наблюдаемых утверждений»4.

Что касается критерия верификации, то он неудовлетворителен хотя бы потому, что является слишком жестким и слишком уз­ким: он элиминирует из науки ее основные теории и гипотезы, поскольку большинство из них нельзя подтвердить (или логи­чески строго вывести) напрямую фактами и наблюдениями; при этом он позволяет подвести под научное знание некоторые из паранаук — астрологию, парапсихологию и т.п.

«(Принцип верификации. — А. О.) исключает из науки прак­тически все, что ее характеризует, в то же время оказываясь не в состоянии исключить из нее астрологию»5.

Поппер К. Логика и рост научного знания. С. 459.

Поппер К. Что такое диалектика?//Вопросы философии. 1995. № 1.С. 121. Верификация — метод проверки истинности, при котором любое утвержде­ние о мире должно быть в конечном счете соотнесено с чувственными дан­ными.

Поппер К. Логика и рост научного знания. С. 40. Там же.


 


54


55


Взамен критерия верификации К. Поппер предлагает другой критерий (или способ) подтверждения «истины» — фальсифи­кацию (фальсифицируемость). Основная идея, лежащая в осно­ве этого нового критерия, — идея потенциальной проверяемости каждого научного высказывания (по соответствующим критериям научности и истинности) и идея потенциальной опровержимос-ти его.

«Я не требую, чтобы каждое научное высказывание было дей­ствительно проверено, прежде чем оно будет принято. Я требую, чтобы каждое научное высказывание допускало проверку»1.

Научные утверждения, если их трактовать в духе данного критерия, во многих случаях должны принимать негативную форму.

«Они (утверждения. — А.О.) не утверждают, что нечто суще­ствует или что-то в этом роде: они отрицают это. Они настаи­вают на несуществовании определенных вещей или неопределен­ного положения дел, запрещая эти вещи или состояние событий; они объявляют их вне закона. И именно поэтому они и могут быть фальсифицируемы»2.

В конечном счете, как полагает К. Поппер, мы должны стре­миться не к тому, чтобы подтвердить ту или иную теорию, а к то­му, чтобы опровергнуть, отбросить ее. До тех пор, пока нам это не удается сделать, теория может хотя бы потенциально считаться истинной, пусть даже понятие истины и ее критерии представ­ляются весьма зыбкими и неопределенными. В принципе, эти критерии даже могут отсутствовать.

«На самом же деле отсутствие критерия истины не в большей степени превращает понятие истины в бессмысленное, чем от­сутствие критерия здоровья делает бессмысленным понятия здо­ровья. Больной может жаждать здоровья, даже не имея крите­рия его. Заблуждающийся человек может жаждать истины, даже не обладая ее критериями»3.

Таким образом, метод критического рационализма, согласно К. Попперу, с успехом преодолевает все препятствия на пути к объективному научному знанию. Он абсолютно незаменим как в методологии научного знания, так и в его эпистемологии.

«Никакой иной метод не в силах помочь нам оправдать наши методологические конвенции и доказать их истинность»4.

1 Поппер К. Логика и рост научного знания. С. 72.

2 Там же. С. 69.

1 Там же. С. 385. 4 Там же. С. 81.


Еще один характерный признак методологической и эписте­мологической программы К. Поппера — это ее эволюционность. Развитие науки Поппер рассматривает как эволюционный про­цесс — аналогичный тем процессам, что происходят в природ­ном мире. В связи с этим Поппер формулирует три основных тезиса:

[1] «Специфическая человеческая способность познавать, как и способность производить научное знание, являются результа­тами естественного отбора. Они тесно связаны с эволюцией спе­цифически человеческого языка»1.

[2] «Эволюция научного знания представляет собой в основ­ном эволюцию в направлении построения все лучших и лучших теорий. Это — дарвинистский процесс. Теории становятся луч­ше приспособленными благодаря естественному отбору. Они дают нам все лучшую и лучшую информацию о действительности»2.

[3] «Для решения такого рода задач можно использовать только специфически человеческий язык»3.

Эволюционная эпистемология Карла Поппера опирается на его другую, не менее важную концепцию — концепцию «трех миров». Согласно этой концепции эволюция научного знания пред­ставляет собой частный случай общих эволюционных процессов в уни­версуме, разделенном на три основных мира: 1) мир физических объектов и физических состояний; 2) мир ментальных состоя­ний; 3) «мир объективного содержания мышления, прежде все­го содержания научных идей, поэтической мысли и произведе­ний искусства»4.

Эти три мира непрерывно изменяются, развиваются, эволю­ционируют, задавая тем самым определенный темп эволюции научного знания. Последнее развивается еще по той причине, что, не развиваясь, оно теряет свой эмпирический характер. Если у но­вых гипотез и теорий отсутствует эмпирический базис в виде новых наблюдений и экспериментов, метод фальсификации пе­рестает работать.

Рост научного знания, следовательно, естественным образом связан с постоянной трансформацией этого знания, с непрерыв­ным обогащением и улучшением его.

«Когда я говорю о росте научного знания, я имею в виду не накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение на-

1 Поппер К. Эволюционная эпистемология. С. 57.

1 Там же.

3 Там же. С. 59.

Поппер К. Логика и рост научного знания. С. 440.


 


56


57


учных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями»1.

Эволюционная эпистемология К. Поппера является достаточно перспективной научной схемой, способной удачно встроиться в общие эволюционные представления естественных и социальных наук. Российский философ А.В. Панин, специалист по постпо­зитивизму, указывая на этот факт, интерпретирует подход К. Поп-пера примерно следующим образом:

«Человек (в концепции К. Поппера. — А. О.) перестает при­спосабливаться к окружающим условиям посредством видоиз­менений своей биологической структуры и функций. Он вно­сит изменения в научное знание, и нож естественного отбора начинает элиминировать наши пробные решения в знании. Био­логическая эволюция переходит в когнитивную эволюцию, эво­люция видов переходит в эволюцию знания. Но принцип эво­люции, а именно метод проб и ошибок, целиком сохраняется»2.

В результате в современной философии и методологии науки исследователи склоняются к весьма высокой оценке методоло­гических идей К. Поппера, полагая, что они могут быть доста­точно эффективно использованы в рамках любой методологичес­кой программы.