ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Между миром экономического субъекта и миром экономических явлений лежит мир экономических фактов.
Экономические факты — это не просто какие-либо экономические события, это рациональная регистрация и интерпретация этих событий в уме познающего субъекта с последующей переработкой данного мыслительного материала в совокупность научных экономических фактов.
В целом же экономические факты представляют собой разновидность социальных фактов — событий, явлений или действий, непосредственно наблюдаемых и фиксируемых субъектом — человеком, социальной группой или всем обществом.
Однако социальный факт — это не всякое явление, существующее в социальной среде. Среди них могут быть и факты другого порядка — биологические, физические, химические или даже просто механические. Например, если я просто подбрасываю камень вверх, после чего он падает на землю — это просто механический (или физический) факт, вызываемый силой всемирного тяготения. Но если вдруг (не дай бог) этот камень попадает кому-нибудь в голову и наносит этому другому тяжелую травму, тогда обыкновенный механический факт превращается в факт социальный — совершается преступление (пусть даже по неосторожности), влекущее за собой соответствующие юридические и моральные последствия.
Если же попытаться дать общее определение факта, в частности социального факта, то оно будет выглядеть примерно так:
«В онтологическом смысле факты суть не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся со-
бытия. В логико-гносеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале»1.
В принципе, тот же самый подход применим и к экономическим фактам. Любое событие, явление или действие попадает в разряд экономических, если оно влечет за собой определенные экономические последствия.
Экономические факты — это события хозяйственной жизни, непосредственно наблюдаемые и фиксируемые субъектом, наблюдателем. Экономическими фактами могут быть любые социальные факты, которые фиксируют те или иные экономические процессы или явления.
Требования, предъявляемые к экономическим фактам, должны быть следующими: а) полнота; б) сравнимость; в) достоверность2.
Требование полноты означает прежде всего требование абсолютного охвата всех наблюдаемых фактов, в том числе и фактов, кажущихся случайными, временными:
«Полноту фактов следует понимать, во-первых, в отношении полного охвата явлений или элементов исследуемого процесса (полнота пространственного охвата), во-вторых, в отношении охвата всех существенных сторон явлений (полнота охвата сторон явлений). При анализе экономических явлений полнота фактов предполагает, кроме того, наличие их за максимально длительные непрерывные сроки (полнота охвата во времени)»3.
Требование сравнимости включает в себя в первую очередь жесткий запрос на единообразие сравниваемых экономических фактов, или, говоря иначе, их однородность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимое, — например, тонны выплавленной стали и выраженную в рублях экономию электроэнергии. Однако даже при однородных показателях проблема сравнения иногда приобретает непростой характер и требует объемных калькуляций и сложных математических расчетов.
Требование достоверности — ключевое требование в анализе всех экономических фактов.
«Точными, достоверными считаются величины (факты), которые отражают действительный или истинный размер явлений.
Разность между величиной, полученной в результате измерения, и величиной, которая принимается истинной, называется ошибкой или погрешностью»'.
Причины недостоверности тех или иных экономических фактов могут быть связаны с различными причинами: несовершенством процедур измерения, математического или статистического аппарата, неверной интерпретацией исходных или конечных результатов, случайностью выбора экономических фактов (т.е. неполным их охватом), некритическим подходом к тем или иным фактам и т.д.
Кроме того, следует помнить, что при отборе любых фактов большую роль играет идеологическая {ценностно-мировоззренческая) позиция субъектов, и элемент той или иной «идеологической интерпретации» того или иного экономического факта часто, хотя и не всегда, незримо присутствует в самом факте. Устранению подобного элемента способствуют диалог, дискуссия, уточнение логического пространства обсуждаемой проблемы.
В связи с этим возникает проблема обоснованности того фак-туального знания, которым располагает экономическая наука. Аналогично социологической науке, ее можно решать на трех уровнях: мировоззренческом, теоретическом и процедурном2.
Мировоззренческий уровень предполагает общую, фундаментальную обоснованность всего экономического знания. Идеология, система ценности, в целом мировоззрение формируют первую, самую базисную ступень обоснованности всей системы экономического знания. «Ошибочная» («ложная») идеология, антигуманистическая или просто искаженная система ценностей, догматизм или релятивизм ведут к неправильной интерпретации экономических фактов, к отбору несущественных фактов в ущерб существенным или даже к отказу воспринимать экономические события такими как они есть.
«Если на этом уровне доминируют иллюзии, заблуждения, то они будут "накладываться" на все последующие операции исследования»3.
Второй уровень — теоретический. Здесь важнейшее значение имеют состояние и разработанность экономической теории, ее способность правильно интерпретировать и включать в свое проблемное поле экономические факты. Если, к примеру, на
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М, 2001. С. 43. Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 1974. С. 145. Там же.
1 Суслов И.П. Методология экономического исследования. С. 153. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. С. 49. Там же.
31
эмпирическом уровне факты интерпретированы правильно, но сама теория по своей сути ошибочна, то полученное в результате теоретическое знание будет ложным1.
Третий уровень — процедурный. На этом уровне обосновывается правильность процедур исследования, т.е. способов и приемов получения экономического знания.
«Это система знаний о методах и технических приемах, обеспечивающих надежную и устойчивую фактуальную информацию»2.
Последний уровень обоснования — уровень методологический; он прямо апеллирует к методам исследования экономической реальности, тем самым методам, о которых речь и пойдет в настоящем учебнике.
В совокупности все три уровня обоснования экономического знания (мировоззренческий, теоретический и процедурный) образуют концептуальный каркас всякой экономической исследовательской программы, или, говоря более точным и современным языком, экономической парадигмы.